Найти в Дзене
Правила жизни

«Я был готов любить весь мир — меня никто не понял»: экранный путь Лермонтова в кино

16 октября прямиком после премьеры на третьем фестивале актуального российского кино «Маяк» в прокат выходит «Лермонтов» Бакура Бакурадзе. Это нестандартный и поэтичный байопик о последних часах жизни великого поэта — обреченного и непонятого. В честь премьеры кинокритик Елена Зархина рассказывает, кто и как играл Михаила Лермонтова на большом экране: от ретродрам до экспериментальных коротких метров. Образцовое кино Альберта Гендельштейна, премьера которого была изначально запланирована к 100-летнему юбилею со дня смерти Лермонтова. Но в 1941-м картина не вышла из-за Второй мировой войны. Сыграл поэта Алексей Консовский. Картина начинается с 1837 года, когда юный Лермонтов мчит на бал — больше всего ему хочется получить благословения старшего товарища, Александра Пушкина. Но тот уже изведен светским обществом, раскачивающим слухи про якобы романтическую связь Натали и Дантеса. Однако Лермонтову Пушкин передал лиру как символ одобрения своего продолжателя. При этом вид уставшего Пушкин
Оглавление

16 октября прямиком после премьеры на третьем фестивале актуального российского кино «Маяк» в прокат выходит «Лермонтов» Бакура Бакурадзе. Это нестандартный и поэтичный байопик о последних часах жизни великого поэта — обреченного и непонятого. В честь премьеры кинокритик Елена Зархина рассказывает, кто и как играл Михаила Лермонтова на большом экране: от ретродрам до экспериментальных коротких метров.

    «Я был готов любить весь мир — меня никто не понял»: экранный путь Лермонтова в кино
«Я был готов любить весь мир — меня никто не понял»: экранный путь Лермонтова в кино

«Лермонтов», 1943 год

   «Лермонтов», 1943 годКадр из фильма
«Лермонтов», 1943 годКадр из фильма

Образцовое кино Альберта Гендельштейна, премьера которого была изначально запланирована к 100-летнему юбилею со дня смерти Лермонтова. Но в 1941-м картина не вышла из-за Второй мировой войны. Сыграл поэта Алексей Консовский. Картина начинается с 1837 года, когда юный Лермонтов мчит на бал — больше всего ему хочется получить благословения старшего товарища, Александра Пушкина. Но тот уже изведен светским обществом, раскачивающим слухи про якобы романтическую связь Натали и Дантеса. Однако Лермонтову Пушкин передал лиру как символ одобрения своего продолжателя. При этом вид уставшего Пушкина настолько впечатлил Лермонтова, что по возвращении домой он пишет: «Погиб поэт, невольник чести…» Картина Гендельштейна, выстроенная по канону школьного учебника, прослеживает преемственность между двумя гениями, отнятых у жизни дуэлями.

«Лермонтов», 1986 год

   Артисты Николай Бурляев и Сергей Смирнов на съемках фильма «Лермонтов»«Мосфильм»/РИА Новости
Артисты Николай Бурляев и Сергей Смирнов на съемках фильма «Лермонтов»«Мосфильм»/РИА Новости

Кино со сложной судьбой. Казалось бы, фильм Николая Бурляева (он же исполнитель главной роли) снимался в безопасные времена: вторая половина 1980-х, перестройка. Но лента была подвергнута травле на V Съезде кинематографистов СССР, позже признанном революционным, и на отдельном заседании членов обновленного СК, прошедшем в мае 1986 года. По этим причинам картина долгие годы пролежала на полке и лишь в октябре 2024-го была представлена режиссерская версия фильма, а следом он вышел в прокат. «Лермонтов» Бурляева — кино, охватывающее ключевые эпизоды из жизни поэта, где он представлен не столько как человек, сколько как образ — тревожный, мятущийся, отягченный думами о судьбе России. Закадрово то и дело звучат стихи поэта, в кадре используются его картины. Сам Бурляев не только исполнил роль Лермонтова, но и сыграл Николая Гоголя, которому тоже нашлось место в сюжете. Лермонтов и Гоголь познакомились в мае 1840 года, и оба относятся к наследникам послепушкинского периода в поэзии и прозе.

«Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ», 2014 год

   Кадр из фильма
Кадр из фильма

Проект, выполненный в жанре альтернативной истории. Авторы фильма фантазируют на тему, как могла бы сложиться судьба великих поэтов, если бы они не погибли так рано. Поэтому в кадре Лермонтов (его сыграл Геннадий Яковлев) пересекается с самыми разными персоналиями: от Пушкина и Дантеса до Грибоедова и Толстого. В этой измененной картине прошлого авторства сценариста и режиссера Дениса Банникова Пушкин окончательно отошел от вольнодумства: он богат, женат на Наталье Гончаровой, активно печатается, но его лучшие произведения остались в прошлом и сейчас в угоду царской семье он работает над созданием «Истории Дома Романовых» — помпезного парадного произведения, заказанного двором. Лермонтов же тотально одинок после бесчисленных дуэлей. Был серьезно ранен в Крымской войне и вышел в отставку в чине майора. Он продолжает писать стихи и поэмы, но они плохо издаются. Банников действует по принципу героя «Машины времени» Уэллса — всматривается в альтернативную реальность лишь для того, чтобы убедиться: поэты ушли в свое время, а новое время их не приняло бы, подмяв под себя.

«Лермонтов», 2014 год

   Кадр из фильма
Кадр из фильма

Условный слоган фильма «от детской колыбели — до роковой дуэли» неслучаен. Картина Максима Беспалого — это реконструкция жизни великого поэта, но сделанная с поэтичной чуткостью к своему герою. Взрослого Михаила Лермонтова сыграл Владимир Аблогин. Биографический документально-игровой фильм рассказывает обо всем, что успело случиться в насыщенной, но короткой жизни поэта, и что уложилось в 27 лет: кого любил, с кем враждовал, к чему стремился, с чем был непримирим и как, сумев пережить первую дуэль, не сумел повторить личную удачу во второй раз. Лента была приурочена к 200-летию поэта и кажется без малого монументальным полотном в его честь.

«Герой», 2021 год

   Кадр из фильма
Кадр из фильма

Причудливый и гомерически смешной короткий метр Софьи Райзман с Григорием Добрыгиным и Иваном Добронравовым. Это уморительная зарисовка, лишенная точных исторических примет и подробностей. Но в отдельных деталях угадываются нужные подсказки: например, что речь идет не про вторую, роковую дуэль поэта с Мартыновым, а про его первую дуэль — с французским дипломатом Эрнестом де Барантом. С ним Лермонтов вставал к барьеру в феврале 1840 года, но кровопролития удалось избежать: поэт разрядил пистолет, выстрелив в сторону, — и противники примерились. В картине Райзман же ключевой интерес касается внутреннего состояния Лермонтова за миг до и в момент дуэли: он встревожен, напуган, не может совладать с собой. Но обыгрывается это все в ироничном ключе — по итогу дуэлянты пожмут друг другу руки, а кое-кому не станет лишним буквально постирать в ближайшей реке свои штаны.

«Лермонтов», 2025 год

   Кадр из фильма
Кадр из фильма

Картина, открывавшая вне конкурса третий фестиваль актуального российского кино «Маяк», добирается до широкого проката. Бакур Бакурадзе выбрал интересный способ поговорить о Михаиле Лермонтове — отказался снимать традиционный байопик, охватывая всю жизнь поэта. Напротив, весь сюжет сконцентрирован на последних часах, предшествовавших роковой дуэли с Мартыновым (Евгений Романцов). Выбор артиста на роль Лермонтова оказался тоже нестандартным: его сыграл комик Илья Озолин, которому удалось в точности передать характер и нерв своего героя — потерянного, одинокого, обреченного и эту свою обреченность осознающего. Он бродит среди безучастных деревьев, чешет за ухом дворового пса и успокаивает любимого черного как ночь скакуна. Но никак не может усмирить собственных демонов. Бакурадзе снял пронзительное и поэтичное кино, в котором Лермонтов — не образ, не символ, а живой человек: нестерпимый в общении, но талантливый и даром своим придавленный как могильной плитой.

«Новейшие приключения Петрова и Васечкина в горах Кавказа»

   Кадр из трейлера
Кадр из трейлера

Предстоящее современное продолжение знаменитой дилогии, снятое Петром Тодоровским. Лев Зулькарнаев сыграет Михаила Лермонтова, а Никита Ефремов — его друга Николая Мартынова, которых главные герои Петров и Васечкин встретят в Пятигорске. Несколько комичный дуэт будет бороться за внимание Эмилии в исполнении Анастасии Талызиной. Присутствие исторических личностей в приключенческой ленте возможно благодаря сюжету, в котором главные герои отправляются на экскурсию в современный Пятигорск, но попадают в XIX век. Путешествие во времени дарит им шанс лично познакомиться с Лермонтовым и Мартыновым. Тогда же Петя, Вася и Маша решают предотвратить дуэль и спасти жизнь великого поэта. То есть дело Дениса Банникова живет: новые кинематографисты по-прежнему черпают вдохновение в альтернативной истории по принципу «А что, если...», наделяя хорошо знакомый сюжет возможностью (спорно) счастливого финала.