Мир бизнес-авиации всегда казался простому обывателю недостижимым, а потому манящим и окутанным ореолом роскоши. Безупречный сервис, блюда от шефов мишленовских ресторанов, салоны, отделанные благородным деревом, мрамором и даже золотом, кресла, превращающиеся в кровать одним лёгким нажатием кнопки, — всё это символы успешной жизни, к которым ежедневно прикасаются высокопоставленные чиновники, знаменитости и крупные бизнесмены. Однако за фасадом глянца скрывается другая, куда менее изящная сторона — труд бортпроводниц бизнес-авиации, которые обязаны выполнять малейшие прихоти клиентов, сохранять самообладание в любой, даже самой стрессовой ситуации. О тонкостях этой профессии, подробно рассказала в своих соцсетях стюардесса по имени Елена.
ЗОЖ, макияж и неожиданные вопросы на собеседовании
Елене 35 лет. Вот уже 12 лет она трудится в небе, из которых 10 провела в частной авиации. Начинала в гражданском флоте, но вскоре решила перейти в бизнес-сегмент. Теперь Елена обслуживает рейсы с участием звёзд, предпринимателей и влиятельных персон, наливает Chateau Petrus по цене автомобиля, улыбается и накрывает столы на уровне лучших ресторанов.
Многим молодым девушкам подобная работа кажется мечтой — ведь это не просто возможность путешествовать, но и шанс прикоснуться к высшему обществу. Однако, по словам Елены, смазливое личико и третий размер груди, тут далеко не главное: гораздо важнее крепкие нервы, отличное здоровье и безупречная выдержка.
— Процесс трудоустройства — целое испытание. Прежде чем попасть к самому владельцу самолёта, нужно пройти всех его заместителей. Именно они решают, кого допустят к финальному этапу. Когда я пришла устраиваться на свое нынешнее место, моя коллега была шестнадцатой в очереди из претенденток, а я стояла вообще в самом конце — желающих оказалось море, — вспоминает Елена.
Всего она прошла пять этапов собеседования.
— Самым неожиданным стал последний. Супруга владельца самолёта, едва я вошла, спросила: “Перед тем как прийти на собеседование, вы сделали интимную стрижку?” Я смутилась, а она засмеялась: “Это ваше личное дело. Главное, чтобы остальное соответствовало нашим требованиям”. Она сразу предупредила, что любые романы с клиентами строго запрещены и это чётко прописано в контракте, — делится бортпроводница.
Позднее жена хозяина лично утверждала внешний вид стюардесс: строгие костюмы или платья ниже колена, минимум косметики и никакого маникюра. Хотя подобные ограничения, по словам Елены, были скорее прихотью хозяйки, ведь в целом в бизнес-авиации приветствуется ухоженность и аккуратность. Чтобы поддерживать форму, девушки занимаются спортом, следят за питанием и регулярно посещают фитнес-залы.
После всех испытаний Елену, наконец приняли на должность бизнес-стюардессы.
— Это совершенно другой мир. Владельцы частных самолётов предпочитают вылетать ближе к полудню, путешествуют по Европе, США или Азии, отдыхают на райских островах. В Турцию и Египет частными джетами не летают. В отличие от рейсов, где 200 пассажиров недовольны тем, что закончилась курица, здесь максимум десять человек — министры, звёзды, предприниматели. С ними работать спокойнее, — рассказывает она.
Почему девушки выбирают бизнес-авиацию
— Сейчас в эту сферу идёт много молодых девушек. Многие мечтают встретить богатого "папика" и устроить за его счет свою жизнь. Но одной красоты недостаточно. В любой момент на борт может подняться жена клиента — и тогда вся ваша “карьера” закончится прямо в аэропорту. Однако многих это не останавливает — они верят, что их заметят и увезут в закат. На реальности это иллюзия: человек такого уровня не пустит вас ближе служебной дистанции. Ты для него всегда будешь обслуживающим персоналом, как ни крути, — говорит Елена.
Сама же она пришла в бизнес-авиацию исключительно ради заработка. И действительно, доходы здесь несравнимы с гражданскими линиями: в среднем около 5000 евро в месяц, плюс суточные от 50 до 100 евро и выше.
— Этих денег хватает, чтобы поужинать в хорошем ресторане в тех же Эмиратах. Обычно график — две недели в небе, две — отдых. Но есть нюанс: не всегда наниматель спешит с официальным трудоустройством. Бывает, девушка месяц летает с какой-то компанией, думает, что её приняли, а потом ей говорят: “Вы не подошли”, и оклад уходит другой, — объясняет она.
Свободное время между рейсами стюардессы проводят на пляжах, в магазинах и на экскурсиях. По контракту их размещают в отелях не ниже четырёх звёзд, а при спонтанных вылетах — часто и в пятизвёздочных.
