«Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда»
(Евангелие от Иоанна 6:35) Эти слова Иисус произносит вскоре после чудесного насыщения пяти тысяч и хождения по воде (Ин. 6:1–21). Толпы ищут Его, потому что ели хлеб и насытились. Но Христос обличает этот поверхностный мотив: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:26). Он обращает внимание людей от земного хлеба к небесному, от временного насыщения — к вечной жизни.
Именно здесь Он впервые говорит: «Я есмь хлеб жизни» — ἐγώ εἰμι ὁ ἄρτος τῆς ζωῆς. Фраза начинается с ἐγώ εἰμι — «Я есмь». Это не просто указание на личность.
Эти же слова звучат в исходной форме Божьего самооткровения Моисею: «Я есмь Сущий» (Ἐγώ εἰμι ὁ ὤν) — Исх. 3:14 (Септуагинта). В Евангелии от Иоанна это выражение становится знаком Божественного «Я». Христос говорит не только кто Он, но кем Он является по Своей природе — источником бытия и жизни. ὁ