Найти в Дзене

Путь к шторам...

Самая распространенная и достаточно болезненная поломка большинства советских шторных фотоаппаратов – это пришедшие в негодность шторы. Сами шторы плёночных фотоаппаратов– это черная шелковая ткань с нанесенным на одну из ее сторон резиновым покрытием. И если сама основа редко когда удивляет (может, разве что, сгнить при хранении аппарата в ненадлежащих условиях), то резиновое покрытие бывает повреждено значительно чаще, а функционирование затвора при этом критически зависит от его состояния. Если на резине штор заметны трещинки, либо же есть локальные ее уплотнения, где изгиб шторки затруднен, либо если резина и вовсе отслоилась, осыпалась, и материя вполне щедро пускает через себя свет – любой из этих пунктов является причиной для замены таких штор. Сам, еще на заре увлечения пленочными камерами, столкнулся с данной проблемой на отцовском фотоаппарате Мир. Несколько пленок камера позволила сделать без особого обслуживания, но потом проявилась маленькая трещинка на шторах. В качеств

Самая распространенная и достаточно болезненная поломка большинства советских шторных фотоаппаратов – это пришедшие в негодность шторы. Сами шторы плёночных фотоаппаратов– это черная шелковая ткань с нанесенным на одну из ее сторон резиновым покрытием. И если сама основа редко когда удивляет (может, разве что, сгнить при хранении аппарата в ненадлежащих условиях), то резиновое покрытие бывает повреждено значительно чаще, а функционирование затвора при этом критически зависит от его состояния. Если на резине штор заметны трещинки, либо же есть локальные ее уплотнения, где изгиб шторки затруднен, либо если резина и вовсе отслоилась, осыпалась, и материя вполне щедро пускает через себя свет – любой из этих пунктов является причиной для замены таких штор.

Сам, еще на заре увлечения пленочными камерами, столкнулся с данной проблемой на отцовском фотоаппарате Мир. Несколько пленок камера позволила сделать без особого обслуживания, но потом проявилась маленькая трещинка на шторах. В качестве попытки ремонта нанес на поврежденное место смесь из клея и толченого графита. Помогло это, во-первых, только на первый взгляд, а во-вторых, очень ненадолго: через пару роликов и прогулку на морозе шторка уже осыпалась в другом месте. В целом, стало очевидно, что подобными полумерами ограничиться не получится, и шторы нужно менять.

-2

Для подобных экспериментов были приобретены останки камеры Зоркий 1955 года. Несмотря на то, что о существовании шторной ткани, продающейся на e-bay и поставляемой из Японии, я уже был осведомлен, но как-то было решено не связываться с поставками из-за рубежа. И, раз речь идет про ткань, то и дорога поисков первым делом завела в магазин тканей. Но технических прорезиненных тканей там не оказалось, да и их, как выяснилось, вообще очень непросто найти. И взгляд упал на разнообразные мембранки: плащевки, ткани для зонтов и подобные, все пропитанные полиуретаном. Продавец, наверное, был достаточно удивлен покупателем, выбирающим ткани с помощью карманного фонарика. Все они, в том или ином виде, просвечивались, но на уме была недавняя беседа с опытным и умудренным жизнью коллегой, кандидатом технических наук, и по совместительству в прошлом занимающимся фотографией: он утверждал, что ну никак не может быть фотопленка более чувствительна к свету, чем человеческий глаз…да, выяснилось, что еще как может. Так или иначе, но была приобретена мембранная ткань с серебристой изнанкой, наименее всех пропускавшая свет.

После нескольких откровенно неудачных опытов затемнить ткань дополнительно графитом или герметиком (обнаружилось, что при нагреве утюгом мембрана становилась немного клейкой, и, например, графит не смывался после такой термообработки) пришла мысль использовать ее же, но в два слоя. Так родился первый условно-рабочий вариант штор, при котором удалось получить приемлемые фотографии. Но артефакты на кадрах все равно попадались, шторы подсвечивали. В то же примерно время еще один мой коллега по несчастью, имевший проблемные шторы на таком же Зорком, но только более раннего выпуска, нашел где-то и приобрел китайскую плащевку с молочной изнанкой, которая мистически вообще не пускала свет, будучи сложенной вдвое. Конечно, это только на первый взгляд, но тогда казалось, что вот оно, решение! Ткань не требовала протирать ее графитом и нагревать, она просто имела очень плотное плетение и непрозрачную мембрану, и при этом была тоньше серебристой. Последняя быстро была вытеснена из технологии, но, правда, зарекомендовала себя в изготовлении тесемок для дальномерных Киевов…

Но эксперименты продолжались. Кусок этой плащевки был небольшой и быстро закончился, а найти снова такую же ткань не получилось. После нескольких неудачных опытов с другими плащевками пришло, наконец-то, понимание того, что любая ткань с полиуретановой мембраной свет пропускает. И если в пасмурную погоду еще как-то можно доставать фотоаппарат с такими шторами из кофра без крышки, то на прямом Солнце точечные засветки в кадре гарантированы. Для работоспособности кинематики аппарата шторы не могут быть толще 0.3мм, и, при этом, должны сохранять гибкость для быстрой намотки на гильзу в процессе работы. По этой причине, ткани с ПВХ мембраной были отвергнуты, и поиск решений проблемы штор увел в другую сторону. Между двух слоев тонкой плащевки (0.08мм) вклеивался небольшой длины вкладыш из…обычной черной ПВХ изоленты. Шторы теряли в гибкости, конечно, да и структура из нескольких слоев способствовала тому, что они сборились при намотке на гильзу или барабан. Однако, кинематика функционировала и давала себя настроить. Увы, но и такой пирог с изолентой, как эмпирически было выявлено, тоже яркий свет немного пропускал, хотя в пасмурную погоду и в тени проблем не было.

