В последние дне мне из всех интернет-дыр настойчиво подбрасывали рекламу, анонсы и трейлеры нового проекта практически бессмертного Андрей Кончаловского — «Хроники русской революции». Раз уж я веду канал «Музыка, культура и искусство», решил не игнорировать такую громкую премьеру. И сразу же отсмотрел за один вечер первые четыре серии, выложенные для просмотра на Start.
Эта статья — не полноценная рецензия, не описание сюжета сериала и не рассказ про историю его создания. Это в больше степени опрос😊. Потому что я, как всегда, очень хочу услышать мнение той части аудитории, которая также уже посмотрела первый логический блок про события 1905-года. А для тех, кто ещё не смотрел, оставлю и свой небольшой отзыв с впечатлениями.
Я с уважением отношусь с Кончаловскому и некоторые его работы смотрел много раз. Из очень богатого и разнообразного списка с фильмографией Андрея Сергеевича мне почему-то больше всего нравится попсовый боевик «Танго и Кэш» и мифологический мини-сериал «Одиссея». При этом высоко ценю и некоторые другие его работы. А вот отношение к супруге Андрона, белорусской актрисе Юлии Высоцкой, сыгравшей главную женскую роль в сериале «Хроники русской революции», у меня неоднозначное.
Несмотря на то, что она вроде бы и женщина красивая, и выглядит отлично, и действительно актёрствует, а не просто текст говорит или лицом светит, не очень я её воспринимаю. Дело даже не в том, что она — жена режиссёра. Это очень распространённый путь на большой экран. Причём у Высоцкой это ещё, пожалуй, самый честный и порядочный из всех возможных вариантов. Дело скорее в том, что больших ролей в картинах без участия мужа-режиссёра, прямо скажем, не очень много. А это — уже какой-то звоночек. Ну и, по мнению многих людей, она сильно замылила себя в качестве кулинарной ведущей. И теперь значительная часть зрителей воспринимают её не как актрису на телевидении, а как телеведущую у плиты, которая захотела в кино сниматься.
Я о Юлии Высоцкой и о её героине в «Хрониках русской революции» ещё скажу самое-самое важное своё мнение — прошу дочитать текст до конца 😊.
Долгое предисловие, наверное? Перехожу к сути 😊. Конечно, в сериале очевиден размах — всё-таки кино снимает сам Кончаловский — у него масса дорогих фильмов, в том числе и голливудских. А поддержку ему оказывает фонд самого Алишера Усманова (состояние 16,7 миллиардов долларов, 9-е место в списке богатейших людей России по версии Forbes). Удачный дуэт опытного режиссера и его условного мецената даёт фильму немало плюсов, среди которых:
- Качественные и продуманные декорации, интерьеры и экстерьеры — как построенные художниками-декораторами с нуля, так и выбранные на натуре.
- Не менее интересные второстепенные и даже эпизодические персонажи. Например, великолепен грузинский князь Цуладзе в исполнении совсем не грузинского артиста Арсения Семёнова. Это — лишь один из множества примеров. Просто он первый в голову пришёл. А, вот ещё вспомнил — революционера-махинатора Парвуса шикарно играет прекрасный актёр Алексей Колубков. Список можно продолжать.
- Вообще, ко всем мелочам в сериале отнеслись крайне серьёзно — верный признак «большого кино», соответствующих средств и режиссёра старой школы. Костюмы, причёски, манеры и говор людей из разных слоёв — очень качественно и профессионально сделано. Есть что посмотреть и послушать даже помимо малость поднадоевшего со времён «Ликвидации» одесского говорка.
- Отличная работа кастинг-команды и сотрудников гримёрного цеха. Если кто не знает, для выбора артистов на примерно 350 именованных ролей этого масштабного проекта объявлялся «народный отбор». Поэтому очень похожи и Ленин, и Парвус, и Гапон. С Николаем II (Никита Ефремов) всё проще, как с Марксом — закрыл лицо от бровей до шеи бородой с фирменными усами — и нормуль 😊. Но все равно — похож, конечно, и он.
А теперь о том, что мне понравилось не очень. А также о том, что не понравилось очень.
Сериал создает иллюзию исторического кино, не являясь таковым. Я понимаю, что ни одно кино не может быть стопроцентно достоверным исторически. И что историю Франции наивно учить по «Трём мушкетёрам». Но, наверное, это будет всё-таки результативнее, чем учить историю конца России и начала СССР по «Хроникам русской революции». Просто надо иметь это в виду — а то и правда подумаете, что петлю на шею священнику Гапону вязала несуществующая русская революционЭрка. Но это еще полбеды — повторюсь, просто не принимайте сюжетную историю этого кино за исторический документ.
