В прошлой статье мы выяснили, что ELM327 — это маст-хэв для любого современного водителя. Но купить этот "свисток" — это только полдела. Я каждый день вижу на в своем телеграм канале крики о помощи: "Купил ELM, а он не подключается!", "Почему у меня показывает только обороты и температуру, а у соседа — давление в шинах?", "Какую версию купить для айфона?", Где вкладка "Сервис и кодирование?" И тд.
Хватит этих мучений. Сегодня я проведу полноценный инструктаж. Я на пальцах объясню, какие бывают версии адаптеров, почему один работает с iPhone, а другой — нет, и, самое главное, раскрою главный секрет: почему возможности вашего ELM327 зависят не столько от самого адаптера, сколько от программы и "мозгов" вашей машины. Просьба подписаться, если инфа будет полезной.
Это будет самая полная и понятная инструкция по ELM327. После нее вы будете знать больше, чем 95% "диагностов"-читальщиков в гаражных сервисах.
Глава 1: Версии железа. Bluetooth, Wi-Fi и цифры 1.5 vs 2.1
Итак, вы зашли на маркетплейс и увидели сотню одинаковых на вид "свистков". В чем разница?
Тип связи (Самое важное!):
Bluetooth: Самый распространенный и дешевый вариант.
Для кого: Только для Android-смартфонов и Windows-ноутбуков.
Почему не для iPhone? Apple использует свой, закрытый протокол Bluetooth, и для работы с ним нужна специальная сертификация MFi (Made for iPhone), которой у дешевых китайских адаптеров, естественно, нет. Вы просто не увидите его в списке устройств.
Wi-Fi: Чуть дороже, но универсальнее.
Для кого: Работает и с Android, и с iPhone/iPad и ноутбуками.
Как работает: Адаптер создает свою собственную Wi-Fi сеть, к которой вы подключаетесь телефоном.
Минус: Пока вы подключены к адаптеру, у вас на телефоне не будет мобильного интернета. Неудобно, если нужно "на лету" загуглить код ошибки. Также, менее безопасный вид соединения, а также менее надежный из-за кучи сетей вокруг.
Bluetooth 4.0 (BLE - Bluetooth Low Energy): Современный формат.
Для кого: Работает со всеми: и с Android, и с iPhone.
Почему? Этот стандарт Bluetooth поддерживается Apple. Часто такие адаптеры имеют приписку "for iOS & Android".
Плюс: Низкое энергопотребление, стабильная связь.
Минус: не все программы могут работать корректно.
Версии прошивки (1.5 vs 2.1) — главный обман:
Вы везде увидите эти цифры. Маркетологи кричат: "Версия 2.1 — новее, лучше, быстрее!". А теперь, Ебёныч, я вам открою страшную тайну.
Настоящий, оригинальный чип ELM327 от канадской ELM Electronics закончил свое развитие на версии 2.1. Но в этой версии канадцы убрали поддержку старых протоколов SAE J1850.
"Версия 1.5" — это китайский клон! Но клон, как ни странно, ЛУЧШИЙ. Китайцы просто скопировали одну из ранних версий оригинального чипа (скорее всего, 1.4), где была поддержка ВСЕХ протоколов.
Вердикт по версиям: Не ведитесь на маркетинг. Ищите адаптер с пометкой "версия 1.5". Он самый "всеядный" и будет работать с 99% леворуких авто у которых есть разъем с 1996 года.
Кстатия я лично более года назад покупал вот такой проверенный сканер версии 1.5 и он меня более чем устраивает.
Итоговый выбор:
Для Android: Идеальный вариант — Bluetooth, версия 1.5.
Для iPhone: Идеальный вариант — Bluetooth 4.0 (BLE), версия 1.5. Или Wi-Fi.
Глава 2: Программы. "Железо" — ничто, софт — всё!
Вы купили правильный адаптер. Но сам по себе он — бесполезный кусок пластика с платой. Вся магия происходит в программе на вашем телефоне.
Почему у вас показывает 5 параметров, а у соседа — 50?