Следующим этапом в этой технологии стало использование алюминиевой фольги в качестве короткого вкладыша меж двух слоев плащевки.

Шторки с фольгированными вкладышами
Шторки с фольгированными вкладышами

Если использовать не самые тонкие варианты, и при этом с одной стороны на нее аккуратно, гладенько наклеить обычный скотч, то фольга становится гораздо более стойкой к изломам. Такие шторы уже никакой свет не пропускали, но были жестковаты, особенно это касалось короткой шторы, наматываемой на гильзу. И сборились сильнее, что создавало несколько нетоварный вид. Но на аппараты с такими шторами уже можно было вполне смело снимать. Впоследствии, заглянув в одну из своих камер, восстановленную по этой технологии, на которую основательно уже поснимал, решил посмотреть и на фольгированные вкладыши. У длинной шторы, наматывающейся на барабан, он остался плюс-минус целым, а вот фольга короткой покрылась изломами и разрывами. Хотя на кадрах особых артефактов обнаружено не было, но стало ясно, что такие шторки также не являются рабочим вариантом: проверка на ресурс пройдена не была.

Конечно, были и идеи оставить все как есть. Для Зенитов моделей Е и новее подобные шторки не выглядели как большая проблема, так как основная часть света всегда поступает через зеркало в видоискатель. Но вот для камер дальномерных и, особенно, зеркальных с «липким» зеркалом хорошие шторы принципиальны. Потому поиски продолжались. Теперь было решено вернуться к идее использовать черную тентовую ткань с ПВХ мембраной.

-4

Она очень толстая для затвора, ее толщина около 0.35мм. Но затвор Зоркого оказался настолько всеяден, что удалось настроить его и с такими шторами. Правда, пришлось в тех их частях, которые идут под приклейку к барабану или гильзе, снимать ацетоном всю мембрану. Иначе рулон смотанных штор не помещался в предназначенное для него пространство. Работала механика несколько натужно, но работала. Экспериментальная пленка показала, что засветка на этих шторах также имеется, но четкой ясности в том, виновата ткань или же несовершенство затвора Зоркого, не было. Параллельно уже прорабатывался понемногу вариант с приобретением материи с именно резиновой мембраной, ибо крепло понимание, что иные материалы, использующиеся на сегодняшний день для изготовления мембран, в принципе абсолютным светонепропусканием не обладают. Но, для чистоты эксперимента, все же нужно было понять свойства тентовой ПВХ-ткани. Для этого был выбран Зоркий 3С, как аппарат, обладающий, наряду с четверкой, хорошей светоизоляцией затвора. Сюда шторы толщиной 0.35мм влезать отказались, и в качестве основы для них была использована плащевка, а ПВХ-ткань была наклеена, как и вкладыш, только на рабочую длину шторы. Механика заработала, хотя и не идеально, да и пружину короткой шторы пришлось подтянуть – жестковата тентовая ткань. Полевые эксперименты показали, что этот вариант устойчив к солнечному свету: за пятнадцать минут открытого ношения с Юпитером 8 на диафрагме 2, по возможности, развернутого в сторону светила, кадр после проявки оказался полностью прозрачным, без видимых засветок.

Однако, к этому моменту в моем распоряжении уже была техническая ткань с нанесенной на обе ее стороны резиновым покрытием.

-5

Именно резиновым, ее выдавал запах, будто бы это была свежая велосипедная покрышка. Ткань, соответственно, не пропускала свет совсем. Толщина материи всего 0.2 мм, она гибкая, и ее способна переварить кинематика не только советских шторных затворов «леечного» типа, но и иных отечественных и иностранных камер. В том числе, кстати, среднеформатных Киевов, к которым предыдущие варианты были попросту неприменимы. Еще один из плюсов, касающийся старых камер с прошитыми шторами: ее можно смело прошивать без опаски оставить просвечивающие отверстия от иглы. Дополнительно, производителем сама резина, нанесенная на тканевую основу, позиционируется как маслобензостойкая, и это свойство тоже лишним не является в нашем случае. Наконец-то, на этом этапе стало возможно утверждать, что наилучшее рабочее решение для изготовления шторок затвора найдено.

-6

-7

-8

А фотоаппараты с наиболее удачными вариантами самодельных штор решил сохранить в таком виде просто как память этим своим наивным поискам…

Еще больше интересного о советских фотоаппаратах, их строении и истории в моем Телеграм-канале и ВК, подписывайтесь!