В феврале 1986 года Виктор Цой по приглашению выступил в квартире жителя ленинградского района Ржевка Дмитрия Бутасова.
Дмитрий Бутасов:
Почти 40 назад это было. Квартирник у меня дома, в феврале 1986 года, на проспекте Ударников. Договаривался с Цоем, по-моему, Сергей Кручина. Концерт проходил по адресу проспект Ударников д.21 к.2,кв.24. Негативов, к сожалению, у меня нет, и бобина с записью этого домашнего концерта не сохранилась…
Сергей Курсаков:
Я помню два эпизода личной встречи с Цоем. Это была зима 1986 года, примерно февраль. Один мой питерский друг, которого мы звали Дима «Ихтиология» (потому что именно он дал нам бобину с одноименным альбомом «Аквариума» 1984 года), организовал у себя на квартире концерт Цоя. Я с неким Лешей, тоже ленинградцем, встречал Цоя на выходе из метро. Через какое-то время мы увидели Виктора в черном пальто и с гитарой в чехле. Он с выражением полнейшего спокойствия, невозмутимости и погруженности в себя, выходил с эскалатора. Мы окликнули его, поздоровались. Потом сели в какой-то троллейбус и поехали к тому самому Диме…По дороге Леша, чтобы устранить неловкое молчание разразился тирадой о том, как он не любит зиму. Я еще подумал: «Цою хочет угодить» (Цой же пел в одном из альбомов о мерзости зимы). Так под щебетание Леши и молчание Цоя приехали на квартиру к Диме. Разделись, прошли в комнату. Там сидела уже толпа школьников в ожидании Цоя. Было подготовлено место для Цоя: стул, стойка с микрофоном, подключенным к магнитофону «Астра» для записи концерта.
Цой поздоровался с публикой, распаковал гитару из чехла, сел на стул и начал петь свои песни, играя на гитаре. Через какое-то время он, улыбнувшись, сказал «Антракт» и сам поставил запись на паузу. Публика осталась в комнате, а мы вчетвером (Цой, я, Леша и Дима) вышли на кухню покурить. Там Дима налил всем грамм по 50 водки. Выпили, о чем-то поговорили, пошутили и вернулись в комнату. Цой сел, взял гитару, снял запись с паузы на магнитофоне и снова запел. Пел практически все, что было выпущено на магнитоальбомах группы «КИНО». Были песни из «45», из «Начальника Камчатки», из «Это не любовь», и из «Ночи». Потом Цой отложил гитару и предложил поговорить. Ребята задавали вопросы, а он отвечал. При этом он курил «Беломорканал». Есть фотографии этого момента. Я помню, что спросил его, какие западные группы повлияли на его творчество. Он ответил, что таких много. Среди самых главных он отметил «Beatles», «Rolling Stones» и «Doors». Упомянул некоего исполнителя Вову Синего, который в качестве фонограммы своих песен использовал куски записей, например, группы «Ultravox», склеивая ленту с инструментальными фрагментами в кольцо и так сопровождая свое пение. Я до сих пор так и не удосужился отыскать записи этого Вовы Синего…
Потом, когда вопросы были исчерпаны, мы пофотографировались с Цоем. Есть фото, где все собравшиеся сидят на ковре вместе с Цоем в центре. Потом Виктор с интересом разглядывал Димину экспозицию на стенах комнаты. Прямо на обоях были наклеены фотографии любимых групп и написаны названия и имена. Это были и западные группы (в основном панк и новая волна) и группы Ленинградского рок-клуба: «КИНО», «Странные игры», «Алиса» и «Аквариум». Есть фото, где Цой как раз рассматривает эти фото на стене с беломориной в руке. Рядом чуть сзади стою я, застегивая куртку и что-то комментируя с улыбкой.
Витя, конечно, был человек с юмором. Ему в конце сейшена все давали какие-то бумажки для автографа. Витя и здесь проявил творчество. Например, кому-то написал слово «ЦОЙ» в виде китайских иероглифов. Я подал ему пустой студенческий билет. Там в конце было слово «подпись». Я дописал: «Цоя». Цой посмотрел на это с улыбкой и расписался: «Иванов».
Потом повезли мы Цоя обратно. По дороге в троллейбусе я убеждал его, что группе нужно прорваться на телевидение, что надо снимать клипы и т.д. Надо понимать, что группа «КИНО» тогда была известна только меломанам в Питере и Москве. Ее не показывали еще по ТВ. Переломным станет следующий год, 1987-й. Именно в этот год на западе выйдет двойной альбом «Красная волна», где будут представлены четыре группы Ленинградского рок-клуба. После и наша фирма «Мелодия» поспешит выпустить альбомы «Аквариума» (сборник из «Дня серебра» и «Детей Декабря»), «КИНО» («Ночь») и «Алисы» («Поколение Икс»). А потом и фирма Андрея Тропилло начнет выпускать на виниле и наш, и западный рок. Стена запретов вскоре рухнет, а следом рухнет и Советский Союз...
Мы попрощались с Цоем в метро, и я потом жалел, что не позвал его в нашу студенческую общагу, чтобы продолжить сейшен. Но чуть позже мы организовали его концерт в Горном институте. Но это уже другая история...