Долгое время считалось считалось, что исчезновение городов и храмовых комплексов Древней Руси, таких как Родень, Червен, Воин, Олешье и другие, было обусловлено действиями злых монголо-татар.
Однако современная историческая наука признает, что версия о монгольском «иге» является недостоверной и основывается на польских фальсификациях, оставляя открытым вопрос о причинах исчезновения древних городов и храмов.
Есть и откровенное высказывание неизвестного автора статьи «Политическая и общественная деятельность высших представителей русской церкви (X-XV вв.)» в церковном журнале «Звонарь», № 8, 1907 года,
«Язычество было еще сильно, оно не отжило еще своего времени у нас на Руси, оно сопротивлялось введению христианства; поэтому правительство принимает насильственные меры в деле распространения христианства, прибегает к огню и мечу с целью внедрения евангельского учения в сердца язычников. И служители Христовы не вооружаются против таких средств, напротив, они их оправдывают и на трупах воздвигают крест Христов». Ну просто очень откровенно сказано и становится понятно почему автор пожелал остаться неизвестным.
Ещё в XVI веке митрополит Макарий писал. «Не все, принявшие тогда у нас святую веру, приняли ее по любви, некоторые — только по страху к повелевшему»
(архиепископ Макарий, История русской церкви, С П б., 1868, С. 27).
«Не желавших креститься было весьма много в Киеве, так и вообще по всей Р у с и. Одни из таких людей могли, быть заставлены повиноваться угрозами, или даже прямо силой, а другие, вероятно, не были заставляемы никакими средствами, или искали спасения в бегстве, или сделались, так сказать, языческими мучениками» (Голубинский, История русской церкви, т. 1, ч. 1. М., 1901. С.168— 169).
Церковь причислила славян к разбойникам
Те, кто не пожелал креститься, были объявлены разбойниками. Епископы обратились к князю с просьбой ввести смертную казнь для разбойников. Князь Владимир отказался поддержать предложение, ссылаясь на заповедь "не убий". Епископы отвечали: «Ты поставлен от бога на казнь злым, а добрым на милость. Подобает тебе казнить разбойников и пытать».
Они настаивали на применении пыток и казней, подразумевая, что это необходимо для наказания тех, кто отказывается от новой веры и защищает старую, связанную с языческими богами. Церковь перечисляла в своих списках недопустимые действия, такие как чародейство, волхвование, ношение языческих оберегов и амулетов и совершение бесовских танцев и песнопений.
Об этом же писал и русский историк Соловьёв: «Можно думать, что разбойники умножились вследствие бегства тех закоренелых язычников, которые не хотели принимать христианства; разумеется, они должны были бежать в отдаленные леса и жить за счет враждебного им общества».
Вот что пишет о крещении русских земель Игорь Яковлевич Фроянов: «Распространение христианства за пределами Киевской земли прослеживается по историческим источникам фрагментарно и с большим трудом. Особенно скупы на рассказы о крещении подчиненных Киеву земель летописцы. И х молчание понятно: летописатели — люди, как правило, духовного звания, старались не говорить о темных сторонах христианизации Руси, а светлых было мало».
Пытать и казнить – таков был церковный приговор и тому много свидетельств.
Первые поселения на Княжьей горе
Родень — один из древнейших городов, расположенных в центре славянских земель Среднего Поднепровья. Археологические исследования показывают, что первые поселения на Княжьей Горе появились в VII-VIII веках. Согласно одной из гипотез, Родень был центром культа бога Рода, считающегося создателем Вселенной в славянской мифологии.
Город, находясь на пересечении водных маршрутов, быстро развивался и приобрел статус важного торгового и культурного центра. Расположенный на маршруте "из варяг в греки" и связывающий Поросье с Днепром, Родень стал крупным военным укреплением и важным пунктом торговли и обороны на южных границах Руси.
Во времена князя Святослава Игоревича в Родне размещался княжеский дворец-терем. В 978 году, во время междоусобной борьбы за киевский трон, в Родне укрылся князь Ярополк, но после длительной осады был убит наемниками Варяжского отряда, руководимого князем Владимиром Святославичем.
Наибольшего расцвета Родень достиг в XI-XII веках, став крупным торгово-ремесленным центром и опорным пунктом оборонительной линии против набегов кочевников. Вблизи Родня проводились сборы товаров и снаряжение судов, отправляющихся в Византию, что подчеркивает его стратегическое значение в экономике и обороне Киевской Руси.
В конце XI века в Родне появляется христианский культ, постепенно вытесняющий традиционные языческие обряды, посвященные богу Роду.
В XII веке город превращается в один из защитных пунктов Поросской линии, охраняющей южные границы Киевской Руси от набегов кочевников. Несмотря на усиление военного гарнизона и частые столкновения с кочевниками, Родень продолжал играть важную роль в торговой сфере.
Но уже в середине XIII века город исчезает из упоминаний, а позднее уже фигурирует как разорённый Батыем.
В заключение
Крещение Руси "огнём и мечом" — это не пропагандистский конструкт, а документированный исторический факт, подтверждающийся многочисленными источниками и свидетельствами. Введение христианства сопровождалось жестокими репрессиями и преследованиями тех, кто не принимал новую веру добровольно.
Однако после распада Советского Союза церковь попыталась представить себя жертвой большевистских репрессий, создав образ «кроткой невинной страдалицы».
На самом деле церковь всегда исторически служила инструментом контроля и управления обществом, поддерживая элиты и подавляя социальную активность. Это объясняет, почему православная церковь заняла контрреволюционную позицию в XX веке, выступая против социалистических преобразований за реставрацию капитализма.