Найти в Дзене

Камеры и ОСАГО: более 10 лет ожиданий, а финала всё нет. Когда же начнётся автоматическая проверка полисов?

«Камеры, камерыыыы — сколько раз обещали нам…» Каждый, кто связан с автострахованием — страховщик, агент или автовладелец — знает эту историю. Автоматическую проверку полисов ОСАГО через дорожные камеры обещают уже более десяти лет. Постоянно звучат обещания, запускаются пилотные проекты, сообщают о технической готовности — но каждый раз проект откладывается. Попробуем разобраться, что происходило всё это время и почему до сих пор не работает система, которая могла бы выявлять водителей без страховки и упростить контроль за соблюдением закона. В 2013 году впервые прозвучала идея: «Пусть камеры фиксируют не только скорость, но и наличие полиса ОСАГО». Логика понятна: если автомобиль нарушил ПДД — значит, он на дороге. А если он там — должен быть застрахован. Но всё осталось на уровне концепций. Никаких законов, никаких систем — только мечты регуляторов и страховщиков. В эти годы в России запустили масштабную реформу ОСАГО: На этом фоне вновь заговорили о подключении камер. В 2017 году
Оглавление

«Камеры, камерыыыы — сколько раз обещали нам…»

Каждый, кто связан с автострахованием — страховщик, агент или автовладелец — знает эту историю. Автоматическую проверку полисов ОСАГО через дорожные камеры обещают уже более десяти лет. Постоянно звучат обещания, запускаются пилотные проекты, сообщают о технической готовности — но каждый раз проект откладывается.

Попробуем разобраться, что происходило всё это время и почему до сих пор не работает система, которая могла бы выявлять водителей без страховки и упростить контроль за соблюдением закона.

2013–2014: первые идеи на бумаге

В 2013 году впервые прозвучала идея: «Пусть камеры фиксируют не только скорость, но и наличие полиса ОСАГО». Логика понятна: если автомобиль нарушил ПДД — значит, он на дороге. А если он там — должен быть застрахован.

Но всё осталось на уровне концепций. Никаких законов, никаких систем — только мечты регуляторов и страховщиков.

2016–2017: реформа ОСАГО и новые надежды

В эти годы в России запустили масштабную реформу ОСАГО:

  • Приоритет отдаётся ремонту, а не денежной выплате;
  • Сервис должен быть в пределах 50 км от места ДТП;
  • Запрещено использовать б/у запчасти без согласия страхователя;
  • Установлен чёткий срок ремонта — 30 рабочих дней;
  • Прямое возмещение убытков (ПВУ) — получать компенсацию у своей страховой, а не у виновника.

На этом фоне вновь заговорили о подключении камер. В 2017 году даже анонсировали пилотный проект в Москве… но он так и не стартовал. Причина? «Межведомственные согласования» и техническая неготовность. Хотя власти уверяли: «Мы готовы в любой момент».

2019–2020: первый реальный тест в Москве

А вот тут уже стало интереснее. В 2019 году в Москве запустили экспериментальную систему проверки наличия полиса ОСАГО. Как это работало:

  1. Камеры ЦОДД фиксируют проезд автомобиля;
  2. Данные передаются в ГИБДД, которая дополняет их VIN-номером, номером кузова и т.д.;
  3. Информация уходит в РСА (Российский союз автостраховщиков) для сверки с базой застрахованных;
  4. Если полиса нет — ГИБДД выписывает штраф (800 ₽, со скидкой 50% при оплате в течение 20 дней).

Результат? 730 000 нарушителей без ОСАГО только в Московском регионе!

Но… проект так и не стал постоянным. Почему? Опять законодательные барьеры и вопросы точной идентификации автомобилей.

2022–2024: «Скоро будет!» — но не совсем

В 2023 году в СМИ снова заговорили: «Камеры будут проверять ОСАГО у нарушителей ПДД».

Логика простая: если вы превысили скорость — система автоматически проверит, есть ли у вас полис. Если нет — получите двойной штраф: за нарушение и за отсутствие страховки.

Технически всё было готово:

  • Базы РСА отлажены;
  • ФИС ГИБДД модернизирована;
  • Ошибки сведены к минимуму.

Но… система не выдерживала нагрузки от сотен тысяч запросов в секунду. Нужны были доработки и дополнительные мощности. Проект отложили до 2024 года.

2025: финал? Не тут-то было

1 марта 2025 года должен был стартовать годовой эксперимент в 3-х регионах:

  • Москва;
  • Свердловская область;
  • Волгоградская область.

Суть была простая: камера фиксирует автомобиль, система делает запрос в базу данных, и если полиса нет, водителю приходит уведомление через «Госуслуги» с требованием оформить ОСАГО.

Но уже в июне стало ясно: эксперимент откладывается. Вместо «мягкого» уведомления решили сразу выписывать штрафы.

А в мае — радостная новость: президент Владимир Путин поручил правительству, МВД и ЦБ до 1 ноября 2025 года проработать возможность запуска системы автоматической проверки ОСАГО через камеры.

«Ура! Наконец-то!» — подумали все.

И что в итоге? В сентябре сенаторы заявили: «Информация о том, что с 1 ноября в России в автоматическом режиме начнется выявление автомобилей без полиса ОСАГО, является преждевременной. На данный момент вопрос находится на стадии обсуждения, официальных решений о запуске такого механизма пока не принято».

Что нас ждёт дальше?

Мы снова стоим на пороге нового года с надеждой… и сомнением. 2026-й станет годом прорыва? Или нас ждёт очередная глава в истории под названием «ОСАГО и камеры: вечное ожидание»?

Одно ясно точно: технически всё возможно. Проблема — не в технологиях, а в координации между ведомствами и законодательных барьерах.

А вы как думаете?

Поделитесь в комментариях:

  • Верите ли вы, что в 2026 году камеры наконец начнут проверять ОСАГО?
  • Или эта тема обречена на вечные отсрочки?

Ставьте ❤️, если устали ждать, и подписывайтесь — будем следить за развитием событий вместе!