Проблема заброшенных автомобилей во дворах – привычная картина для многих районов Минска. Практически каждый водитель или житель встречал на парковках те самые «корчи» – старые бесхозные машины, которые занимают такие нужные парковочные места. Особенно остро ситуация ощущается в спальных районах города. Проехались по Серебрянке – посмотрели, что творится там.
Этот материал – первый из цикла наших наблюдений по минским районам. Для начала мы отправились в один из старейших спальных районов столицы, который хорошо знаком автору статьи, ведь я прожил там больше 20 лет. И это Серебрянка, в народе просто Серебронкс. Здесь всегда не хватало парковок, и одной из причин были те самые заброшенные автомобили, стоящие порой годами на одних местах. Давайте посмотрим, что изменилось сегодня и сколько «корчей» до сих пор оккупирует дворы.
Парковки и перемены
Даже сейчас, чтобы найти в Серебрянке место для машины вечером, приходится изрядно покружить между домами – и все равно припаркуешься далеко от дома. Особенно сложно в домах, где на весь двор приходится всего около 20 парковочных мест. Ранее 3–4 места занимали старые автомобили, о которых, казалось бы, давно забыли как их хозяева, так и службы, что должны за ними следить.
Я не живу в Серебрянке около 3 лет, и каково же было мое удивление, когда увидел положительные перемены в глубине района! Оборудовали расширенные парковочные зоны – раньше автомобили парковались на дорожке у подъезда. В некоторых дворах появились отмеченные места для инвалидов – совершенно новая практика для этого района. Как человек, который видел эти дворы несколько десятилетий, не могу не удивиться таким изменениям.
Стоит отметить еще одну особенность. В одном из дворов мы наткнулись на велосипеды, которые стояли у подъезда. Казалось бы, что здесь необычного? Но как у выросшего в Серебрянке человека, у которого прямо из тамбура воровали санки, свободно стоящий на улице велосипед, – это не могло не вызвать эмоций.
Наше маленькое расследование состоялось в пятницу ближе к вечеру – время, когда люди возвращаются с работы и когда на парковках наблюдается настоящая битва за каждый метр свободного асфальта. Поэтому к нашему приезду большая часть мест была занята. Самое время проверить, есть ли в Серебрянке заброшенные машины?
Охота за «корчами»
Возможно, специальные службы тоже стараются, но поиски очень быстро увенчались успехом.
Маршрут нашего осмотра начался со дворов недалеко от кинотеатра «Салют».
Первая находка – Renault 19. Эта машина не совсем вросла в землю, но следов долгого простоя предостаточно: несколько спущенных колес, мох на элементах кузова, который буквально прирос к шинам и крыльям. Всей своей внешностью автомобиль сигнализирует, что стоит он на одном месте явно не первый месяц.
Двигаемся дальше – и вот еще одна находка: Peugeot, тоже сo cпущенными шинами. По внешним признакам видно, что автомобиль когда-то попал в ДТП: радиатор чуть ли не на земле, кузов со следами повреждений. Машина явно стоит очень давно.
В глубине дворов удается обнаружить Mercedes – настоящий «экспонат». Автомобиль покрыт пятнами коррозии, диски давно осели на асфальте, местами снова встречаем мох на кузове и колесах. Почему этот автомобиль здесь? Загадка. Но он однозначно занимает место, где могла бы припарковаться машина, которая используется по назначению.
Заходим поглубже в дворовой массив – и находим Volkswagen, который, видимо, также давно стоит без движения: окна мутные, сквозь них ничего не разглядеть, колеса не спущены, но вокруг выросла трава, на арках – зеленый налет. И это на специально построенной не так давно парковочной зоне.
Параллельно подмечаем другие находки – не только автохлам. Так, обнаруживаем на одном из пешеходных переходов новый дорожный знак: велосипедистам здесь можно не спешиваться – такая табличка появилась совсем недавно. Опять немного удивило, что одной из первых ее установили именно в Серебрянке.
А наше расследование продолжается, и во дворе возле библиотеки и поликлиники встречаем сразу два интересных экземпляра.
Первый – серебристая Toyota, которая визуально не так стара, однако явно запущена. Видимо, автомобиль стоит здесь не первую неделю, появилась даже записка от владельца: «Не продаю, не звонить». Это, впрочем, не помешало кому-то из заинтересованных оставить свой номер на стекле – запчасти нынче, как говорится, на вес золота.
Рядом – Audi на красных номерах, явно ставшая когда-то предметом тюнинга, но ныне оставленная без должного внимания. Машина покрыта мхом – он добрался и до корпуса, и даже до дверных ручек. Сложно сказать, сколько лет автомобиль пребывает в заброшенном состоянии, но по виду – немало.
