Charm, Harm, Хармс – очаровательный вредитель, абсурдист, обэриут. Любитель мифов и ненавистник детей, рожденный из икринки. Автор детских журналов. Что такое «Случаи» Хармса? Кто такие обэриуты? Почему поэт начал публиковаться именно в детских журналах? Сейчас узнаем!
Случаи Хармса
Затейник и абсурдист
Даниил Ювачёв (Хармс) родился в необычной семье. Его отец, Иван Ювачёв, бывший народоволец. Из-за попытки покушения на Александра III был отправлен в ссылку на Сахалин. После заключения он изменил свое отношение к революции. Мать, Надежда Колюбакина, принадлежала к старинному дворянскому роду. Она заведовала «Убежищем для женщин, вышедших из мест заключения».
Хармс был затейником с ранних лет. В школе писатель притворялся бедным сиротой, чтобы его не наказывали учителя. Во время уроков мог начать играть на валторне. Обучался он в старейшей школе Петербурга — «Петершуле», но из-за плохой успеваемости был вынужден заканчивать другое учебное учреждение. В 1922 году он отправился учиться в Детское Село во 2-ю Единую трудовую школу. Там Даниил Ювачев начинает писать свои первые стихи и придумывает себе псевдоним – Хармс.
Родители писателя хотели, чтобы их сын получил высшее образование. В 1924 году Хармс поступает в «Первый Ленинградский электротехникум». Через два года он будет отчислен за неуспеваемость и низкую посещаемость. Писатель хотел связать свою жизнь с литературой и вместо учебы посещал «Всероссийский союз поэтов». Там он знакомиться с заумью Велимира Хлебникова и заумниками. Позже он вступит в литературный кружок «Чинари» и возглавит объединение ОБЭРИУ.
Начнет Даниил Хармс с поэзии, но в 30-е годы перейдет к прозе. Его жизнь сама по себе была причудливой. Но Хармс при написании, автобиографии и текстов доводил все до абсурда. Например, он сочинял версии своего рождения:
Я сам родился из икры. Тут даже чуть не вышло печальное недоразумение. Зашел поздравить дядя, это было как раз после нереста, и мама лежала еще больная. Вот он и видит: люлька полная икры. А дядя любил поесть. Он намазал меня на бутерброд и уже налил рюмку водки. К счастью, вовремя успели остановить его, потом меня долго собирали.
Разрушение логических связей для создания новой очищенной от старых символов литературы. Гротескные образы, отсутствие привычного сюжета, цепочки из одинаковых действий. Все это абсурдистская поэтика – особенность творчества Хармса. У писателя есть сборник коротких рассказов под названием «Случаи». Сюжет историй основывается на алогичных происшествиях, которые противоречат классической прозе. «Случаи» — это авангардный взгляд на реальность, которая может вот-вот стать руинами.
Дважды два пять
«Три левых часа» обэриутов»
Объединение ОБЭРИУ возникло в 1927 году, благодаря литературно-философскому кружку «Чинари». В него входили несколько отделений: литературное, кинематографическое, изобразительное, музыкальное, театральное. Абсурд для обэриутов стал вызовом «нормальному искусству»:
Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства. <…> Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты «не-реальны» и «не-логичны»? А кто сказал, что «житейская» логика обязательна для искусства?
Столкновение смыслов, поиск новых языковых форм, алогичность стали новыми методами отражения действительности.
24 января 1928 года в «Ленинградском доме печати» состоялось выступление «Три левых часа». Событие имело необычную акцию. Человек ходил по городу и играл роль «живой рекламы», на его одежде были надписи: «Дважды два пять», «Поэзия – это вам не каша!», «Мы вам не пироги!».
Само выступление состояло из трех частей. Первый час был посвящен поэзии Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Заболоцкого, Игоря Бахтерева, Константина Вагинова. Второй час – пьеса Хармса «Елизавета Бам». Третий час – показ антивоенного монтажного фильма «Мясорубка».
Несмотря на все усилия обэриутов зрители остались недовольны выступлением, а критики написали отрицательные рецензии. Абсурдистская поэтика не была близка соцреализму. Возникли трудности с публикациями и печатью сборников.
Ёж
Хармс и детская литература
В 1920-е годы у литературы возникла новая задача – воспитывать подрастающее поколение на идеях социализма. Журналы стали предвестниками советского образования. Самуил Маршак формировал творческий коллектив для детского ежемесячного издания «Ёж». Он предложил обэриутам стать авторами журнала. У объединения появилась возможность публиковать свои произведения.
Даниил Хармс не любил детей, но дети любили его. Он активно сотрудничал с детскими журналами, а во время выступления перед юными слушателями устраивал цирковые, выступления жонглируя разными предметами. Алогичные образы в его поэзии трудно воспринимать взрослому человеку, но не ребенку. Обратим внимание на стихотворение «Удивительная кошка»:
Несчастная кошка порезала лапу —
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге —
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
Взрослый человек не увидит в воздушных шариках решение проблемы кошки, но для ребенка это настоящее чудо. Дети не мыслят логически и легко считывают феерический пафос стихотворения. Подобные произведения помогают детям развивать воображение.
Нельзя говорить о том, что в поэзии Хармса нет смысла. Для примера возьмем стихотворение «Почему»:
ПОЧЕМУ:
Повар и три поварёнка,
повар и три поварёнка,
повар и три поварёнка
выскочили на двор?
ПОЧЕМУ:
Свинья и три поросёнка,
свинья и три поросёнка,
свинья и три поросёнка
спрятались под забор?
ПОЧЕМУ:
Режет повар свинью,
поварёнок — поросёнка,
поварёнок — поросёнка,
поварёнок — поросёнка?
Почему да почему? —
Чтобы сделать ветчину.
Для ребенка ответ на «почему» очень прост – чтобы сделать ветчину. Взрослый же человек начинает задумываться о теме смерти, для него вопрос «почему» становится многогранней. Он считывает подтекст произведения, возникают внутренние конфликты.
В творчестве Даниила Хармса столкновение смыслов рождает новые темы, идеи, размышления. Мы можем радоваться, как дети, удивительной кошке, летающей на воздушных шариках. Можем искренне сопереживать семье хрюшек. Благодаря творчеству Хармса мы можем увидеть яркую, причудливую, но очень хрупкую реальность.
В литературной рубрике мы не просто задаемся вопросом:«Что хотел сказать автор?» Наша главная цель — понять дух времени, углубиться в литературный процесс, познакомиться с личностью писателя и его творчеством. Подписывайтесь на Dataslov, чтобы не пропустить новые статьи!
Автор: Вероника Федотовская
Дизайнер: Мария Окунь