«Насколько хорошо мы знаем о традициях татуировки коренных народов?» – известный едва ли не каждому поклоннику традиционных направлений тату-искусства, американский антрополог Ларс Крутак отвечает на этот вопрос категорично-отрицательно. Всю свою историю татуировка для человека была гораздо большим, чем обычное украшение. Сквозь безжизненные пустыни Африки и тропические леса Южной Америки, через бескрайние Сибирские просторы, до берегов Новой Гвинеи, путешествует Ларс Крутак и рассказывает нам о татуировках, как о неотъемлемой части человеческого существования. Очередное издание дорого иллюстрированной книги под названием «Традиции татуировки коренных народов – История человечества сквозь кожу и чернила» (Indigenous Tattoo Traditions – Humanity through Skin and Ink) и ее упомянутый автор попытаются пролить свет на едва ли не самую яркую форму человеческого самовыражения.
Идентичность тех или иных сообществ, культурные ценности, родовые связи, древние знания, духовные верования – все это находило отражение на человеческой коже. «Татуировка – это не просто ремесло или искусство, это огромная и важнейшая часть мировой культуры. Я работаю для того, чтобы сохранить историю и мудрость данного явления, чтобы его богатое наследие жило и вдохновляло поколения, которые будут жить в будущем», – в качестве предисловия комментирует свою книгу Ларс Крутак.
«Я занимаюсь традиционными татуировками с тех пор, как столкнулся с ними на Аляске более тридцати лет назад. В то время я был аспирантом. Через несколько недель после прибытия в кампус Университета в Фэрбанксе я случайно увидел старейшину племени Гвичинов с тремя линиями на подбородке. Затем мною овладело желание узнавать об этом все больше и больше: я начал изучать обширные архивы университетской библиотеки и сделал для себя потрясающее открытие, что совсем до недавнего времени практически каждый народ Северной Америки практиковал ту или иную форму татуировки».
«По мере того как багаж моих знаний увеличивался и шло время, я стал много общаться с татуированными представителями разных племен, а также их семьями. Что в итоге было отражено в моей диссертации о традициях татуировки в племенах Юпик, которые населяют остров Святого Лаврентия. В середине девяностых годов двадцатого века на этом отдаленном от цивилизации вулканическом острове Аляски проживало достаточное количество тех, кто носил на себе традиционные северные татуировки, все они были женщинами. В более давние времена мужчины этого народа также украшали себя татуировками, но эта традиция уже покинула нас. Большинству этих женщин было от восьмидесяти до девяноста лет, среди них была Элис Яавгахсик – мастер татуировок, которой было девяносто семь».
«Общаясь с этими женщинами я однозначно понял, что их татуировки являются отражением идентичности, происхождения, семейных корней, социального статуса, личных достижений, а также, их татуировки были наделены медицинской-терапевтической составляющей! Традиции татуировки Юпик являются инструментом связи с предками, миром духов и окружающими живыми существами. Эти татуировки не просто украшения – это история, которая запечатлена на коже. Они рассказывают, что значит выживать и процветать в одном из самых суровых мест на планете».
«Когда стало очевидно, что эта древняя традиция народа Юпик исчезает, я осознал, что среди коренных народов всего мира происходит то же самое. Поэтому на протяжении многих последующих лет я тратил практически все свое время и ресурсы на путешествия, знакомство с разными племенными общинами на всех континентах, чтобы задокументировать, что именно для них значит татуировка. У меня не было готового плана для такой работы, только фундамент, заложенный во время моего пребывания на острове Святого Лаврентия, который до сих пор служит мне руководством во всем, что я делаю».
«Традиции татуировки коренных народов воплощают в себе мощную повествовательную функцию, которая была основополагающей для определения личной и коллективной идентичности, а также для принципиального определения места человека в этом мире. Татуировки были непосредственно связаны с личностью их носителя, наподобие нашего имени, и передавали аспекты бытия человека за предел его телесной формы. Татуировки помогали объяснить ту культурную парадигму, в которой существует тот или иной их носитель».
«Текстуальность традиционных татуировок – неотъемлемая их часть. В Гран-Чако (Южная Америка) в языке местных племен Матако-Ноктенес одно и то же слово обозначает татуировку, букву и какой-либо знак. Этим словом является глагол “вводить”, также означающий письмо или пишущий инструмент. В Северной Америке практика нанесения татуировок женщинами племени Омаха на Великих равнинах была наделена синтаксической составляющей и буквально служила письменностью. Помимо этого, такие татуировки были наполнены вселенским смыслом и воплощали учения, которые передавались из уст в уста».
«В Полинезии термины, обозначающие татуировки (например, “татау” на Самоа или “какау” на Гавайях), происходят от корней “тау” и “кау”, которые обозначают такие действия, как “наносить”, “отмечать” и “писать”. У Маори в Новой Зеландии узоры мужских татуировок на лице для каждого человека были уникальными. Вожди, когда им приходилось подписывать с колонизаторами документы на бумаге, в качестве подписи могли нарисовать узор татуировки на своем лице – это было то же самое, что личная подпись сегодня».
«Татуировка коренных народов – самая мощная, но при этом наименее изученная форма самовыражения человека. Книга “Традиции татуировки коренных народов – История человечества сквозь кожу и чернила” – это путешествие-исследование невероятного многообразия и глубины традиций тату-культуры по всему миру. Я попытался представить культуру татуировки, сочетающую в себе старое и новое, где мудрость предков может встретится с современным искусством. Традиционные татуировки – живое свидетельство истории человека. Его нужно знать, почитать и не позволять себе забыть».