Работы Василия Власова, представленные на выставке, требуют особой подготовки и осмысления. Они отсылают к философии, истории искусства, к восприятию новых культур, исследованию, постижению и осмыслению мира. Это составляет существенную часть рефлексии автора на художественные образы, возникающие и рожденные опытом художника.
Первый выставочный зал построен как интродукция к вхождению в тему «Снов об Африке», которая в художественной форме осмысляет и перерабатывает те реальные впечатления, чувства, зарисовки путешественников Василия Власова и Михаила Погарского в период их арт-путешествия 2017 года в Эфиопию «По следам Гумилева».
Фантазии Василия Власова по прошествии большого отрезка времени, когда стираются реальные контуры тех пейзажей, людей, событий и их последовательность превращаются в «сны» о фантастических существах, составленные на основе воспоминаний о наскальной живописи, традиционных орнаментах, старинных фотографиях воинов эфиопских племен, о фантастических церемониальных масках, иногда совсем абстрактных, иногда более фигуративных, но всегда связанных с фоном, с незабываемым впечатлением о пустынных пейзажах, о желтоватых водах озер Эфиопии: яркий желтый, песочный, горчичный, земляной и другие. Цвета, используемые художником, в основном относятся к природным, «земляным» цветам. В работах 2017 годов Василий Власов использовал реальную землю, привезенную из Эфиопии, например, в цикле работ «Места пребывания», 2017 г.
Чем дальше художник уходит от реальных впечатлений во время путешествия, тем больше он абстрагируется в своих образах и уходит в фантазии и сны. Это ярко отразилось в сериях «Иерофанты» и «Диалоги».
Продолжение линии ярких фигуративных образов, связанных с экспедицией, относится и к серии «Африканский дневник»: образы ослика, гиены, сидящих на улице за завтраком временных поселенцев, впечатления от литургических танцев священников. «Эфиопия – это, пожалуй, единственная в мире страна, где существуют литургические танцы. Исполняют их прошедшие специальную подготовку служители дабтара. Отдельного упоминания заслуживает плечевой танец «искита», который носит праздничный характер с ярким эротическим подтекстом», («Диалоги. 10», 2017 г.), (цитата из книги «По следам Гумилева, стр. 78).
Серия «Диалоги» была начата автором задолго до поездки в Африку. Искусствовед Светлана Хромченко справедливо подметила важную основу творчества Василия Власова: диалог автора с прошлым, диалог формы и пространства, диалог точки и линии, диалог с живописью, диалог живописи и музыки, диалог живописи и литературы.
Этот диалог продолжается на нашей выставке: это диалог реальных впечатлений автора времен арт-экспедиции с возникшими наслоениями новых космических образов, тел, артефактов, пейзажей, уже напрямую не связанных с реальными и пережитыми моментами в Эфиопии.
«Доски странствий» - это вместилище памятных артефактов, среди которых находятся не только воспоминания о музейных экспонатах кукол Акуа-ба Ашанти (Гана), масок из Танзании народов Маконде или масок народов Боа из ДР Конго, но и мелкие эскизы автора, засушенные листья местных деревьев, и вода из озера, и туристические проспекты, и корешки авиабилетов, и крышки консервов…
В моем представлении серия «Иерофанты» — это создание автором нового «героя», помещенного волею судеб в современную реальность. Какое значение слова «иерофант» использовал автор? Это «старший пожизненный жрец» в толковании древних греков? Это одна из карт Таро? Скорее первое, нежели второе. Вертикальное тело существ на холсте напоминает священнослужителя с вертикальными жезлами или военного с подобием оружия.
Но по словам автора, это плод его фантазии. Фантастические образы художника можно условно отнести к абстракциям, но и в этих работах чувствуются «Сны об Африке», которые, как и маски разных народов и племен когда-то участвовали в культах первопредков, в церемониях инициации или в ритуальных танцах. Искусствовед Наталия Сиповская подметила, на мой взгляд важную особенность в творчестве В. Власова: его «работы не стоит рассматривать, их надо наблюдать – как течение жизни, как поток ее вибраций». Четкая графическая основа многих из работ Василия Власова помогает ему выработать и свой письменный язык, который он дальше использует во многих своих произведениях. Свои работы в стиле «Книга художника» он называет «Книгой для глаз».
И это личная версия художника. Начиная с 1991 года таких книг и объектов книжной графики было создано более пятидесяти. Книги с текстами Велимира Хлебникова, Даниила Хармса, Осипа Мандельштама и др. В книгах африканского периода есть авторские тексты и авторские стихи. В каждой из них использованы разные пластические решения. Для них автор создал свои любимые элементы, первоосновы пластических решений.
Куратор Татьяна Палеева