Названия блистательных вокально-инструментальных ансамблей «Песняры», «Самоцветы», «Весёлые ребята» остались на слуху. Однако за громкими именами коллективов и солистов остаются в тени те, кто создавал саму музыку. Одним из таких, чей вклад часто не замечают, был Владимир Семёнов. Именно его мелодии послужили основой для шлягеров, которые страна напевала десятилетиями.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Владимир Семёнов родился 15 октября 1937 года в Астрахани. Жизненный путь он начал с освоения надёжноё и стабильной профессии: поступил в техникум на механика строительных машин. Но вмешалась музыка... Уже в середине 1955 года Владимир Семёнов с друзьями создал свой первый эстрадный ансамбль, выступавший на студенческих вечерах.
Прирождённый талант и упорство позволили самоучке самостоятельно освоить нотную грамоту. Окончив техникум, Семёнов применил полученные инженерные знания на практике и самостоятельно сконструировал первую электрогитару. Возможно, первую в Астрахани.
Талантливого парня пригласили в местный ансамбль песни и пляски. Во время гастролей на Дальнем Востоке Семёнов остался работать в Хабаровске при местной филармонии. Но в 1964 году он уже переместился в Тулу, где состоял в джаз-оркестре под управлением Анатолия Кролла.
После успешного выступления его жены Галии Семёновой в радио-программе «С добрым утром!» Владимир Семёнов перебрался в Москву.
Неразлучных супругов пригласили в Московский мюзик-Холл. В столице Владимир Семёнов познакомился с пианистом, композитором и аранжировщиком Сергеем Дьячковым. Вместе они основали ВИА «Коробейники».
На тот момент у Владимира Семёнова в арсенале были две авторские композиции: «Звёздочка моя ясная» на стихи Ольги Фокиной и «Больше жизни» на слова Леонида Дербенёва. Путь к публике помог проложить новый знакомый — Стас Намин, внук легендарного государственного деятеля Анастаса Микояна, который горел желанием запустить собственный ансамбль.
Этот новый коллектив получил хипповое название «Цветы». Помимо самого Стаса Намина (электрогитара, вокал) и Сергея Дьячкова (клавишные), в его состав входили Юрий Фокин (барабаны) и Александр Лосев (вокал, бас-гитара). Владимир Семёнов присоединился в качестве гитариста.
В 1973 году «Цветы» записали материал для дебютного миньона. Через год вышел и второй. Оба разошлись баснословными, многомиллионными тиражами. Главной сенсацией первого миньона стала пятиминутная баллада Владимира Семёнова «Звёздочка моя ясная».
Как вспоминал Сергей Дьячков, запись была непростой: «Сели с Володей, что-то писали, старались. Вроде получилось. Хотя половина из того, что мы написали в партитурах, на записи не слышно. Во-первых, аппаратуры тогда не было такой хорошей, как сейчас, а, во-вторых, не всё сыграли. Время для записи было ограничено».
Во всех композициях двух миньонов, кроме одной, звучала гитара Владимира Семёнова. Его песня «Больше жизни» начинается с жёсткого блю-рокового забоя. Кроме того, введение джазовых и симфонических приёмов обогатило звучание ансамбля.
На третий миньон «Цветов» попала ещё одна знаковая песня Владимира Семёнова — «Красные маки» на стихи Виктора Дюнина, посвящение отцу-фронтовику композитора и всем защитникам Родины. Правда, с ростом популярности коллектива начались и неизбежные внутренние трения. Вскоре Семёнов вместе с Дьячковым покинул «Цветы», чтобы продолжить свой путь...
После ухода из «Цветов» к Владимиру Семёнову начали обращаться за материалом ведущие ВИА страны. Написанные им песни (их более семи десятков!) вошли в репертуар «Весёлых ребят», «Самоцветов», «Лейся, песня», «Пламени» и многих других.
Для ВИА «Синяя птица» Семёнов написал множество шлягеров, ставших классикой. Композитор не только писал музыку, но и участвовал в записи в качестве гитариста, много гастролировал с ансамблем.
В 1980-е песни, написанные Владимиром Семёновым, охватывали широкий стилистический спектр с заходами то в модный синти-поп, то в утяжелённый рок-н-ролл. Хитов в это десятилетие не случилось, но нельзя не оценить изобретательность автора, готового осваивать новые тенденции.
В 1990-е годы, как и многие его коллеги по советской сцене, композитор остался без работы, а вскоре вышел на пенсию. Но творчество не было забыто. Да и не могло быть забыто, учитывая его масштабы. Написанные Владимиром Семёновым песни в новых аранжировках звучали со сцены в исполнении реорганизованных ВИА, их не раз переиздавали и перезаписывали.
Самая заметная из них, конечно, «Звёздочка моя ясная». Любой композитор грезит о мелодии, которая будет жить сама по себе, достигнет всенародной славы. Владимиру Семёнову повезло. Его звёздочка из ранних 1970-х продолжает светить. И звучать на разные лады. Хоть в хоровом исполнении, хоть в вокально-инструментальном, хоть под гитару в дружеской компании, хоть под баян в провинциальном дворце культуры, на местной сцене и на большой эстраде...
Но не стоит забывать и другие песни. Проверенные десятилетиями мелодии Владимира Семёнова хранят тепло ушедшей эпохи, связывая прошлое и настоящее. Например, чудесная песня «Последнее письмо» на стихи Виктора Дюнина, вышедшая в 1981 году в исполнении «Синей птицы», проложила путь в поздний альбом легендарного Валерия Ободзинского под названием «Анна».
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!