— Помню, как наши бизнесмены прилетели на Бали — мы две недели жили на роскошной вилле по соседству, купались и загорали. Настоящая сказка!, — вспоминает Елена.
Но не всё так радужно.
— Новички думают, что их ждут бесконечные курорты и лёгкая жизнь, но это тяжелый труд. Без искренней любви к делу вы долго не выдержите. Карьерного роста тут нет — отлетала свой срок, и на твоё место придёт следующая, — говорит она.
По словам Елены, представления о безудержных вечеринках в небе сильно преувеличены:
— За восемь лет у меня был лишь один случай, когда на борту устроили вечеринку. Обычно люди работают, смотрят фильмы или спят.
Обязанности и требования
Бортпроводницы бизнес-авиации делятся на два типа: одни обслуживают рейсы, другие работают персонально с владельцем самолёта. Последние становятся своего рода личными ассистентами — знают все вкусовые предпочтения босса, бронируют отели, покупают подарки, присматривают за детьми.
Обычный день Елены начинается с уточнения пожеланий пассажиров: она узнаёт меню, закупает продукты, цветы, напитки и прессы. На борт приезжает минимум за три часа, чтобы навести идеальный порядок и украсить салон.
— За годы я научилась различать свежесть рыбы с первого взгляда. Меня уже не обманешь. Освоила основы разных кухонь, кроме кошерной. Четырежды проходила курсы сомелье, потому что знания нужно постоянно обновлять. Также закончила медицинскую подготовку — могу по цвету губ понять, что человеку плохо. Вся еда приходит в контейнерах, а я уже красиво выкладываю, подогреваю, сервирую и подаю — это целая кулинарная церемония!, — рассказывает стюардесса.
Иногда запросы клиентов ставят экипаж в тупик.
— Один чиновник захотел, чтобы салфетки на борту совпадали по оттенку с его галстуком. А однажды пассажиры заказали на обратный рейс сырники из свежего творога со сметаной не менее 20%. Мы были под Лондоном, и я с трудом нашла фермершу, которая сделала всё по заказу. В итоге гости были в восторге, — вспоминает Елена.
Немногие владельцы держат самолёт исключительно для себя: аренда позволяет компенсировать колоссальные расходы на содержание — сотни тысяч долларов в месяц. Но если хозяину вдруг срочно понадобился борт, он должен быть подан незамедлительно.
Безопасность превыше всего
— Главное правило — безопасность. Как-то пассажир попросил бокал вина за четыре минуты до взлёта. Я не могла успеть провести дегустацию, открыть бутылки, но и отказать нельзя. Поэтому объяснила спокойно: “Давайте сделаем это через несколько минут после взлёта”. Прозвучало двусмысленно, но он понял. Конечно, бывают те, кто требует "давай наливай" — тогда прошу пилотов чуть задержать старт на пару минут. Но подобное случается редко, — говорит Елена.
По её словам, клиенты бизнес-авиации в основном интеллигентны и воспитаны.
— Братков из 90-х давно нет. Грубость и понты встречаются чаще на чартерных рейсах. Там пассажир за 30 тысяч рублей в Шарм-эль-Шейх чувствует себя царём и требует поклонов. Здесь всё иначе — спокойствие и уважение, — отмечает она.
Фриланс, усталость и личная жизнь
Несмотря на высокие зарплаты, большинство бортпроводниц берут дополнительные рейсы — фриланс. Это вылеты по срочным заказам, где всё может поменяться в последний момент: время, маршрут, меню, количество пассажиров.
— В нашем деле нельзя говорить “нет”. Откажешься раз — больше не позовут. Поэтому чемодан всегда собран. Нужно заказать питание, цветы, подготовить борт, проверить посуду, бельё, сервировать стол и не забыть о пилотах, — делится Елена.
Главный минус профессии — невозможность что-то запланировать.
— Ты можешь сидеть с мужем в театре, а тут сообщение: “Через два часа вылет”. И всё — мчишься домой за чемоданом, потом в аэропорт, — рассказывает она.
Женщинам с детьми ещё труднее.
— Моя подруга постоянно страдала от того, что редко видит сына. У неё был график — двадцать дней в полётах и десять дома. В итоге она ушла — не смогла жить вдали от семьи, — признаётся Елена.
Кроме того, физические нагрузки огромные: в бизнес-авиации стюардесса должна стоять даже во время взлёта, ведь полёты бывают короткими, а успеть обслужить надо всех пассажиров по самому высшему классу.
— В прошлом году я всерьёз думала уйти. Я иногда курирую другие рейсы, и вот на одном из них стюардесса пересушила еду, а выговор получила я, хотя была не виновата. На эмоциях сказала что увольняюсь. Естественно никто держать не стал. Всю ночь проплакала, а наутро позвонила начальнице — сделали вид, что ничего не случилось. Я осталась, ведь люблю свою работу. Даже не представляю, чем бы занялась, если бы перестала летать, — подытоживает Елена.