Найти в Дзене
ElliMarshmallow's K-POP

Каверы: плагиат на чужое творчество или реальная музыкальная ниша?

Вы когда-нибудь слышали кавер на песню? Вопрос риторический: разумеется, слышали, даже если не подозревали об этом. И довольно часто в обсуждениях я вижу вопрос: а зачем вообще делать ”копирку” с чужого творчества, когда лучше потратить время на создание чего-то собственного, оригинального? Так что сегодня, вооружившись известными примерами и собственным опытом работы над каверами, я порассуждаю, зачем каверы нужны, и какую роль они играют в наших музыкальных реалиях. Потому что все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Тема очень обширная, поэтому статья также получилась большой, так что запаситесь терпением или добавьте в избранное, чтобы спокойно прочесть, когда появится время. В самом широком смысле каверы, а точнее, кавер-версии – это любая музыкальная композиция, исполненная НЕ ее оригинальным исполнителем. В России они более известны под названием “ремейки”, хотя различия между кавером и ремейком все же есть, но о них будет чуть дальше по тексту. Каверы могут быть мн
Оглавление

Вы когда-нибудь слышали кавер на песню? Вопрос риторический: разумеется, слышали, даже если не подозревали об этом. И довольно часто в обсуждениях я вижу вопрос: а зачем вообще делать ”копирку” с чужого творчества, когда лучше потратить время на создание чего-то собственного, оригинального?

Так что сегодня, вооружившись известными примерами и собственным опытом работы над каверами, я порассуждаю, зачем каверы нужны, и какую роль они играют в наших музыкальных реалиях. Потому что все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

IU на своем шоу Palette исполняет каверы вместе с гостями как на их песни, так и на собственные
IU на своем шоу Palette исполняет каверы вместе с гостями как на их песни, так и на собственные

Тема очень обширная, поэтому статья также получилась большой, так что запаситесь терпением или добавьте в избранное, чтобы спокойно прочесть, когда появится время.

Что такое каверы?

В самом широком смысле каверы, а точнее, кавер-версии – это любая музыкальная композиция, исполненная НЕ ее оригинальным исполнителем. В России они более известны под названием “ремейки”, хотя различия между кавером и ремейком все же есть, но о них будет чуть дальше по тексту.

Каверы могут быть множества видов: инструментальные кавер-версии, вокально-инструментальные, чисто вокальные без аккомпанемента (а капелла), могут быть с оригинальным текстом, с переводом либо полностью видоизмененные. Сама я делаю каверы иностранных песен на русском языке, для которых пишу поэтические, или точнее, эквиритмические переводы – это когда текст в рифму и уложен на музыку, чтобы его можно было спеть.

Варьироваться могут не только отдельные партии и набор и инструментов для исполнения, но и темп или тональность трека (как в примере выше, где мы при реаранжировке немного ускорили песню). Но, в целом, пока в треке полностью совпадают смысл, ритмический рисунок и основные мелодии даже при изменении тональности и темпа – это кавер.

Или ремикс? Или ремейк? Что ж, грань тут достаточно размытая, и встречаются различные трактовки этого “явления”. По сути, оба этих определения относятся к каверам. Но есть и нюансы.

BTS, уже будучи известными артистами, исполняли множество каверов, например, на песню Fix You от Coldplay. Это стало предпосылкой к их совместной работе над уже оригинальной песней My Universe
BTS, уже будучи известными артистами, исполняли множество каверов, например, на песню Fix You от Coldplay. Это стало предпосылкой к их совместной работе над уже оригинальной песней My Universe

Ремикс – это исходная композиция с видоизмененным звучанием, те самые новые инструменты, бэк-вокал и прочее. А вот ремейк – куда более широкое понятие, потому что сюда относят любую заметную переделку: по смыслу текста, звучанию, темпу и т.д. – при котором трек звучит иначе, но первоисточник безошибочно угадывается.

В качестве примера могу привести Born Singer от BTS, который является ремейком песни Born Sinner от J.Cole. Бантаны переделали трек на свой лад, при этом припевы и аранжировка остались нетронутыми по звучанию.

Правда, когда речь идет об официальном ремиксе, как раз таки могут добавляться новые куплеты и прочее. Но в таком случае ремикс идет, как дополнительная официальная версия. Ярчайший пример - Standing Next To You совместно с Ашером.

Звучание аранжировки тут не меняли, а вот второй куплет исполнен по совершенно иной мелодии и с другим текстом. А вот в Holiday Remix изменили исключительно аранжировку. И обе эти версии являются официальными ремиксами на одну и ту же песню Чонгука.