Параллельно с заброшенными машинами видны масштабы ремонтных работ в районе. На многих улицах снят асфальт – его перекладывают, идет замена старых труб. Дворы преображаются, хоть и не так быстро, как многим хотелось бы.
Из необычных находок – во дворе между старым Citroën и Volvo обнаруживаем свеженький электрический Farizon. Cреди старых автомобилей и пятиэтажек это авто смотрится почти как космический корабль.
Несмотря на обилие китайских автомобилей на дорогах, в Серебрянке до сих пор можно встретить целую коллекцию редких машин в приличном состоянии. Например, на одной из парковок спокойно соседствуют старый Renault – видно, что им кто-то занимается и поддерживает на ходу, а рядом старенькая Volvo в почти идеальном состоянии – такое редко встретишь на бесплатной стоянке.
На обочине жизни…
После двух часов прогулки по району, когда почти расстались с надеждой найти другие заброшенные авто, прямо у оживленной дороги натыкаемся на очередного «старичка» – белый Fiat.
Видимо, на нем так давно не ездили, что белый кузов стал почти черным от грязи и мха. Колеса хоть и не спущены, но на стеклах и элементах корпуса – следы времени и уличной пыли.
Через пару машин стоит и побитый жизнью старенький Mitsubishi. Вроде бы, и номера свежие, однако состояние автомобиля говорит о долгом простое: стекла в пыли, кузов «цветет», состояние аварийное.
Парковка у рынка и судьба старых грузовиков
Парковка на перекрестке Рокоссовского всегда была отдельной головной болью для жильцов близлежащих домов. Много лет ее оккупировали старые грузовые машины, которые давно перестали ездить по назначению, а использовались в качестве складов.
Как человек, проживший у рынка почти два десятка лет, могу сказать точно: раньше парковка тонула в старых фургонах, которые привезли сюда с одной целью – хранить ночью овощи и фрукты. Найти место для парковки автомобиля на стоянке, где из 30 мест было только 10–15, не занятых складами на колесах, было очень трудно.
Но после того как не так давно здесь начались работы по замене труб (часть площадки на время превратилась в стройку), практически все старые грузовики куда-то исчезли. Вероятно, их просто пришлось убрать, чтобы не мешать строительной технике.
Правда, на парковке напротив их все еще хватает.
Выводы и перспективы
Почему мы начали именно с Серебрянки? Проблема с парковкой здесь не нова и, к сожалению, остается актуальной по сей день – машин стало больше, а дворы не рассчитаны на такой поток транспорта. После восьми вечера место для авто возле дома становится почти роскошью.
Но ситуация с заброшенными автомобилями в районе, на первый взгляд, изменилась: даже те 3–4 «корча» на 20 мест, которые каждый день маячили в моем дворе, исчезли. Предположительно, были убраны силами коммунальных служб. К «корчам» явно стали относиться внимательнее. И в целом видно, что район, несмотря на возраст, заметно преображается. Появляются новые парковочные места, идет ремонт дорог.
На Серебрянке мы не останавливаемся. Как обстоят дела в других спальных районах Минска – узнаем в следующих выпусках. Пишите в комментариях, куда нам отправиться дальше, ведь проблема заброшенных машин во дворах знакома, увы, каждому жителю города.
Комментарий юриста
Евгений Грачев, юрист, журналист ABW:
– Действия в отношении неэксплуатируемых транспортных средств (автохлама) определены Указом Президента №348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации».
Под неэксплуатируемым транспортным средством понимается ТС, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), а равно имеется их деформация или видимые внешние повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более 6 месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении.
При обнаружении автохлама представители местных органов власти направляют запрос на установление владельца транспортного средства в ГАИ или «Белтехосмотр» (на ответ дается 15 дней). После получения ответа собственнику автомобиля направляется извещение о необходимости в течение 30 дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние или утилизировать.
Если данные требования не выполнены в установленный срок, то транспортное средство перемещается на охраняемую стоянку принудительно, что влечет за собой оплату услуг по эвакуации и хранению автомобиля.
Собственник неэксплуатируемой машины вправе в течение 3 месяцев после этого обратиться в местный исполнительный орган с требованием о возврате своей собственности, но при этом перед ним возникает обязанность возместить затраты, связанные с эвакуацией и хранением согласно установленным тарифам.
Если такое требование в установленные сроки не подается, это признается отказом от права собственности, после чего организация, осуществляющая хранение автохлама, должна обратиться в суд с иском о признании автомобиля бесхозяйным и передачи его в собственность административно-территориальной единице. После решения суда в течение 10 дней автомобиль снимается с учета в ГАИ и утилизируется.
Увы, на практике (и таких случаев очень много) автохлам годами пылится на стоянках, и за все это время владельцам насчитывают деньги за хранение, которые взыскивают в судебном порядке. А это противоречит указу.
]]>