Сегодня очень захотелось поговорить снова о магии синематографа, и для этой цели я выбрал один удивительный фильм «Ответный ход» режиссёра Михаила Туманишвили и автора сценария — Евгения Месяцева. Фильм снятый аж в 1981 году. Мне тогда было всего пять лет отроду.
Как же это давно было. Посмотрел его я конечно впервые намного позже. Фильм настолько популярный и известный, что, собственно, о чем можно ещё поговорить? Не беспокойтесь — никаких особых инноваций или скандалов интриг расследований не будет. Там всё давно сказано.
Просто в очередной раз посмотрел фильм и остался снова под впечатлением. Удивительно. Удивительно, как здорово во времена советской эпохи умели снимать. Это особенный мир советского кино, в котором есть нечто особое, «ламповое», что совершенно нельзя подменить современными гаджетами или цифровой съемкой — это настоящее кино, и его умели делать.
Почему-то захотелось поговорить именно о второй части этой ленты. Эта «дилогия», на мой взгляд, не просто кино. Эта лента стала для советских людей чем-то особенным, как для космонавтов «Белое солнце пустыни». Они, говорят, всегда его смотрят перед стартом — такая традиция. Так и с этим фильмом. Персонажи стали настолько близки и понятны, что давно уже считаются «своими в доску», хотя прошло немало лет.
Начало и суть сюжета.
С военными гарнизонами лично у меня было связано в жизни многое. Посему тематика подобных фильмов близка как никогда и понятна. И так, в первом фильме группа «Южных» одержала победу благодаря группе Тарасова, который вёл разведчиков вдоль тянущегося от КПП кабеля связи и привёл их к замаскированному командному пункту. В указанное место высадился десант. Первая часть закончилась на победной позитивной ноте.
Фильм второй начинается вновь с учений между условными группировками «южных» и «северных». Вновь разведчикам поставлена задача: встретить начальника штаба ВДВ с секретными документами на побережье условного района. Эту задачу поставили любимым героям, членам группы «южных»: капитану Тарасову (Борис Галкин) и прапорщику Волентиру (Михай Волонтир).
Борис Сергеевич Галкин для меня очень мощный актёр. А вот если немного отойти от фильма, напарник Галкина по сюжету, Михай Волонтир, в своё время удивил. Будучи депутатом парламента Молдавской ССР, выступал против дружбы с Россией и за ограничения русского языка. Тот ещё «чёрт». Это не тебя ли эта страна кормила, давала работу и снимала в фильмах?!
Странный персонаж. Правда спросить уже не получиться. Михай Волонтир скончался в Кишинёве 15 сентября 2015 года на 82-м году жизни. О не живых людях, как бы не принято говорить плохо. Скажу лишь словами Артемия Лебедева: «Ну умер и умер». Вернёмся к фильму.
Группа Тарасова с прапорщиком выдвигается на задание на берег моря. Где в ожидании вертолёта разведчики общаются. Момент хороший. Волентир грустит, напевая родные песенки, а Тарасов интересуется: «Мол, что за настроение?». Тут мне кажется, специально прописана «грустинка» по службе бывалого вояки, и в фильме этот момент ещё получит своё объяснение.
Ещё мне понравился один момент, когда в этом же разговоре прапорщик спрашивал командира:
«Вам нравится лес, командир?». Спрашивает прапорщик.
«Как место боя не очень», — говорит. Простора маловато.
Как интересно меняется время и условия войны. Сейчас, как мне кажется, лес, напротив, является более благоприятным условием для «работы». Открытая местность — верная смерть и место обитания дронов. Новая стратегия и тактика полностью поменяла условия ведения боя. С другой стороны, что удивительного? После Великой Отечественной войны прошло так много лет, времена и технологии...
Тем временем прибывает курьер, и группа отправляется обратно. Однако, наверное, именно в этом месте и начинается тот самый «ответный ход», когда на дороге оказывается засада во главе с начальником контрразведки «Северных» гвардии подполковником Морошкиным Геннадием Семёновичем. Что удивило, что целый начальник (фигура) пошел на задание. Как так-то?!
А если бы южные, предполагая, что он там будет, усилили бы группу дополнительными специалистами? Да захватили бы в плен целого начальника контрразведки? Понятное дело, что это была своего рода лишь игра. Всё же это учения. В бою понятно: положили бы встречающих и с начальником штаба в зубах ушли бы восвояси. Это такая дань сюжету. Это понятно. Просто интересный момент. Да и увидеть любимого персонажа в лице Морошкина - одно удовольствие.