Не могу не упомянуть сэмплинг – это когда в итоговом продукте используется только часть первоначального произведения, причем она может быть как прямой калькой, так и переработана по звучанию (например, другим инструментом записана). А еще оммажи – когда от изначальной композиции остается только вдохновение, и итог напоминает оригинал, хоть и не повторяет напрямую. Каверами описанные выше явления песню не делают.

Про оммажи я писала отдельную статью с известными примерами, а вот сэмплинг – часть композиции, перекочевавшую в другую, можно четко услышать, например в Supernova Love от IVE, где использовалась мелодия из Merry Christmas, Mr. Lawrence Рюити Сакамото.

А какие примеры сэмплинга в к-поп песнях встречали вы? Пишите в комментариях!

Немного истории

Разобрались с сущностью, перейдем к причинам. Зачем нужны каверы и как они возникли? Если рассматривать глобально, путь любого музыканта или певца начинается с каверов: в школе на уроках музыки, в специальных школах, колледжах и ВУЗах все оттачивают навыки и технику, исполняя уже существующие композиции. Так мы развиваем слух, определяем границы диапазона (у вокалистов), постигаем манеры исполнения и приемы. И уже это является базой для создания собственных произведений.

Крохотный Чонгук в свое время пришел на прослушивание на ТВ с кавером на песеню IU - Lost Child. И, если вы заметили, кавер именно на эту песню в своем исполнении я приложила в начале  статьи.
Крохотный Чонгук в свое время пришел на прослушивание на ТВ с кавером на песеню IU - Lost Child. И, если вы заметили, кавер именно на эту песню в своем исполнении я приложила в начале статьи.

Что касается каверов с точки зрения музыкальной сцены, то в первую очередь это дань уважения оригинальному исполнителю – другими словами, трибьют. Исполнение кавера показывает, что кто-то высоко оценил чужое творчество и потратил время и силы на свою интерпретацию материала. Бывает и так, что хочется не просто “пройти по стопам” но и придать песне собственный характер исполняющего кавер артиста, посмотреть на композицию и ее смысл с другой точки зрения.

Кавер-версии как явление существуют гораздо дольше, чем само это определение – оно появилось только в 1940-х годах. Довольно часто это можно наблюдать в джазовой музыке: очень многие известные композиции “каверились” бесчисленное количество раз. Порой находила более 10 версий одной и той же песни, и казалось, что мэтры просто соревнуются между собой, кто раскроет композицию лучше.

Элла Фицджеральд
Элла Фицджеральд

По факту все прозаичнее: понравилась песня – решил спеть, чтобы расширить репертуар уже готовой и главное “хайповой” (пусть тогда и слова такого не было) композицией. Ведь написать песню с нуля, как мы уже выясняли вот тут, дело очень трудоемкое!

Даже такие мэтры, как Луи Армстронг, Бинг Кросби, Элла Фицджеральд, активно исполняли песни других исполнителей в своей уникальной манере. На досуге проверьте, не является ли ваш любимый джазовый трек кавером?

Какой еще Чимин? Какая еще DNA?
Какой еще Чимин? Какая еще DNA?

В России слово “ремейк” прочно связано с Филиппом Киркоровым, которого в свое время часто упрекали в “поиске вдохновения” в песнях зарубежных артистов, хотя сам он признал лишь 2 таких трека. Поскольку от изначального смысла там оставались крохи, назвать это каверами будет сложно – ремейки они и есть.

Но далеко не он “прорубил окно в Европу”: многие советские артисты успешно “подглядывали” в репертуар западных коллег, а после срывали овации уже на родине. Ярчайший пример – Сергей Минаев, в репертуаре которого более 50 каверов и ремейков на чужие песни! Тогда, смею заметить, подобное “импортозамещение” не порицали – зачастую потому, что с оригиналами знакомы не были.

Cause' I-I-I'm in the stars tonight!
Cause' I-I-I'm in the stars tonight!

С появлением интернета и доступности записывающего оборудования каверы вошли в свой расцвет, став чуть ли не отдельной и полноценной нишей, а на музыкальных платформах даже жанр появился такой – “кавер-версия”.

Многие артисты добавляют каверы в репертуар в качестве дополнительной рекламы своих талантов среди поклонников оригинальной композиции или артиста. Кавер-версии песен популярных артистов стали ядром самостоятельных шоу, например, шоу “Маска”, “Аватар”, “Фабрика Звезд” и прочих.

