Она лежала на холодном, жестком льду, и сквозь нарастающую пелену в глазах и жгучую боль в виске в голове пронеслась лишь одна, отчаянная мысль: «Все. Конец». Вокруг суетились люди, их голоса доносились как будто из-под толстого слоя воды. Висок пульсировал огнем, а мир медленно погружался в темноту. В тот миг 18-летняя Лена Бережная, подававшая большие надежды фигуристка, не могла и предположить, что эта трагедия станет не финалом, а лишь началом новой, невероятной главы в ее жизни. Главы, полной боли, мужества, великой любви и горьких разочарований.
Это случилось на одной из обычных тренировок в преддверии чемпионата Европы. Отрабатывали сложный элемент — параллельное вращение. Ее партнер, Олег Шляхов, был старше и опытнее. Их спортивный союз и без того нельзя было назвать счастливым. Олег славился своим суровым нравом. Он мог кричать на Лену за малейшую оплошность, а иногда его гнев переходил все границы, и он мог ударить девушку прямо на льду, не стесняясь присутствия тренера. Лена, по характеру замкнутая и терпеливая, все это молча сносила, не жалуясь и не прося помощи. Она была сосредоточена на одном — на спорте.
Но в тот роковой день все пошло не так. Рассчитав траекторию движения неточно, Олег в ходе вращения приблизился к Лене слишком близко. Острое лезвие его конька со всей силой вонзилось ей в висок. Удар был страшной силы. Осколки кости повредили оболочку мозга. Это была не просто травма; это была травма, ставившая крест не только на карьере, но и на самой жизни в ее привычном понимании.
Последствия оказались катастрофическими. Лена оказалась в больнице. Из-за повреждения речевого центра мозга она не могла говорить. Произнести самое простое слово было для нее непосильной задачей. Она с трудом двигалась. Врачи не давали никаких гарантий. Вернуться к нормальной жизни после такого было бы уже чудом, а уж о возвращении на лед не могло быть и речи.
Именно в этот самый темный период жизни рядом с ней оказались два самых важных человека. Первой, как всегда, примчалась мама. Она была ее самым верным и преданным болельщиком с тех пор, как трехлетняя Лена из Невинномысска впервые вышла на лед и поразила тренеров своей природной пластичностью. Мама не отходила от дочери ни на шаг. После сложнейшей операции она, как маленькую, заново учила ее говорить, разучивая простые, детские стихи. Это были мучительные, но такие важные шаги назад к жизни.
Вторым человеком стал Антон Сихарулидзе. Молодой фигурист, друг Лены еще с начала 90-х. Он всегда пытался ее защитить от грубости Шляхова, и, узнав о трагедии, пришел в ярость. Он не мог понять, как опытный спортсмен мог допустить такую роковую оплошность. Версии были разные: безрассудная увлеченность элементом или… намеренное причинение боли. Но гнев быстро сменился действием. Антон приехал к Лене и стал ее главной опорой.
Он не сомневался в ее выздоровлении ни на секунду. Он верил в нее больше, чем она сама, убеждая ее, что она не только снова будет ходить и говорить, но и вернется на лед. И не просто вернется, а будет кататься лучше, чем прежде. Их дружба, давняя и проверенная, в этих сложнейших условиях начала медленно и естественно перерастать в нечто большее. Позже оба признаются, что симпатия между ними была и раньше, но только теперь, в критический момент, они позволили ей выйти на поверхность.
И случилось чудо, сотканное из силы воли Лены, материнской любви и веры Антона. Уже через год после страшной травмы новая пара — Бережная и Сихарулидзе — вышла на лед. А еще через год они заняли девятое место на чемпионате мира. Это было невероятно! А потом началась череда побед. Серебро на Олимпиаде в Нагано в 1998 году. Серебро на чемпионате мира в Ванкувере в 2001-м. И, наконец, золотая медаль, триумф, вершина, которую они покорили вместе — Олимпиада в Солт-Лейк-Сити в 2002 году.
Их история казалась идеальной сказкой. Он, ее рыцарь, спасший ее из небытия. Она, его принцесса, прошедшая через ад и вернувшаяся с победой. На льду они смотрелись как единое целое. Их взгляды, полные нежности и понимания, заставляли миллионы поклонников по всему миру не сомневаться: вот он, союз, скрепленный не только спортивным духом, но и великой любовью. Все ждали, что после завершения карьеры они поженятся. Но жизнь, как часто бывает, распорядилась иначе.
Почему же две половинки, идеально подходившие друг другу, так и не стали мужем и женой? Сам Антон как-то сказал, что, возможно, если бы они не проводили вместе 24 часа в сутки — на тренировках, сборах, соревнованиях, — их романтические чувства сохранились бы. Но когда ты видишь человека постоянно, в быту, в стрессе, в усталости, страсть и романтика могут уступить место чему-то иному. Глубокому уважению, абсолютному доверию и, как они сами это называют, «братской дружбе» или даже родственной связи.
Антон хотел попробовать себя в другой сфере, ушел в политику. Лена, видимо, не была готова к той формальной стороне брака, которую он, возможно, предлагал.
«Кто-то не желал плясать в этом малиновом пиджаке», — с долей грустного юмора заметила она как-то в интервью.
В итоге Антон создал семью с другой женщиной, которая родила ему двух сыновей.
Лена тоже не осталась одна. Еще в 1993 году на чемпионате Европы она познакомилась с обаятельным английским фигуристом Стивеном Казинсом. Тогда это было мимолетное знакомство. Искра между ними промелькнула спустя годы, когда Лена гастролировала с шоу по Америке. Их роман развивался стремительно. Решающим стал смелый поступок Стивена. После окончания гастрольного тура Лена пригласила его в гости в Россию, пообещав помочь с визой. И он, не раздумывая, приехал. Для Лены это был настоящий мужской жест, доказывавший серьезность его намерений.
Они поженились. Это казалось новым счастьем. В браке родились двое прекрасных детей — сын Тристан и дочь София. Когда вся семья появлялась вместе на публике, например, в шоу «Звездный лед», поклонники восхищались: более красивой и гармоничной пары было не найти. Но и этому союзу было суждено продлиться недолго. Всего шесть лет.
Причины расставания Лена всегда объясняла с болью и непониманием. Никакого громкого скандала, измен или предательства не было. Однажды Стивен просто подошел к ней и сказал: «Я несчастен». И все. Для Лены это прозвучало как приговор. Она, человек действия, не стала выяснять причины. Просто взяла два чемодана и вместе с детьми уехала из их общего дома в Петербург. Их общение со временем сошло на нет. Теперь он звонит только по большим праздникам, и Лена не может понять, как можно так мало участвовать в жизни собственных детей.
И вот теперь, когда за плечами у Елены Бережной 48 лет, великая спортивная слава, победы над болезнью и обстоятельствами, успешная тренерская карьера и собственная школа фигурного катания, в личной жизни ее окружает тишина. Она одна воспитывает двоих детей. И снова, как и много лет назад в больнице, ее главной поддержкой и опорой остается верный друг — Антон Сихарулидзе. Он был прав, скептически относясь к Стивену, но не делает из этого трагедии.
«Так у Лены жизнь сложилась, но ничего особо страшного в этом нет, — философски замечает он. — Зато есть двое чудесных детей, да и она сама великолепная. Справимся, выкормим всех».