Хотя, положа руку на сердце, разведчики сами виноваты. Не стоило так расслабляться, валяясь на УАЗике. Мало-мальски нужно было осмотреться — глядь, и заметили бы засаду. Хотя, судя по фильму, Морошкин затаился прилично дальше по дороге. Вряд ли заметили бы.
Короче говоря, группу «обули». Оставшись на дороге, разведчики придумывают план и с ним отправляются к руководству, на военно-морскую базу. Видимо, учениями командуют моряки. В фильме очень хорошо, что стали участвовать иные рода войск. Так правильно и по сюжету фильма, и по идейной составляющей. У нас много мощных составляющих армии, а стало быть, их нужно было показать. Тут всё здорово.
Флотские, естественно, отчитывают Тарасова за прокол. Понятное дело, что в военное время они уже не разговаривали бы, но тут игра, и она продолжается. Тарасов доводит план, и формируется отдельная разведгруппа, в состав которой входит новый командир, морпех капитан Евгений Швец в исполнении ещё одной звезды советского экрана Вадима Спиридонова. К сожалению, его уже нет в живых. 10 декабря 1989 года в Москве он был похоронен на Ваганьковском кладбище. Он был известен многими работами в кино, а также был актёром озвучения, озвучил более сотни отечественных и зарубежных работ. Голосом Спиридонова в разные годы говорили мировые звёзды кинематографа А. Делон, Ж. Депардьё, Д. Николсон и другие.
Тем временем контрразведчик Морошкин задумывает со своей группой план. «Ответный ход» продолжается, и намеренно попадает в плен к диверсантам Швеца. Тут мне немного непонятно: почему Зуев с вертолётами находился так далеко от места работы маяка? Даже когда группа пешком была на марше (все не в кроссовках, к слову), «Зуич» находился километрах в трех с группой задержания. И даже на вертолётах не поспевали за «бегунами». Но сама идея плана хорошая.
В фильме присутствует разумный юмор. Самое удивительное, к месту. Очень нравится сюжет, когда Тарасов, заполучив передатчик, разговаривает с женщиной в лесу.
«Здесь скоро танки пройдут. — Да где ж они тут пройдут, тут же узко?! — Эти пройдут. У этих одна гусеница. — Понаделают чёрт-те чего…».
Или когда разведчики привязали в лесу начальника контрразведки, а он им и говорит.
«Вот вы меня к дереву, а ну как помру? Или волки съедят? — Вас не будут есть, товарищ подполковник. — Невежливо».
В этом фильме мне нравится всё. Многие считают его «агиткой» службы в армии. А, собственно, что тут плохого? Все нормальные мужики служили в армии, и это действительно школа — школа становления из парня мужчины. Такие фильмы нужны. Они нужны и тогда, и сейчас, правда, мало кто сегодня владеет этим прекрасным советским стилем отечественного кино, но всё же.
Это кино не кажется нереальным, напротив — всё делается на силе и выносливости, преодолевая трудности, и в итоге приходит к заслуженной победе. Интересно, но говорят, что из фильма было вырезано много моментов (в том числе и документальных) из-за соображений соблюдения секретности. Весь этот материал был уничтожен в процессе монтажа. Это, наверное, оправдано, ибо в фильме принимали участие практически все рода войск. Но помню, ещё в юности меня зацепил именно этот самый масштаб. Столько техники. Движения и приключений, и всё это ассоциировалось с армией.
В конце этого боевика сержант Зиновьев садится на интересное судно, которое имеет воздушную подушку. Съемки вели с использованием десантного катера «Скат» — первого советского боевого корабля, у которого была воздушная подушка. На нем вмещалось до 25 человек, а высадка осуществлялась даже на необорудованное побережье, имеющее уклон до шести градусов. Круто.
Стало быть судно было пригодно и для суши. Зрителей интересовало: зачем было отправлять такой крутой корабль за сержантом — непонятно. Каким образом он переберется со «Ската» на крейсер «Москва», тоже не ясно. Более простым решением была бы доставка Зиновьева на вертолете.
Может быть. Но фильм удался и занял своё достойное место среди шедевров нашего отечественного кинематографа.
Все подкасты канала тут: https://pmskate.mave.digital
Наш телеграмм канал: https://t.me/pmgolos
Группа канала "В контакте": https://vk.com/@pmgolos
Автор статьи и канала: Ермаков Олег ©
*данная статья является личным, оценочным суждением автора (нет рекламных интеграций) и не претендует на достоверность.
Всё есть личное мнение автора.