Шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье во Всеволожском районе повторяет сухопутный участок дороги из Ленинграда до Ладоги, вдоль него расположены памятники, посвящённые Дороге жизни.
Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы. Существуют также и другие мемориальные сооружения. Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года расположенные на дороге от станции Ржевка до маяка Осиновец части мемориала в память обороны Ленинграда в 1941—1944 гг. «Зелёный пояс Славы» — 43 километровых столба на Дороге жизни, признаны памятниками истории.
Каждый километр дороги отмечен памятной стелой белого цвета. Номер один, вернее первая стала с нулевым километром, начинается на Ржевке, и тянутся памятные блокадные версты до Ладожского озера.
Первым монументом Дороги жизни стал памятник детям, погибшим в годы блокады, - «Цветок жизни». Большой мемориальный комплекс устроен на 3-м километре дороги, про проект архитекторов А.Д. Левенкова и П.И. Мельникова. Центральным его сооружением стала бетонная ромашка высотой пятнадцать метров, растущая из небольшого возвышения. Перед памятником – мемориальная стела. Памятник «Цветок жизни» был торжественно открыт 28 октября 1968 года, аллея Дружбы посажена в 1970 году, а Траурный курган «Дневник Тани Савичевой» построили спустя пять лет.
Стоит отметить, что фактически первым сооружением мемориала «Дорога жизни» является памятный знак на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Большой деревянный православный крест установлен в память железнодорожников, работавших на Дороге жизни и погибших в Великую Отечественную войну. Пятиметровый крест с шестью иконами на лицевой стороне был открыт 17 июня 2000 года около платформы № 5 направления на Ладожское озеро. Несколько одинаковых монументов расположены в районе Ржевка-пороховые, которые обозначают «Ржевский блокадный коридор», - маршрут движения автотранспортных колонн по территории города. А на втором километре установлен монумент регулировщицам. На бетонной стеле в виде уходящей вдаль дороги несутся полуторки с продуктами для голодного Ленинграда. На переднем плане – молодая девушка регулирует движение колонн. Памятник был торжественно открыт в 1988 году. Авторы сооружения – художник Я.И. Имранов и скульптор Б. А. Изборский.
На шестом километре в 1968 году установлен памятный знак «Балтийские крылья». Он посвящен военному аэродрому «Приютино», который там размещался. Основу монумента составляет врытое в землю хвостовое оперение самолета, с прикрепленной по центру эмблемой. На бетонной стеле, рядом с монументом, врезана поясняющая надпись. Автор памятника – А. Д. Левенков.
Второй мемориальный комплекс расположен уже в городе Всеволожске, на десятом километре Дороги жизни, у подножья горы, по наименованию которой назван второй памятник: «Румболовская гора». Композиция архитекторов П. Ф. Козлова и В.Н. Полухина достаточна проста – огромные зеленые листья дуба и лавра символизируют Жизнь и Славу, а маленький желудь – новая жизнь – органически дополняет эту общую картину. Памятник изготовлен из металла. Рядом с монументом стела.
Памятник сооружен в 1967 году при участии организаций Фрунзенского района. Монумент был отремонтирован в 2010 гг. и обновлено покрытие площадки перед ним. За несколько десятков метров перед горой, на перекрестке Дороги жизни с улицей Александровской установлена стела, которая предваряет памятник.
Не доезжая немного до деревни Романовка, можно увидеть кусок старой настоящей Дороги жизни. Три высокие стелы работы архитектора А. Д. Левенкова выполняют роль указателей, которые были установлены на всем протяжении пути.
Следующий памятник Дороги жизни называется «Катюша» и установлен он в районе деревни Корнево, на 17-м километре. Здесь в годы войны располагались части зенитной артиллерии, которые защищали Дорогу жизни от вражеской авиации. Пять 14-метровых стальных черных двутавровых балок, словно направляющие легендарной «катюши», изготовившиеся для залпового огня, вырываются из бетонного основания – они установлены под углом к горизонту и символизируют собой знаменитую грозную машину. Рядом стела с памятной надписью. Памятник установлен в 1967 году по проекту архитектора Л.В. Чулкевича, который во время войны командовал автоколонной и доставлял по этой трассе продовольствие и боеприпасы.
Последняя остановка перед ледовой дорогой – 40-й километр и памятник «Разорванное кольцо». Здесь машины выезжали на лед.
В поселке осиновец, на берегу ладожского озера, открыт музей «дорога жизни», экспозиция музея, многочисленные фотографии, документы наглядно рассказывают об истории Дороги жизни. На открытой территории музея, рядом со зданием. Можно посмотреть на выставку различной техники.
Невдалеке от музея расположен самый высокий на Ладожском озере Осиновецкий маяк, рядом с которым стоит памятная стела с фамилиями героев.
На железнодорожной станции «Ладожское озеро», второй этаж здания которой занимает блокадная экспозиция, установлен мемориальный паровоз ЭШ-4375. В годы войны такие машины возили грузы и пассажиров до Ладожского озера.
Следующее сооружение мемориала находится в поселке имени Морозова, названного так в честь революционного деятеля, народовольца Н. А. Морозова, который провел в заточении Шлиссельбургской крепости более 20 лет. Здесь, напротив крепости Орешек, на высоком берегу, высится исполинский обелиск, устремленный острой гранью к воде. На его цоколе – своеобразном начале переправы – установлены скрещенные якоря. Рядом с обелиском, на самом берегу Ладожского озера установлена стела на месте переправы.
Последнее большое сооружение Дороги жизни – мемориал «стальной путь», сооруженный в 1973 году на железнодорожной станции Петрокрепость. На гранитной стеле высотой 8 метров, выполненной по проекту скульптора Г.Д. Гликмана и архитектора И.Г. Явейна. Изображены барельефы железнодорожников и мемориальная надпись. Рядом поставлен на вечную стоянку паровоз, который в 1943 году доставил первый поезд на Большую землю после прорыва блокады. На станции работает музей, посвященный истории этой части дороги жизни. [1]
[1] Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб.: Паритет, 2010. С 320-321.