В этом месяце в России состоялась премьера масштабной картины Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой», которая исследует революционные настроения в американском обществе. Фильм привлекает своей тематикой, однако в первую очередь актером главной роли — Леонардо Ди Каприо. Создатели гордо ставили его лицо на все постеры. Репутация фильмов с Лео всегда держалась на высоте и, казалось, что «Битва» станет очередным шедевром. Оправдались ли ожидания? Давайте разбираться!
Сюжет
Современность. В США действует леворадикальная организация «Франс-75», совершающая налеты и теракты в борьбе с карательной политикой государства. «Пэт из гетто» — ключевой боец движения. Состоит в отношениях с Парфидией — неформальным лидером «Франс-75». Они всегда работают вместе, сочетая организацию терактов с любовными утехами. Однако их идиллия продолжается ровно до того момента, как у них рождается дочь Шарлин. Пэт желает спокойной жизни после рождения дочери, но Парфидия продолжает «дело революции». На одном из заданий она попадает в руки властям. Парфидия сдаёт сообщников, чтобы избежать правосудия. Спустя 15 лет отец-одиночка Пэт скрывается от властей, но вынужден снова пуститься в бега, когда на его след нападают.
Стороны конфликта
По мере погружения в сюжет можно понять, что «Франс-75» и власти — две стороны одной медали. Первые — леворадикалы, жаждущие полной свободы национальным и гендерным меньшинствам, вторые — поклонники движения Ку-клус-клан, с явно про-нацистскими идеями превосходства одной расы над остальными. Хоть они и находятся на разных точках политических координат, но все методы достижения их целей сводятся к насилию. И, на самом деле, сейчас это главная проблема современной Америки.
С 2020 года обострились противоречия между левыми и правыми группами населения США. Движение «Black Lives Matter» и события в Сиэтле окончательно стали разделять американцев по противоположным лагерям, заставляя выбирать между «всеобщим равенством» и «сохранением права сильного». Также страна страдает от наплыва нелегальных мигрантов и роста употребления наркотиков населением. Наблюдается рост преступности, полиция применяет жестокие методы для наведения порядка. Всё это приводит к печальным последствиям. «Битва за битвой» пытается выступать как предостережение и старается показать к чему может привести такое положение вещей. Но так ли хорошо эту проблему освещает фильм?
Слабая драматургия
Сюжет крутится, в основном, вокруг побега Пэта от властей и его попытках спасти дочь, из-за чего слабо раскрывается конфликт между противоборствующими сторонами. Добрая часть фильма — это «кошки-мышки» между властями и Пэтом. Да, порой они смотрятся захватывающе. Чего стоит сцена, когда главный герой по крышам убегает от спецназа, и, кажется, что он будет паркурить как в крутых боевиках. Но посередине погони он падает с крыши и попадается полиции, что ломает классические тропы боевиков.
Тем не менее даже такие необычные решения не спасают недостаточно проработанную драматургию фильма. Сопереживания к персонажам не возникает, как бы создатели не пытались его навязать. Невозможно сочувствовать ни террористам, что кошмарили страну на протяжении долгого времени, ни властям, что проводят жестокую политику по отношению к собственному народу и жаждут господства одной нации над другими.
А что хотел сказать художник?
На титрах возникает именно такой вопрос. Непонятна мораль, которую пытался донести автор. С одной стороны, возникает ощущение недосказанности и бессмысленности всего времени, потраченного на просмотр картины. С другой — «Битва за битвой» беспощадно сталкивает между собой два полярных движения, и в этом столкновении не видно конца и края насилию. Однако, опять-таки, хорошая тематика и проблематика фильма не даёт очков к его базису — слабому сюжету, за которым наблюдать откровенно скучно и неинтересно.
Итог
В последнее время американцы в искусстве стали обращать внимание на раскол в своём обществе. Тому примеры картин «Падение империи» и «Эддингтон», которые также поднимают тему противостояния правых и левых. Эта проблема действительно важна, и не только для США, но и для всего мира. Возможно фильма Пола Томаса Андерсона получился таким в силу того, что политическое обострение между сторонами произошло только недавно, и пока мало что можно сказать на эту тему. Тем не менее, «Битва за битвой» навсегда останется скучным и непонятным фильмом, который пытался рассуждать на важные вещи, и рассуждать беспощадно… Но его рассуждения — не имеют смысла.
Автор: Вадим Назаров