Дальше. Сам сюжет «не держит». После трёх серий мне пришлось делать небольшое усилие, чтобы смотреть дальше — мне не хотелось узнать, что там будет. С другой стороны, обилие персонажей, событий и реплик в сериале приводит к тому, что если смотреть по одной серии в день и тем более реже — фиг вспомнишь, что там было в предыдущих сериях. Сюжетно фильм сильно проигрывает собственному антуражу — героям, декорациям и прочему.
Кроме того, не понравился Ленин вообще и сцена с попыткой пытки Парвуса в частности. Да, нам сначала 70 лет рассказывали о Ленине как вожде мирового пролетариата. Теперь уже 35 лет поливают из всех орудий нечистотами. Конечно, все революционеры, тем более в боевых группах — кровавые убийцы, это факт. Ленин — не добрый дедушка. Особенно с учётом того, что в первых сериях ему 35 лет. Но очень жаль, что сценаристы не придумали ничего интереснее, чем начать отрезать по приказу Ленина палец одному из спонсоров большевиков.
Актёр Евгений Ткачук также не дал роли Ленина ничего, кроме всем хорошо известной картавости и фраз из политических анекдотов. Ну, ещё если только какую-то шизанутую эксцентричность. Я не возвеличиваю и не принижаю личность реально существовавшего Ильича — я говорю про своё впечатление от этой роли в сериале «Хроники русской революции».
И вот, наконец, я подошёл к тому, про что не знаю, как написать… Как подобрать слова и никого не обидеть — я же принципиально не специализируюсь на громких высказываниях и грубой критике в поисках уродской интернет-славы. Но пройти мимо не могу. Постараюсь предельно этично.
Когда фильм начинается с того, что весьма пожилая революционерка, неизвестно сколько времени проведшая в дороге из Хельсинки в Петербург, с порога приглашает юного любовника залезть к ней под юбку с головой — это уже само по себе как-то не очень про «русскую революцию». Это про бл*дство в среде революционеров и революционерок — и оно было в полном объёме, это исторический факт. Но ведь фильм, кажется, всё-таки не про это. Как-то ждёшь кино, например, про революционное ораторское искусство, а не про оральное.
Но и это — не совсем то, что хочу сказать. Когда ты смотришь эту сцену на пятой минуте ленты и понимаешь, что в роли зрелой соблазнительницы — 52-летняя Юлия Высоцкая, а снимает кино её 88-летний летний муж, очень тяжело избавиться от тупой неловкости. И от ужасной нецензурной мысли — бл**, а нах** это надо? Если у вас, не дай бог, конечно, какие-то проблемы дома — так нам зачем про это знать? Или вы таким образом идёте по пути ошибок своих коллег, наподобие полуинтимных сцен в исполнении Веры Алентовой, снятых её мужем-режиссёром? Или Андрей Сергеевич Кончаловский пытается доказать зрителю, что он — огонь-парень, в теме и в тренде? Так он уже написал всё в своих книгах — и в «Низких истинах», и в «Возвышающем обмане». Кстати, книги — хорошие. Хоть тоже с моментами 18+. Чего не скажешь про этот и некоторые другие эпизоды в сериале.
Блин, я ни разу не ханжа — но зачем это??? Какая такая идея раскрывается этой конкретной сценой? «Хоть сам посмотрю и заодно всем покажу»? Если кому-то из вас, читателей, интересно — я сам, то есть автор текста, не очень старый ещё пень, мне 46 лет. Но я отказываюсь понимать «это» именно в данном моменте иначе, чем какую-то сублимацию реальной жизни режиссёра и актрисы. Точнее, мужа и жены.
Скоро выйдет следующий блок — поглядим. Рецензию также обязательно напишу и личный отзыв оставлю. А пока что приглашаю всех в комментарии — повторюсь, я пишу свои тексты почти всегда именно для того, чтобы узнать мнение других людей. И очень надеюсь, что даже если эти мнения будут совсем разными, все мы будем вести себя достойно и уважительно друг к другу и к людям, работавшим над сериалом «Хроники русской революции». Спасибо за внимание :)
==
В духе современных тенденций у этого Дзен-канала есть и полноценная версия в Телеграм — подписывайтесь обязательно, если вам интересно то, о чём я здесь пишу. Всегда рад любым комментариям, лайкам и подпискам, спасибо всем!