Найти в Дзене
Человек разумный

Есть ли сознание у животных?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что понимать под сознанием. Если считать сознание свойством человеческого мозга, как это делают некоторые нейробиологи-физикалисты - то, однозначно, нет! Но такую точку зрения сейчас мало кто разделяет. Если же принять другую крайность и полагать, что сознание - неотъемлемый атрибут материи, его фундаментальное свойство (как считается в ортодоксальном панпсихизме), то сознанием обладают не только животные, но и любые неодушевлённые предметы, скажем, фотодиоды или термостаты. Даже беглый анализ обнаруживает серьёзный интерес научного сообщества к данной проблеме . И связан этот интерес как со стремлением объяснить феномен сознания во всей его полноте, так и с попытками уточнить исследовательскую программу достижения сильного ИИ. В среде учёных, занимающихся проблемой сознания, по мнению академика К.Анохина, возник консенсус: сознание есть способность к субъективным переживаниям, к самоосознанию. Поэтому, вопрос о сознании у животных следует переформ

Ответ на этот вопрос зависит от того, что понимать под сознанием. Если считать сознание свойством человеческого мозга, как это делают некоторые нейробиологи-физикалисты - то, однозначно, нет! Но такую точку зрения сейчас мало кто разделяет. Если же принять другую крайность и полагать, что сознание - неотъемлемый атрибут материи, его фундаментальное свойство (как считается в ортодоксальном панпсихизме), то сознанием обладают не только животные, но и любые неодушевлённые предметы, скажем, фотодиоды или термостаты.

Даже беглый анализ обнаруживает серьёзный интерес научного сообщества к данной проблеме . И связан этот интерес как со стремлением объяснить феномен сознания во всей его полноте, так и с попытками уточнить исследовательскую программу достижения сильного ИИ.

В среде учёных, занимающихся проблемой сознания, по мнению академика К.Анохина, возник консенсус: сознание есть способность к субъективным переживаниям, к самоосознанию. Поэтому, вопрос о сознании у животных следует переформулировать так - способны ли животные к субъективному опыту?

Существуют международные организации, занятые изучением потенциального сознания у животных, которые проводят регулярные научные конференции. Например,:

International Conference on Comparative Cognition (IC3)

  • Описание: Фокусируется на сравнительной когнитивной науке, включая восприятие, память, принятие решений и возможные признаки сознания у нечеловеческих видов.

Animal Sentience Conference (by Animal Welfare Institute)

  • Описание: Посвящена научным и этическим аспектам восприятия и сознания у животных. Включает междисциплинарные доклады и публикации в журнале Animal Sentience.

The Foundations of Animal Sentience (FANS)

  • Описание: Фонд сознательности у животных проводит академические семинары, организуемые Оксфордским университетом и другими институтами, посвящённых научным основам сознания у животных.

Развивается это направление исследований и у нас в стране. Руководимый академиком Анохиным Институт перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова в мае 2023г. организовал в Дхарамсале, Индия (там находится резиденция Его Святейшества Далай Ламы XIV) специальную конференцию «Сознание у животных». Это довольно любопытное мероприятие, так как среди его организаторов также московский Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» в сотрудничестве с Библиотекой тибетских трудов и архивов (Дхарамсала) и Фонд содействия гуманному и ответственному отношению к животным «Кошка ветра» (Москва). Это достаточно загадочная конференция, о которой мало что известно (один пытливый ум собрал всю доступную информацию здесь). Нет ни сайта, ни опубликованной программы конференции. Известно лишь, что на конференции выступили академики К.Анохин, П.Балабан, профессора Т.Черниговская, А.Каплан и другие. В частности, академик П.М.Балабан (директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН с 2005 по 2018гг.) сделал доклад о сознании виноградных улиток, рассказ о котором размещен на портале РИА Новости.

Анохин в своём выступлении на фестивале Наука-0+ в МГУ в октябре 2023г. анонсировал включение в программу следующей (2024г.) конференции по сознанию у животных специального раздела «Сознание у ИИ» на том основании, что методы исследования в обеих областях довольно похожи – и там, и там мы не можем «проникнуть внутрь, чтобы посмотреть, что там происходит». Важную и актуальную тему «сознание у ИИ» я намерен подробно обсудить позднее.