Вот, к примеру, Чонгук, который выступал на шоу The King of Mask Singer

Есть и кавер-артисты, которые благодаря популярности, заработанной в интернете, смогли стать полноценными артистами, заключив контракты с продюсерскими центрами. В западном сегменте это, к примеру, Джастин Бибер, Чарли Пут, Шон Мендес. В России такие также имеются, например, Клава Кока.

Каверы становятся реальным шансом для молодых артистов показать свои таланты и получить больше аудитории, а также выказать уважение своим кумирам и сонбэнимам (это артист, который дебютировал до тебя, если речь про кей-поп). Бывает и так, что каверы становятся полноправной частью дискографии артистов, поднимаются высоко в чартах и получают награды наравне с полностью оригинальными треками. Но для конкретных примеров у меня будет отдельный раздел в конце статьи.

Сольный хит Кая из EXO - Rover тоже является ремейком на песню болгарской исполнительницы Dara
Сольный хит Кая из EXO - Rover тоже является ремейком на песню болгарской исполнительницы Dara

Юридические аспекты

Правовые вопросы по части авторских прав – огромное болото, в котором не выплыть порой даже юристам, так что я буду делиться теми нюансами, с которыми сталкивалась сама. Если у вас есть другая информация (обязательно проверяемая), то можете поправить или дополнить мои тезисы в комментариях, буду только рада.

Начнем с того, какие виды авторских прав действуют в сфере музыки. Это права на мелодию в виде нот, на текст, на голос, которым исполнена песня, на запись (например, на определенной студии с определенными музыкантами), и на конкретный вид аранжировки со всеми входящими в нее партиями (иногда – по отдельности в зависимости от того, кто конкретную партию исполнил). Все эти права делятся на права авторства (и они неотделимы) и права использования.

Как я смотрю на перечень информации, которую надо предоставить для дистрибуции кавера
Как я смотрю на перечень информации, которую надо предоставить для дистрибуции кавера

Нельзя так просто взять и сделать кавер или ремейк: камнем преткновения становятся вот эти самые права. А уж если не указал в “кредитах” авторов оригинала и выдаешь песню за свой уникальный продукт – это называется плагиатом, и тут санкции будут уже пострашнее.

Но даже с указанием всего этого вопрос получения разрешения на кавер и его монетизацию принципиален. Для уже состоявшихся артистов этим занимаются их официальные представители, а вот любителям вроде меня приходится делать все самостоятельно. И тут главное – знать, что и как, чтобы правообладатели не пришли по твою душу.

И как я себя чувствую, загружая каверы
И как я себя чувствую, загружая каверы

В этом плане YouTube был отличной платформой, работавшей по схеме: грузишь кавер – доход с него разделяется между автором кавера и песни, либо уходит в карман правообладателю, и твое видео не трогают. Правда, если речь об инди-музыкантах (без лейбла), они могут просто заблокировать видео вручную через поддержку – и тут уже ничего не сделать, если автор так пожелал.

В данный момент видео с российских аккаунтов на YT не монетизируются, а платежные кабинеты заблокированы.

С музыкальными платформами типа Яндекс Музыки, Spotify и Apple Music – сложнее. Музыка туда попадает либо через лейбл (для крутышек), либо через специальные сервисы, выполняющие функцию лейбла. Не бесплатно, конечно же: в зависимости от условий распределения дохода, количества платформ, на которые трек будет загружен, и других опций, это может стоить от от 400 до 17 тысяч рублей по текущему курсу.

С каверов на музыкальных платформах оригинальные артисты тоже имеют отчисления
С каверов на музыкальных платформах оригинальные артисты тоже имеют отчисления

Еще нюанс: выкладывать туда музыку можно исключительно со своими аранжировками и вокалом – чтобы ни следа оригинального аудио-материала, помимо мелодии. Причем речь об иностранных песнях, где у выпускающих лейблов уже есть нужные договоренности с платформами. В некоторых случаях даже они могут отказать, если нужное соглашение отсутствует, либо прописаны отдельные условия.

На российские песни получить такую лицензию можно только у самих артистов или их лейблов, и неизвестно, в какую сумму это выльется. Если же вы договорились с правообладателями, сервис попросит документы об этом – чтобы не подставлять себя в первую очередь. Я пока ни разу сама не получала подобную лицензию именно на российские песни (поскольку занимаюсь переводами иностранных), так что советов на этот счет дать не могу.

-12

Увы, подобные лицензии распространяются только в пределах конкретных платформ, указанных в договоре с сервисом (то есть, если вы купили лицензию для Яндекс Музыки, это не значит, что по той же лицензии вы можете залить трек на Spotify).

