Мимо внимания большинства СМИ прошли интересные геополитические и дипломатические манёвры, которые в настоящее время происходят на востоке Африканского континента.
В конце прошлого месяца, 26 сентября, в Нью-Йорке прошла встреча между министром иностранных дел Эритреи Османом Салехом и старшим советником Трампа, Массадом Фаресом Булосом. Как известно, Булос является главным куратором американской внешней политики на Африканском континенте, и именно его Трамп отправлял весной 2025 года в ДР Конго и Руанду для организации "сделки" между этими конфликтующими странами. Кроме того, сын Булоса, Майкл, с 2022 года женат на дочери Трампа. Таким образом, Булос-старший не просто высокопоставленный чиновник, но и сват Трампа.
Переговоры эритрейской делегации с Булосом, прошедшие на полях 80-ой сессии Генассамблеи ООН, высоко оценило министерство информации Эритреи. Оно сообщило, что Осман Салех во время беседы выразил готовность к конструктивному сотрудничеству и "изучению возможностей в регионе Африканского Рога и Красного моря, представляющих взаимный интерес".
Представить себе подобные переговоры ранее было сложно. С 2021 года администрация Байдена взяла курс на усиление своих незаконных санкций против Эритреи. В 2022 году американский Госдеп принял так называемую "Комплексную стратегию в отношении Эритреи", в которой фактически прямым текстом подчеркивалось враждебное отношение Штатов к этому африканскому государству и его внешней политике.
Теперь же, судя по дипломатической активности, произошла смена курса.
Еще 30 июля 2025 года Трамп отправил официальное письмо президенту Эритреи Исайясу Афеворки, в котором выразил готовность к восстановлению американо-эритрейских отношений. До этого Афеворки отправил Трампу поздравительное письмо в честь его избрания на президентский пост.
Программная позиция Эритреи по вопросу об отношениях с Штатами была детально изложена президентом Афеворки в его июльском интервью национальным СМИ.
Во-первых, Афеворки прямо сказал, что в 2017 году Эритрея уже выступала с инициативой о восстановлении отношений с Вашингтоном, но тогда (в первый срок Трампа) это не дало результатов. Более того, с приходом Байдена к власти Америка заняла ещё более агрессивную позицию по отношению к Эритрее, вводя санкции и оказывая политическое давление.
Во-вторых, Афеворки отметил, что Эритрея в ближайшие годы планирует восстановить сотрудничество с администрацией Трампа, но при этом учитывая и развивая свои отношения с другими странами - Китаем, Россией, Индией и т. д.
Помимо этого, Афеворки назвал нынешнюю политическую обстановку в Вашингтоне нестабильной и призвал не делать поспешных выводов.
Будучи одним из опытнейших политиков Африканского континента (занимает пост президента с 1993 года), лидер Эритреи прекрасно знает, как бывают переменчивы межгосударственные отношения. Кроме того, он отлично разбирается в истории и на протяжении многих лет продумывает свои ходы наперёд. В начале 1970-ых годов он стоял у истоков Народного Фронта Освобождения Эритреи (НФОЭ), который воевал за отделение от Эфиопии провинции у побережья Красного моря. Проходил подготовку в Китае (поэтому до 1987 года НФОЭ придерживался преимущественно маоистской идеологии). Афеворки привёл Эритрею к независимости, возглавлял страну во время тяжёлого конфликта с Эфиопией 1998-2000 годов и во время еще более разрушительного конфликта на севере Эфиопии (в регионе Тыграй) с 2020 года, в котором Эритрея тоже участвовала.
Он придерживается прагматичного подхода, который даже позволил кратковременно улучшить отношения с правительством Абия Ахмеда Али в Эфиопии и объединить силы против общего на тот момент противника - Народного Фронта Освобождения Тыграй (НФОТ).
Правда, сейчас отношения Эфиопии и Эритреи вновь являются обострёнными, и прежний тактический союз исчез. После того, как в ноябре 2022 года было подписано мирное соглашение между Эфиопией и НФОТ, в Тыграй вернулось хрупкое спокойствие, которое и по сей день время от времени нарушается внутриполитической борьбой и отголосками конфликта в регионе Амхара. Тогда же постепенно начали охлаждаться отношения Аддис-Абебы и Асмэры, перед сторонами вновь встали старые споры - о приграничных территориях и о намерении Эфиопии "прорубить окно" к Красному морю.
В условиях очередного кризиса в отношениях с Эфиопией, Асмэра стремится укрепить свои позиции на внешнеполитической арене. Нынешние переговоры Штатов и Эритреи можно охарактеризовать как пробные (встреча Османа Салеха и Булоса в Нью-Йорке). Пока что делать на их основе какие-то долгосрочные выводы рано. Но некоторые факты указывают на то, что администрация Трампа действительно хочет предложить Эритрее некую "сделку".
Географическое положение Эритреи с выходом к Красному морю и близостью к Баб-эль-Мандебскому проливу является стратегически важным не только в Африканском, но и в Ближневосточном контексте (от Эритреи через пролив буквально рукой подать до Йемена). Недра Эритреи богаты золотом (которое сейчас стремительно растёт в цене), медью и цинком. Нет никаких сомнений в том, что Штаты, желающие расширить свою экспансию в Африке, проявляют интерес к такому выгодному сочетанию природных ресурсов и географии. Ведь именно в эксплуатации сырьевых ресурсов и географического положения заключается агрессивная стратегия западного неоколониализма по отношению к странам Африки.
Однако контуры гипотетической "сделки" пока не ясны. Всё-таки это не ДР Конго, где в "сделке" сразу фигурировали редкоземельные металлы и где маячил фактор наступления повстанцев на востоке Конго при поддержке Руанды (что оказало влияние на быстрое подписание). Эритрея никуда не спешит, отличается внутренней стабильностью, имеет отличные отношения с Китаем и Россией, да и её подход в контексте возможного восстановления отношений с Вашингтоном отличается исключительным прагматизмом ( о чём и говорил Афеворки). Эритрея прекрасно помнит многочисленные американские враждебные шаги в регионе, а потому, как выразился ее лидер, "не ожидает, что приход к власти в Штатах новой администрации сам по себе приведёт к неким чудесным результатам" в сфере отношений Вашингтона и Асмэры.