В качестве иллюстрации того, как на современном этапе трактуется «сознательность животных», Анохин привёл доклад японца Масанори Кода (Masanori Kohda) на конференции в Индии. В нём, в том числе, описано прохождение «зеркального теста на осознанность» (Mirror self-​recognition (MSR)) у аквариумных рыб-​чистильщиков. На рыбку наносили метку вне её прямого поля зрения. Рыбка, подплывая к зеркальной стенке, видела эту метку в зеркале и, затем, пыталась счистить её о камни, чтобы «привести себя в порядок». Заинтересовавшись, я нашёл публикации этого японца и выяснил детали, о которых почему-​то умолчал в докладе уважаемый академик. Оказывается, цвет метки имеет значение: рыбки счищали лишь коричневую метку, похожую по цвету на кожного паразита (на фото), и не трогали зелёную или голубую метки. Учёные, на основе этого теста, делают вывод о том, что рыбка «осознаёт себя», т.е. минимально сознательна.

Эксперимент Масанора Кода по тестированию "сознательности" у рыбок-чистильщиков
Эксперимент Масанора Кода по тестированию "сознательности" у рыбок-чистильщиков

В специальном исследовании, проведённом под эгидой Лондонской школы экономики и политических наук (LSE), авторы провели детальное изучение сознательности некоторых видов ракообразных и головоногих моллюсков на основе специально разработанных критериев.

Обзор доказательств сознательности головоногих моллюсков и десятиногих ракообразных
Обзор доказательств сознательности головоногих моллюсков и десятиногих ракообразных

Применялся следующий набор критериев для определения сознательности:

  1. Животное обладает рецепторами, чувствительными к вредным раздражителям (ноцицепторами).
  2. Животное обладает интегративными областями мозга, способными интегрировать информацию из различных сенсорных источников.
  3. У животного имеются нервные пути, соединяющие ноцицепторы с интегративными областями мозга.
  4. Поведенческая реакция животного на вредный раздражитель модулируется химическими соединениями, воздействующими на нервную систему
  5. Животное демонстрирует мотивационные компромиссы, при которых ущерб от вредного или угрожающего стимула сопоставляется с ценностью возможности получения вознаграждения, что приводит к гибкому принятию решений.
  6. Животное демонстрирует гибкое самозащитное поведение (например, ухаживает за раной, охраняет, расчесывает, растирает), которое, вероятно, включает в себя представление о местоположении вредного раздражителя на теле.
  7. Животное демонстрирует ассоциативное обучение, при котором вредные раздражители ассоциируются с нейтральными и/или при котором новые способы избегания вредных раздражителей усваиваются с помощью обучения с подкреплением.
  8. Животное показывает, что оно ценит предлагаемые анальгетики или анестезирующие средства при получении травмы одним или несколькими из следующих способов:
  • Животное учится самостоятельно принимать предлагаемые анальгетики или анестезирующие средства при получении травмы.
  • Животное, получившее травму, учится выбирать место, где можно получить анальгетики или анестезирующие средства.
  • При травме животное отдает предпочтение получению этих веществ перед другими потребностями (например, в пище).

В итоге, исследователи пришли к однозначному выводу о сознательности моллюсков и ракообразных:

Наша основная рекомендация
Мы рекомендуем, чтобы все головоногие моллюски и десятиногие ракообразные считались разумными животными в соответствии с законодательством Великобритании о защите животных. Они должны
рассматриваться как “животные” для целей Закона о защите животных 2006 года и быть включены в сферу действия любого будущего законодательства, касающегося сознательности животных.

Следует признать, что в теме о сознательности животных сложным образом переплетаются вопросы нейробиологии, философии, этики, морали и т.п. Ведь, если животные сознательны, говорит академик Анохин, то что должен чувствовать человек всякий раз, опуская живого рака в кипящую воду?