Потому что ваш ELM327 — это просто "переводчик". А вот ЧТО ИМЕННО он может перевести, зависит от трех вещей: стандартных PIDов, расширенных PIDов и возможностей программы.
Стандартные PIDы: Это базовый набор (обороты, скорость, температура ОЖ), который увидят все через базовый протокол eobd.
Расширенные (заводские) PIDы: Это "секретные" параметры (температура масла в АКПП, пропуски зажигания и т.д.), которые программа должна "знать", чтобы прочитать.
Типы программ (и в чем их сила):
Универсальные (мультимарочные): Программы вроде Car Scanner ELM OBD2 или Torque Pro — это швейцарские ножи. Они имеют огромные базы расширенных PIDов для десятков марок. Для 90% задач этого хватает с головой.
Специализированные (монобрендовые): А вот это, Ебёныч, уже скальпель хирурга. Это программы, "заточенные" под одну марку. Они знают о вашей машине ВСЁ. Например, CVTz50 для Nissan, AlfaOBD для Fiat/Chrysler, BimmerCode для BMW и так далее.
Вердикт по программам: Начните с хорошего "универсала" вроде Car Scanner или Torque. А если вы — преданный фанат одной марки и хотите выжать из диагностики максимум, ищите специализированный софт. В будцщих статьях я расскажу о таких программах. А если тебе не терпится - иди на мой Вк или ютуб и там ищи видео в плейлисте Атводиагностики
Кстати, о секретах и диагностике. При автоподборе мы используем профессиональные сканеры, но даже простой ELM327 может рассказать о машине очень многое. Например, по параметру "пробег с момента сброса ошибок" мы часто ловим "перекупов", которые "забывают" рассказать о недавних проблемах.
Еще больше таких "фишек" и историй из практики я выкладываю в свой Телеграм-канал "Автосовет Юрича" (https://t.me/autosoviet).
А если вам нужна полная, профессиональная диагностика перед покупкой, чтобы не нарваться на "кота в мешке", — наш Телеграм-бот для заявок на подбор и пригон (https://t.me/AutoSoviet_bot) всегда к вашим услугам.
Глава 3: Пошаговая инструкция. Как "подружить" ELM327 с машиной и телефоном
Хватит теории. Пошаговый план действий.
Найдите разъем OBD-II. Обычно он находится под рулем слева. Ечли француз - по центру в рацоне селектора кпп.
Вставьте адаптер на заглушенной машине.
Включите зажигание.
Сопряжение (только для Bluetooth на Android):
Зайдите в настройки Bluetooth телефона, найдите устройство "OBDII" и подключитесь к нему. PIN-код обычно 1234 или 0000.
Запустите программу (например, Car Scanner):
Зайдите в "Настройки" -> "Подключение".
Выберите тип адаптера и ваше устройство "OBDII".
Самое важное: выберите "Профиль подключения", соответствующий вашей марке и модели авто (например, "Kia Ceed (JD)").
Вернитесь на главный экран и нажмите "Подключить".
Если все сделано правильно, через 10-20 секунд программа "оживет". Поздравляю, вы "взломали матрицу"!
Резюмешечка
Как видите, ELM327 — это не магия, а технология. И чтобы она работала, нужно просто понимать ее принципы:
Правильный адаптер.
Правильная программа.
Правильный профиль подключения.
Выполнив эти три условия, вы превращаете "свисток" за 1000 рублей в мощнейший диагностический комплекс.
А вот ЧТО ИМЕННО смотреть в этом комплексе, чтобы предсказывать дорогие поломки, мы разберем в следующей статье. Я расскажу про "5 скрытых параметров, которые нужно контролировать через ELM327, чтобы спасти мотор и коробку".
Кстати, для тех, кто не любит ждать, — это видео будет доступно для моих подписчиков ВКонтакте (https://vk.com/autosovietvk). Там все ролики выходят раньше, чем на YouTube и Дзен. Так что подписывайтесь, чтобы быть первым!
А для всех остальных — не переключайтесь, статья выйдет уже скоро.