В Стокгольме и Осло в октябре Нобелевский комитет объявил лауреатов Нобелевских премий по шести номинациям — физиология и медицина, физика, химия, литература, мир и экономические науки. Традиционно в число лауреатов входят в основном граждане западных стран: США, Великобритании, Канады, Австралии и Японии.
При этом по итогу на 2025-й год граждане США становились лауреатами 390 раз, Великобритании – 134 раза, Россия/СССР – 31, а, к примеру, граждане Китая – ни разу. Можно ли считать подобную ситуацию адекватной истинному вкладу национальных научных школ?
Ответить на этот вопрос мы попросили Юрия Павловича Успенского, доктора медицинских наук, профессора, заведующий кафедрой факультетской терапии имени профессора Вальдмана Педиатрического университета и главного гастроэнтеролога Санкт-Петербурга.
- Нобелевская премия это политизированный, субъективный и конъюнктурный спектакль. Почему так было изначально? Потому что мы знаем, что Нобелевская премия присуждается только живым. Так, Нобелевские премии стали присуждать по литературе с 1904 года. То есть, великий Лев Толстой, который признан даже нашими западными партнерами великим писателем всех времен и народов, не получил Нобелевскую премию. Если мы посмотрим на тех, кто получил Нобелевскую премию за те шесть лет, что Толстой был еще жив, выяснится, что никто не знает этих писателей, никто не знает этих поэтов. А вот великий химик Менделеев – он тоже не получил Нобелевскую премию. На западе не называют «таблицу Менделеева» его именем, они говорят просто «таблица элементов». Дальше Горький, великий Горький. И он не получил Нобелевскую премию, хотя, без сомнения, он великий писатель.
- А если вспомнить премии по медицине?
- Как гастроэнтеролог выскажу свое недоумение в своей области. Так, Нобелевскую премию в области физиологии и медицины получили австралийские учёные Барри Маршалл и Робин Уоррен в 2005 году «за открытие бактерии Helicobacter Pylori и ее роли в развитии гастрита, язв и даже рака желудка». Но впервые эта бактерия была открыта еще 150 лет назад: в 1875 г немецкие ученые Ботхер и Лютюль впервые обнаружили спиралевидную бактерию в слизистой оболочке желудка собак. Позднее, в 1886 году, Яворский, профессор медицины Ягеллонского университета в Кракове, исследуя смывы желудка человека, обнаружил бактерию характерной спиралеобразной формы, в дальнейшем названную Vibrio rugula. Он был первым, кто предположил возможную этиологическую роль данного микроорганизма в патогенезе развития болезней желудка. Его работа на эту тему была включена в польское «Руководство по заболеваниям желудка» и опубликована в 1899 году, однако не получила широкого распространения, поскольку была написана на польском языке. И таких исследований до 2005 года были сделаны сотни, но Уоррен и Маршалл, со свойственной англосаксам наглостью, не упомянули своих предшественников. Вот цена этой Нобелевской премии.
- Показательно, конечно.
- А есть еще более показательные примеры. Джеймс Уотсон – американский биолог, генетик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 года за открытие двуспиральной молекулы ДНК, в 2019 году был лишен всех почетных титулов и званий. У него отняли и Нобелевскую премию – за то, что он позволил себе высказывания, которые шли вразрез с либеральной повесткой. Просто вот взяли и отняли у старика-ученого Нобелевскую премию. Поэтому Нобелевская премия – это абсолютно политизированное действие. Если бы оно было не политизированное, то я думаю, что и наши российские ученые получали бы Нобелевские премии, ведь им есть за что. Но, увы, это для нас чужой спектакль, западный междусобойчик, где всем уже расписаны роли чужого сценария.