Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Реванш Илона Маска: Starship V2 успешно взлетел. Что дальше?

Илон Маск открыл дорогу к Марсу: завершился последний испытательный полет Starship V2. Какие космические открытия теперь ждут человечество? 2025-й для Илона Маска стал годом рекордов и неудач. Ракеты Falcon 9 без сбоев выводят на орбиту спутники с частотой рейсового автобуса, а вот с кораблем будущего Starship, который по плану должен заполонить орбиту спутниками Starlink, высадить людей на поверхность Луны в рамках миссии «Артемида», а после начать колонизацию Марса, не задалось. Все уже привыкли к тому, что Илон Маск и его компания SpaceX действуют подобно Сергею Королеву в 60-х годах прошлого века: методом проб и ошибок, быстро переходя от одного этапа к другому. Без аварий не обойтись. Также все привыкли к тому, что каждая последующая попытка запуска новой ракеты или корабля проходит успешнее предыдущей. И вот в начале этого года начинаются полеты новой модификации многоразового космического корабля — Starship V2. Корпус удлинили почти на два метра, тягу двигателей увеличили на 12%
Оглавление

Илон Маск открыл дорогу к Марсу: завершился последний испытательный полет Starship V2. Какие космические открытия теперь ждут человечество?

Илон Маск в 11-й раз запустил Starship. Фото: SpaceX
Илон Маск в 11-й раз запустил Starship. Фото: SpaceX

2025-й для Илона Маска стал годом рекордов и неудач. Ракеты Falcon 9 без сбоев выводят на орбиту спутники с частотой рейсового автобуса, а вот с кораблем будущего Starship, который по плану должен заполонить орбиту спутниками Starlink, высадить людей на поверхность Луны в рамках миссии «Артемида», а после начать колонизацию Марса, не задалось.

Что не так со Starship Илона Маска

Все уже привыкли к тому, что Илон Маск и его компания SpaceX действуют подобно Сергею Королеву в 60-х годах прошлого века: методом проб и ошибок, быстро переходя от одного этапа к другому. Без аварий не обойтись. Также все привыкли к тому, что каждая последующая попытка запуска новой ракеты или корабля проходит успешнее предыдущей.

Илон Маск учится на собственных ошибках. Фото: Steve Jurvetson / Wikimedia
Илон Маск учится на собственных ошибках. Фото: Steve Jurvetson / Wikimedia

И вот в начале этого года начинаются полеты новой модификации многоразового космического корабля — Starship V2. Корпус удлинили почти на два метра, тягу двигателей увеличили на 12%, масса полезной нагрузки выросла с 15 до 35 тонн.

Это был провал. Восьмой и девятый испытательные полеты закончились эпичными взрывами второй ступени. Никто не ожидал, что корабль не доживет даже до входа в атмосферу.

▶️ Видео: t.me/spacex_rus. 8-й и 9-й полеты Starship завершились зрелищным сгоранием в атмосфере

Десятый полет прошел куда лучше: программа испытаний была выполнена: первая ступень Super Heavy и корабль Starship успешно выполнили посадку в воды океана. Однако один из 33 двигателей Super Heavy через полторы минуты после старта отключился, массогабаритные макеты спутников Starlink (металлические болванки, идентичные по форме и массе настоящим спутникам) при выходе из Starship немного бились о стенки корабля, затем в двигательном отсеке Starship произошел небольшой взрыв, а один из закрылков на этапе входа в атмосферу прогорел.

Какие перспективы открыл 11-й полет Starship

Проблем более чем достаточно. Поэтому 11-й испытательный полет был крайне важен. По плану Илона Маска это должен был быть последний запуск Starship V2 — дальше уже пора переходить к испытаниям Starship V3 грузоподъемностью до 100 тонн. Если бы и этот полет оказался провальным, то возникли бы большие вопросы к жизнеспособности данного проекта.

Каждая новая версия Starship сильно отличается от предыдущей. Фото: SpaceX
Каждая новая версия Starship сильно отличается от предыдущей. Фото: SpaceX

К счастью, на этот раз все прошло без сучка и задоринки. Все выявленные проблемы были исправлены. Двигатели отработали стабильно, ничего не взорвалось, макеты спутников вышли в открытый космос без сбоя, все закрылки уцелели. Хотя на этот раз вход в атмосферу отрабатывался по более агрессивной траектории, имитирующей возврат корабля на космодром прямо в лапы башни Mechazilla.

Для Илона Маска это большая удача. После публичной ссоры с Дональдом Трампом под угрозой оказались контракты SpaceX и NASA. А в конце сентября на публичном заседании Совет по аэрокосмической безопасности NASA выразил серьезные опасения по поводу готовности Starship высаживать астронавтов на поверхность Луны в 2027 году в рамках миссии «Артемида 3». Эксперты считают, что задержка составит несколько лет.

▶️ Видео: SpaceX. В 11-м полете Starship выдержал вход в атмосферу без замечаний

Кто доставит людей на Луну

Ключевой момент для выполнения лунной миссии — это демонстрация дозаправки корабля топливом прямо на орбите. Такая возможность будет только у Starship V3. И если бы Starship V2 продемонстрировал в очередной раз свою профнепригодность, то не исключено, что руководство NASA в срочном порядке переключилось бы на создание другого пилотируемого лунного корабля. Один из вариантов — модернизация грузового посадочного модуля Blue Moon Mk1 от компании Blue Origin Джеффа Безоса.

До недавнего времени гонка миллиардеров не выглядела серьезно. Илон Маск запускает ракеты сотнями, Starlink покоряет мир, а проекты Джеффа Безоса бесконечно находились в стадии разработки.

Будущее корабля Starship оказалось под угрозой из-за срыва сроков. Фото: SpaceX
Будущее корабля Starship оказалось под угрозой из-за срыва сроков. Фото: SpaceX

Но вот уже готовится второй запуск многоразовой ракеты тяжелого класса New Glenn — она отправит исследовательские аппараты к Марсу, а компания Amazon формирует аналог Starlink — спутниковую группировку Kuiper.

Сегодня Луна и Марс стали чуточку ближе. А конкурентная борьба только ускоряет научный и технический прогресс.

---