Найти в Дзене
КиноБуква

«Контрольная по специальности» - советская драма, трогающая до слёз

«Наши жизни соприкоснулись». Советский фильм о войне, в котором нет войны. Фильм с очаровательно-молодой Евгенией Симоновой, бесподобной Руфиной Нифонтовой и такими эпизодическими ролями, от которых щемит сердце. Словно трогательные заметки на полях – отрывочные воспоминания о том, как это было. 🎬Контрольная по специальности (1981) Кадр из фильма «Контрольная по специальности», 1981 год, режиссер Борис Шадурский Студентка исторического факультета Александра Мороз, которую все называют Алькой (Евгения Симонова), после ссоры с парнем вынуждена искать себе жилье. Объявление только одно – койка у матери-одиночки Инны Федотовны (Инна Макарова) в комнате с двумя малолетними детьми. Алька заселяется, продолжает ходить в институт и на дискотеки с подружками. Александра девушка из необеспеченной семьи, и ей всегда хотелось красиво одеваться и ни в чем себе не отказывать. Кадр из фильма «Контрольная по специальности», 1981 год, режиссер Борис Шадурский На родителей, которые живут в глубинке,
Оглавление
«Наши жизни соприкоснулись».

Советский фильм о войне, в котором нет войны. Фильм с очаровательно-молодой Евгенией Симоновой, бесподобной Руфиной Нифонтовой и такими эпизодическими ролями, от которых щемит сердце. Словно трогательные заметки на полях – отрывочные воспоминания о том, как это было.

🎬Контрольная по специальности (1981)

Студентка исторического факультета Александра Мороз, которую все называют Алькой (Евгения Симонова), после ссоры с парнем вынуждена искать себе жилье. Объявление только одно – койка у матери-одиночки Инны Федотовны (Инна Макарова) в комнате с двумя малолетними детьми. Алька заселяется, продолжает ходить в институт и на дискотеки с подружками. Александра девушка из необеспеченной семьи, и ей всегда хотелось красиво одеваться и ни в чем себе не отказывать.

Кадр из фильма «Контрольная по специальности», 1981 год, режиссер Борис Шадурский
Кадр из фильма «Контрольная по специальности», 1981 год, режиссер Борис Шадурский

На родителей, которые живут в глубинке, полагаться не приходиться, поэтому Алька знает, что будущее благополучие и красивая жизнь – только в её руках. Она мыслит категориями из списка «кинг сайз» - магнитофон, ультрамодные наряды и даже автомобиль. Именно эти вещи и есть смысл жизни. Чтобы не завидовать однокурсницам, нужно просто перещеголять их. И в этом она преуспела.

Алька добрая, милая, отзывчивая (жалеет детей квартирной хозяйки, занятой устройством личной жизни), но духовно совершенно не зрелая. Она беспечно и легкомысленно порхает, как мотылек, особенно ни о чем не задумываясь. Но одна случайная встреча переворачивает всю её мотыльковую жизнь.

Студентам дают задание – найти ветерана войны и подготовить о нем работу. Александра планирует быстренько состряпать реферат, потому что есть удачный и почти готовый материал. Но знакомится с учительницей на пенсии, бывшей партизанкой Любовью Савельевной Орешко (Руфина Нифонтова), которая всего за один спокойный разговор за чашкой чая с баранками открывает Альке немыслимое.

Огромный мир, в котором была война. Любовь Савельевна рассказывает Альке историю своей жизни и истории людей, которых она коснулась. Тут очень уместна цитата из совершенно не имеющей никакого отношения к «Контрольной по специальности» антиутопии современного автора «Голодные игры». Цитаты, которая, теме не менее, очень точно отражает смысл этого удивительного советского фильма, цитаты, очень мной уважаемой и ценимой:

«Наши жизни измеряются не годами, а жизнями тех людей, которых мы коснулись».
Сьюзен Коллинз

Пустопорожняя жизнь Альки соприкоснулась с жизнью партизанки Орешко, с жизнями всех ее однополчан. После смерти Людмилы Александра находит всех её знакомых, друзей, товарищей по фронту. Не для того, чтобы написать хорошую контрольную, а, чтобы сохранить память о прекрасном человеке. Чтобы прочувствовать боль другого поколения. И новенький магнитофон она теперь использует не для того, что модное диско слушать, а, чтобы записать тяжелые и светлые воспоминания тех, кто готов ими поделиться.

Воспоминаниями о Людмиле Савельевне, которая, например, вышла замуж не потому, что отчаянно любила, а потому, что не могла иначе, ведь её жизнь соприкоснулась с одним очень важным человеком. И Алька, наивная и необязательная, неустроенная в быту, незамужняя, забывающая даже хлеб купить, решается взять из детского дома детей погибшей Инны Федотовны. Потому что их жизни уже соприкоснулись навсегда. Потому что, а как иначе?

«Придет девочка Аля. Не гони ее, Степан».

Если вы вдруг пропустили это кино, очень рекомендую. Неспешное, многослойное, искреннее. Настоящее.

С уважением, Мария.

Приглашаю в свой канал в ТГ и группу ВКонтакте. Подписывайтесь, буду рада!