Найти в Дзене
Вадим Горюшкин

Как часовые мастера “настраивают” звук репетира вручную.

Добро пожаловать в мой часовой блог! Сегодня, поделюсь тонкостями работы над одной из сложнейших часовых функций — репетиром.

Механизм репетира — это квинтэссенция часового искусства. Мало создать сложную систему молоточков, гонгов и кулачковых механизмов, нужно добиться гармоничного и мелодичного звучания. И тут начинается самое интересное — «настройка» звука, процесс, который требует не только технических знаний, но и тонкого слуха и многолетнего опыта.

Как же мы, часовые мастера, добиваемся этой магии звучания? Все начинается с нескольких ключевых элементов:

  • Гонги: Форма, материал и способ крепления гонгов критически важны. Чем точнее они обработаны, тем чище и богаче звук. Мы используем различные сплавы, чтобы добиться нужного тембра.
  • Молоточки: Их вес и геометрия влияют на силу удара и, соответственно, на громкость и тон. Настройка молоточков — это баланс между силой и деликатностью.
  • Регулятор: Скорость работы репетира определяет ритм мелодии. Медленный репетир звучит величественно, быстрый — энергично.

Самой «настройкой» звука я занимаюсь в несколько этапов:

  1. Первичная сборка и прослушивание: После сборки механизма я оцениваю общее звучание. Определяю, какие ноты звучат дисгармонично, какие слишком громко или тихо. На этом этапе я выявляю общую «картину» звука.
  2. Работа с гонгами:Гонги — это моя палитра. Небольшие изменения в их форме, изгибе или точке крепления могут кардинально изменить звук.Иногда требуется немного подточить гонг, чтобы убрать «металлический» призвук.
    В других случаях — слегка изогнуть его, чтобы изменить частоту колебаний.
    Иногда звук улучшается после изменения точки крепления к платине.
  3. Настройка молоточков: Здесь важна точность.Меняя вес молоточка, можно сделать удар сильнее или слабее.
    Изменяя угол его атаки, можно повлиять на тембр.
    Это филигранная работа, требующая хорошего зрения и твердой руки.
  4. Регулировка скорости: От скорости работы механизма зависит ритм мелодии. Я настраиваю регулятор так, чтобы звучание было комфортным и гармоничным.
  5. Итоговое прослушивание и корректировка: После каждого этапа я тщательно прослушиваю репетир, вношу небольшие корректировки, пока не добьюсь желаемого результата.

Оборудование здесь — продолжение рук. Я использую:

  • Лупы: для работы с мелкими деталями.
  • Набор прецизионных инструментов: надфили, пинцеты, отвертки.
  • Тюнер: для определения частоты звука.
  • И, конечно, мой слух — самый важный инструмент.

Иногда кажется, что репетир обладает собственным характером. Бывает так, что сколько ни старайся, звук не получается идеальным. Тогда приходится искать новые решения, экспериментировать с материалами и формами. И когда, наконец, удается добиться гармоничного звучания, испытываешь невероятное удовлетворение.

Важно понимать, «настройка» звука — это не просто техническая операция, это искусство. Это умение слышать музыку в механизме и воплощать ее в жизнь.

И последнее, но не менее важное — чистота рабочего места и инструментов. Пыль и грязь могут повлиять на звук, поэтому я всегда работаю в идеально чистом окружении.