Найти в Дзене
Виталий Калгин

Цой. Концерт на Ржевке

В феврале 1986 года Виктор Цой по приглашению выступил в квартире жителя ленинградского района Ржевка Дмитрия Бутасова. Дмитрий Бутасов: Почти 40 назад это было. Квартирник у меня дома, в феврале 1986 года, на проспекте Ударников. Договаривался с Цоем, по-моему, Сергей Кручина. Концерт проходил по адресу проспект Ударников д.21 к.2,кв.24. Негативов, к сожалению, у меня нет, и бобина с записью этого домашнего концерта не сохранилась… Сергей Курсаков: Я помню два эпизода личной встречи с Цоем. Это была зима 1986 года, примерно февраль. Один мой питерский друг, которого мы звали Дима «Ихтиология» (потому что именно он дал нам бобину с одноименным альбомом «Аквариума» 1984 года), организовал у себя на квартире концерт Цоя. Я с неким Лешей, тоже ленинградцем, встречал Цоя на выходе из метро. Через какое-то время мы увидели Виктора в черном пальто и с гитарой в чехле. Он с выражением полнейшего спокойствия, невозмутимости и погруженности в себя, выходил с эскалатора. Мы окликнули его, позд

В феврале 1986 года Виктор Цой по приглашению выступил в квартире жителя ленинградского района Ржевка Дмитрия Бутасова.

фото из архива С. Курсакова
фото из архива С. Курсакова

Дмитрий Бутасов:

Почти 40 назад это было. Квартирник у меня дома, в феврале 1986 года, на проспекте Ударников. Договаривался с Цоем, по-моему, Сергей Кручина. Концерт проходил по адресу проспект Ударников д.21 к.2,кв.24. Негативов, к сожалению, у меня нет, и бобина с записью этого домашнего концерта не сохранилась…

фото из архива С. Курсакова
фото из архива С. Курсакова

Сергей Курсаков:

Я помню два эпизода личной встречи с Цоем. Это была зима 1986 года, примерно февраль. Один мой питерский друг, которого мы звали Дима «Ихтиология» (потому что именно он дал нам бобину с одноименным альбомом «Аквариума» 1984 года), организовал у себя на квартире концерт Цоя. Я с неким Лешей, тоже ленинградцем, встречал Цоя на выходе из метро. Через какое-то время мы увидели Виктора в черном пальто и с гитарой в чехле. Он с выражением полнейшего спокойствия, невозмутимости и погруженности в себя, выходил с эскалатора. Мы окликнули его, поздоровались. Потом сели в какой-то троллейбус и поехали к тому самому Диме…По дороге Леша, чтобы устранить неловкое молчание разразился тирадой о том, как он не любит зиму. Я еще подумал: «Цою хочет угодить» (Цой же пел в одном из альбомов о мерзости зимы). Так под щебетание Леши и молчание Цоя приехали на квартиру к Диме. Разделись, прошли в комнату. Там сидела уже толпа школьников в ожидании Цоя. Было подготовлено место для Цоя: стул, стойка с микрофоном, подключенным к магнитофону «Астра» для записи концерта.

Цой поздоровался с публикой, распаковал гитару из чехла, сел на стул и начал петь свои песни, играя на гитаре. Через какое-то время он, улыбнувшись, сказал «Антракт» и сам поставил запись на паузу. Публика осталась в комнате, а мы вчетвером (Цой, я, Леша и Дима) вышли на кухню покурить. Там Дима налил всем грамм по 50 водки. Выпили, о чем-то поговорили, пошутили и вернулись в комнату. Цой сел, взял гитару, снял запись с паузы на магнитофоне и снова запел. Пел практически все, что было выпущено на магнитоальбомах группы «КИНО». Были песни из «45», из «Начальника Камчатки», из «Это не любовь», и из «Ночи». Потом Цой отложил гитару и предложил поговорить. Ребята задавали вопросы, а он отвечал. При этом он курил «Беломорканал». Есть фотографии этого момента. Я помню, что спросил его, какие западные группы повлияли на его творчество. Он ответил, что таких много. Среди самых главных он отметил «Beatles», «Rolling Stones» и «Doors». Упомянул некоего исполнителя Вову Синего, который в качестве фонограммы своих песен использовал куски записей, например, группы «Ultravox», склеивая ленту с инструментальными фрагментами в кольцо и так сопровождая свое пение. Я до сих пор так и не удосужился отыскать записи этого Вовы Синего…

фото из архива С. Курсакова
фото из архива С. Курсакова
фото из архива С. Курсакова
фото из архива С. Курсакова

Потом, когда вопросы были исчерпаны, мы пофотографировались с Цоем. Есть фото, где все собравшиеся сидят на ковре вместе с Цоем в центре. Потом Виктор с интересом разглядывал Димину экспозицию на стенах комнаты. Прямо на обоях были наклеены фотографии любимых групп и написаны названия и имена. Это были и западные группы (в основном панк и новая волна) и группы Ленинградского рок-клуба: «КИНО», «Странные игры», «Алиса» и «Аквариум». Есть фото, где Цой как раз рассматривает эти фото на стене с беломориной в руке. Рядом чуть сзади стою я, застегивая куртку и что-то комментируя с улыбкой.

фото из архива С. Курсакова
фото из архива С. Курсакова

Витя, конечно, был человек с юмором. Ему в конце сейшена все давали какие-то бумажки для автографа. Витя и здесь проявил творчество. Например, кому-то написал слово «ЦОЙ» в виде китайских иероглифов. Я подал ему пустой студенческий билет. Там в конце было слово «подпись». Я дописал: «Цоя». Цой посмотрел на это с улыбкой и расписался: «Иванов».

фото из архива С. Курсакова
фото из архива С. Курсакова

Потом повезли мы Цоя обратно. По дороге в троллейбусе я убеждал его, что группе нужно прорваться на телевидение, что надо снимать клипы и т.д. Надо понимать, что группа «КИНО» тогда была известна только меломанам в Питере и Москве. Ее не показывали еще по ТВ. Переломным станет следующий год, 1987-й. Именно в этот год на западе выйдет двойной альбом «Красная волна», где будут представлены четыре группы Ленинградского рок-клуба. После и наша фирма «Мелодия» поспешит выпустить альбомы «Аквариума» (сборник из «Дня серебра» и «Детей Декабря»), «КИНО» («Ночь») и «Алисы» («Поколение Икс»). А потом и фирма Андрея Тропилло начнет выпускать на виниле и наш, и западный рок. Стена запретов вскоре рухнет, а следом рухнет и Советский Союз...

Мы попрощались с Цоем в метро, и я потом жалел, что не позвал его в нашу студенческую общагу, чтобы продолжить сейшен. Но чуть позже мы организовали его концерт в Горном институте. Но это уже другая история...

Сергей Курсаков. фото из личного архива
Сергей Курсаков. фото из личного архива

ЧИТАТЬ ЕЩЕ!!!