Получение лицензии на живые выступления с кавер-версиями – отдельная головная боль, ведь там все зависит от характера выступления (коммерческое или бесплатное), от количества аудитории, от возможности трансляции по ТВ, и еще от того, насколько популярна конкретная песня. Чем популярнее – тем дороже. То же касается и выпуска кавер-версий на носителях типа CD, виниле, кассетах и т.д.

Пмнится, под кавером TXT на песню Dynamite кто-то написал, мол, да кто им разрешил петь песню бантосиков!?
Пмнится, под кавером TXT на песню Dynamite кто-то написал, мол, да кто им разрешил петь песню бантосиков!?

Зал славы

История знает немало кавер-версий, которые превзошли первоисточник. Одним из ярчайших примеров является саундтрек к фильму “Телохранитель” в исполнении Уитни Хьюстон - I Will Always Love You. Изначально эта песня принадлежит легенде кантри-музыки Долли Партон, и звучит в оригинале совершенно иначе. Версия Уитни на голову переплюнула по популярности версию самой Долли, и даже получила Гремми, но та не в обиде: утверждает, что версия Уитни лучше, потому что с нее приходит гораааздо больше авторских отчислений 😅

Песня которая для меня является синонимом рок-н-ролла – Blue Suede Shoes, оказывается, была написана вовсе не для Элвиса Пресли, который и сделал ее известной на весь мир. Ее автором и исполнителем был Карл Перкинс, у которого Элвис перехватил удачную композицию. Такой ход конем пошел Перкинсу на пользу: авторские отчисления от Элвиса помогли автору песни встать на ноги после автокaтастрофы.

Итальянская группа Maneskin триумфально ворвалась в западный шоу-бизнес после победы на Евровидении 2021 и на какое-то время даже смогла там закрепиться. Одним таких “якорей” стал кавер на песню Beggin. Лично мне эта версия не понравилась: вышло слишком нарочито, с неуместной хрипотцой и каким-то ощущением превосходства исполнителя над слушателем. Такой ли должна быть песня об искренней мольбе о прощении у возлюбленной?

В общем, оригинал от The Four Seasons и даже версия Madcon, которая гремeла в 2010-х (ее и каверили итальянцы) мне нравятся значительно больше, но факты говорят за себя: с этим кавером Maneskin взяли награду на премии American Music Awards.

Среди кей-поп музыки очень ярким примером будет трек Next Level от aespa – ремейк на саундтрек из фильма “Форсаж: Хоббс и Шоу” от A$ton Wyld. Структура песни осталась почти нетронутой, лирика во многом созвучна с оригиналом, хоть и переписана на корейский с учетом лора группы.

Песня принесла тогда новичкам огромный успех и попала во все корейские чарты. Они с ней даже дэсан выиграли – одну из крупнейших наград в к-поп, о которой большинство корейских артистов может только мечтать. И хотя более поздние собственные композиции у aespa мне нравятся больше, отрицать успех и влияние этой песни у них никак не могу.

Послесловие

Тема каверов довольно обширна, и каждый артист вправе сам решать, добавлять ли каверы в репертуар, и с какой целью он это делает. Причин тому может быть масса, а не только неумение создавать собственный материал: например, желание выразить уважение оригинальному артисту, попробовать свои силы в другой манере исполнения или просто засветиться среди поклонников исходной композиции. В свою очередь у каждого слушателя есть право – слушать такой кавер или нет.

Многие к-поп артисты даже самого высокого эшелона с удовольствием исполняют каверы. Нет, речь не про “спел в караоке” и “напел себе под нос куплетик”, что некоторые тут тоже считают каверами, и уж точно не ИИ-поделки – речь про полноценные выступления или студийные/домашнестудийные записи с обработкой звука и прочим. Порой даже видео снимают на такие каверы.

V из BTS, к примеру, не только c удовольствием делает каверы, но и поучаствовал в официальном ремейке на песню Бинга Кросби White Christmas
V из BTS, к примеру, не только c удовольствием делает каверы, но и поучаствовал в официальном ремейке на песню Бинга Кросби White Christmas

Кроме того, всегда ли вы можете с уверенностью сказать, что песня, которая вам понравилась, не является кавером или как минимум ремейком? Поэтому не спешите списывать кавер-версии со счетов заочно: может, именно в таком исполнении и обработке песня заиграет для вас новыми красками. А даже если нет – разве это как-то уменьшит талант и заслуги оригинального исполнителя?

-15

Понравилась статья? Тогда загляните сюда:

Обзоры и переводы песенРубрика "Знакомимся с артистами"

-16