Эта история о неприметной няне из Чикаго, которая всю жизнь снимала «в стол», — и посмертно стала одним из лучших уличных фотографов XX века. История Вивиан Майер — о дисциплине взгляда, большой находке на аукционе и о том, как «археология» чужого архива превращается в мировое событие.
Ранние годы
Вивиан Дороти Майер родилась в 1926-м в Нью-Йорке, в семье иммигрантов из Европы. Детство делила между США и Францией. Семья периодически жила в окрестности Сен-Бонне-ан-Шансор.
Мать была француженкой, отец — выходцем из Центральной Европы. Постоянные смены адресов и длительные поездки сформировали у Майер привычку внимательно смотреть на повседневность и людей в дороге. В конце 1940-х она снова вернулась в Нью-Йорк, а к середине 1950-х перебралась в Чикаго, где начала работать няней и системно фотографировать улицу.
Няня — профессия. Призвание — фотограф
Днём Майер работает няней, вечерами и в выходные ходит по городу с камерой и снимает если не все, то почти все
В руках ее любимая камера Rolleiflex — это такая классическая двухобъективная среднеформатная плёночная камера, дающая отпечаток 6х6, а большой негатив обеспечивает высокую детализацию и мягкие переходы тонов.
В кадре Майер — витрины и вывески, шляпы и перчатки, случайные жесты и отражения. Жизнь, если простыми словами.
Отдельный пласт — автопортреты. Тени, зеркала, оконные рамки.
Находка, которая изменила всё
В 2007 году часть её вещей выставляется на аукцион за неуплату ренты за квартиру. К вопросу о том, что все что не делается – к лучшему. Иначе как бы мир о ней узнал. Так вот, коробки с негативами уходят с молотка. А там не секундочку огромный архив: сотни плёнок, десятки тысяч негативов.
По удачному стечению обстоятельств, часть негативов уходит к чикагскому агенту по недвижимости, который в 2015 будет номинирован на Оскар за лучший документальный фильм «В поисках Вивиан Майер». Его то как раз и рекомендуется посмотреть, если вы хотите глубже познакомиться с творчеством Вивиан.
Джон Малуф - основной популяризатор ее архивов, покупает на этом аукционе только его часть, за без малого 400$. На мой взгляд он проделал титаническую работу, чтобы ее фотографии дошли до нас в том виде, в котором их можно увидеть сейчас.
Первые публикации в сети вызывают волну интереса — следом идут выставки, книги и документальный фильм. Мир получает нового классика, который, кажется, и не рассчитывал им стать.
Но слава не приходит одна. Она пришла вместе с вопросами. Кто владеет правами, если автор не оставил ясных распоряжений, а материалы были найдены на аукционе? Юристы разбирают различие между правом собственности на носитель (коробка с негативами) и исключительными правами на изображение (право публиковать и продавать принты). История Вивиан стала учебником для всех, кто работает с «найденными» архивами: прежде чем показывать — нужно наводить правовой порядок.
Почерк и влияние
Майер снимает мягко и тонко: без издёвки, без охоты на «уродство».
В её улицах много уважения к человеку и любопытства к деталям.
Это роднит её с великими документалистами — и одновременно даёт самостоятельный голос. Сотни автопортретов выглядят неожиданно современно: игры с отражениями, самоирония, режиссура случайности — всё это станет мейнстримом лишь в эпоху смартфонов.
Все фотографии взяты с официального источника https://www.vivianmaier.com/
Понравилось – подписывайтесь, ставьте лайки, чтобы не пропустить больше интересных историй из мира моды и фотографии.
Ваши "54 метра".