В мире танцев (фитнеса или спорта) в последнее время все чаще встречаются тренера –«звезды» (я их так называю). Они молоды, харизматичны, с неплохой техникой. Ты приходишь на первое занятие, видишь этого преподавателя, и ты не можешь не восхищаться. Покупаешь абонемент, первые два занятия проходят в эйфории: кажется, что ты прикоснулся к чему-то прекрасному, настоящему. Да, она строга, иногда даже с перебором, но ты думаешь: «Ну а как иначе? Это же профессионализм. Она так заботится о моих результатах». Однако, проходит время, и, вместо радости от тренировок, ты начинаешь чувствовать себя не учеником, а той, которая только мешает и портит всю картинку. Почему же так происходит? Да все потому что для кого-то занятие - это не пространство, где тебе будут прививать любовь к спорту, танцам, и где будут помогать развивать твои навыки, и это не про вдохновение, это больше про сцену , которая выстроена только для одной «звезды». Ученики в этом спектакле — всего лишь массовка, и горе тому, кто посмеет двигаться не так, как велено.
Явление.
Встретить такого тренера сейчас не то, чтобы сложно. Таких легко узнать: они яркие, часто с внушительным количеством подписчиков в социальных сетях, однако, с отсутствием понимания своей роли. На их занятиях всегда есть любимчики - те, кто идеально вписывается в видение тренера, и изгои — те, кто, по мнению «звезды», недотягивает. Комментарии о внешности, одежде или технике могут быть резкими, а иногда и унизительными. И самое удивительное — для многих новичков, особенно юных девушек, это кажется нормой. Они думают: «Так и должно быть, это же профессиональный подход». Но так ли это?
Откуда ж они берутся?
В последнее время (буду говорить только про регион, где я живу) открылось множество танцевальных студий. Спрос на педагогов растёт, а вот профессионалов с образованием и опытом катастрофически не хватает. Кого зовут на эти вакантные места? Молодых девушек, которым едва исполнилось 20, которые сами занимались танцами всего несколько лет, возможно, имеют некоторые успехи на этом поприще, но не более того, их опыт редко выходит за пределы танцевального зала (на самом деле, это не плохо, это больше вопрос наработки опыта, другой вопрос а зададутся ли они этой целью, все же с чего-то начинали).
Представь: тебе 20, ты недолго занималась танцами, и вдруг тебе предлагают стать педагогом. Это как если бы студента второго курса мединститута позвали делать сложную операцию. Но в танцевальной среде это почему-то считается нормальным. Никто не говорит о травмоопасности движений, о медицинских противопоказаниях, о психологии общения с учениками. И вот такие «звёзды» идут преподавать, руководствуясь не желанием научить, а стремлением потешить собственное эго. Я не говорю обо всех, и уж точно не хочу сказать что данное явление только сейчас вдруг появилось-нет. Просто сейчас их число стало гораздо выше, чем даже лет 5 назад.
Почему это проблема?
Да потому что умение танцевать самому не равно умению научить этому других, помочь им полюбить танцы или спорт, даже если скорость развития навыков крайне низкая. Танцевать красиво для видосиков в соцсетях - это одно, а доносить знания, вдохновлять, помогать ученикам расти - совсем другое. Педагог в зале- это тот, кто выстроит процесс обучения так, чтобы он был безопасным, эффективным и приносил радость.
Что же делать ученикам?
Слушайте себя. Если после занятия ты чувствуешь себя подавленной, а не вдохновлённой - это повод задуматься.
Не принимайте грубость за норму. Критика должна быть конструктивной, а не унижающей. Если тренер позволяет себе оскорбления или публичное унижение, это не профессионализм, а его личные проблемы.
Говорите о проблемах. Если тебе некомфортно, попробуй обсудить это с тренером или администрацией студии. Иногда открытый разговор может изменить ситуацию.
Иными словами, ищите профессионалов, ну или тех, кто стремится к профессионализму, старайтесь обращать внимание не только на красивые видео в соцсетях, но и на реальные навыки в преподавании. Далеко не каждый, кто хорошо двигается, будь то даже призер престижных конкурсов, может преподавать, равно как и не каждый, у кого идеальная техника, может импровизировать, но это уже совсем другая тема. Разница между танцорами-исполнителями и танцорами-импровизаторами-повод уже для отдельного поста.