Год создания: 1859
Направление: реализм
Род: эпос
Жанр: роман
Темы: поиск своего места в жизни, любовь, светское общество, обломовщина (апатичный и бездеятельный образ жизни)
История создания
И.А. Гончаров является автором трех романов, нередко рассматриваемых как трилогия: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». В них писатель исследует и углубляет один и тот конфликт между двумя укладами русской жизни — традиционным, патриархальным, и новым, буржуазным. Герои этих произведений вынуждены искать способ примирить уходящие пережитки прошлого с неотвратимым наступлением прогресса.
Сам автор видел в своих романах единое целое, о чём свидетельствуют его слова:
«Я упомянул выше, что вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеею — перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой — и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т. д.».
И.А. Гончаров
Сюжет и композиция
Экспозиция: Читатель знакомится с Обломовым в его петербургской квартире, где он проводит дни, частично в постели, частично в халате. Целая глава проходит прежде, чем герой окончательно поднимается с постели.
Завязка: К Обломову приезжает его друг, Андрей Штольц, который знакомит его с Ольгой Ильинской. У Ильи Ильича зарождаются к ней глубокие чувства.
Кульминация: Обломов признается Ольге в любви, однако оказывается не готов коренным образом изменить свой образ жизни и характер. Ольга, осознав тщетность своих попыток перевоспитать его, разрывает их отношения.
Развязка: Обломов окончательно удаляется от активной жизни и переезжает в дом на Выборгской стороне, где его женой становится необразованная, но хозяйственная Агафья Матвеевна Пшеницына. Его малоподвижный образ жизни приводит к преждевременной смерти от инсульта. Параллельно описывается судьба Ольги и Штольца, которые встречаются в Париже и вступают в брак.
Визиты к Обломову
Череда гостей, посещающих Обломова в первой части романа, олицетворяет различные жизненные пути, которые он отвергает.
- Волков: Поглощен светской жизнью, пренебрегая службой. Он постоянный участник балов, театров и званых обедов, большое внимание уделяет модной одежде и эффектной внешности.
- Судьбинский: Чиновник-карьерист, бывший коллега Обломова. В то время как Обломов ушел со службы, Судьбинский остался и усердным трудом добился значительного повышения по службе.
- Пенкин: Успешный литератор, который благодаря упорному труду обеспечил себе безбедное существование. В его споре с Обломовым сталкиваются два подхода к творчеству: Пенкин руководствуется разумом и актуальностью, тогда как Обломов считает, что писать нужно «с душой».
- Алексеев: Мелкий, бедный и безликий чиновник с тихим нравом. Обломов допускает его общество потому, что Алексеев угодлив и умеет незаметно находиться в комнате.
- Тарантьев: Земляк Обломова, грубый и бесчестный чиновник, который за 25 лет службы не получил повышения. Он постоянно ищет способы обогатиться за счет других.
- Доктор: Умный и сдержанный профессионал, чей внешний вид говорит о работе с состоятельными клиентами. Несмотря на уважение Обломова к его рекомендациям, герой не выполняет ни одного предписания врача.
Главные герои
- Илья Ильич Обломов: Дворянин 32-33 лет, обладающий «приятной наружностью с отсутствием всякой определенности идеи». Прожив 12 лет в Петербурге, он ведет жизнь рантье, уйдя в отставку с чина коллежского секретаря после досадной ошибки в документе. С детства видел в учебе наказание, а на службе робел перед начальством.
- Андрей Штольц: Полная противоположность Обломова, «весь составленный из костей, мускулов и нервов». Делец и прагматик, он всего в жизни добился сам: служил, вышел в отставку, нажил дом и капитал, участвует в торговой компании. Он находится в постоянном движении.
- Ольга Ильинская: Образованная, воспитанная и гармоничная девушка, «статуя грации и гармонии». Обладает сильным, целеустремленным характером и постоянно занимается саморазвитием. Любит книги и тянется к наукам.
- Агафья Пшеницына: Женщина с узким кругозором, чьи интересы ограничены ведением домашнего хозяйства. «Очень бела и полна в лице», она умело скрывает свою неосведомленность молчаливой улыбкой.
Сон Обломова
«Сон Обломова» был первоначально опубликован как самостоятельное произведение, и лишь спустя десять лет Гончаров завершил весь роман.
Сон является классическим литературным приемом, который в романе служит нескольким целям:
- Психологический анализ внутреннего состояния героя.
- Знакомство с его мечтами и идеалами.
- Предвосхищение его будущего.
Это единственная глава, имеющая название. Обломовка предстает русским Эдемом: царством тишины, покоя и изоляции от внешнего мира. Любое проникновение извне (письмо, найденный в канаве мужик) вызывает страх и отторжение. Жизнь семьи сосредоточена на бытовых заботах и еде, а послеобеденный сон сравнивается со смертью: «Это был всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти... из всех углов несется разнообразное храпенье на все лады».
Ключевая роль этой главы — объяснить истоки характера героя и причины, по которым «не состоялась его жизнь».
Символические образы
Роман насыщен «сквозными» деталями-символами, проходящими через всё повествование.
- Халат: Олицетворяет комфортную пассивность и душевный застой.
«..Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума...»
«…Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела...» - Ветка сирени: Символизирует любовь Обломова и Ольги.
- Диван и мягкие туфли: Воплощение бездеятельного, апатичного образа жизни.
- Чулки: Подчеркивают несамостоятельность героя.
- Запыленные книги: Свидетельствуют о нежелании двигаться вперед и познавать новое.
Образ Захара
Захар, слуга Обломова, знает его с детства. Несмотря на вечное ворчание и грубость, он глубоко предан барину. Захар — это кривое зеркало Обломова: ему в равной степени присущи лень и апатия, из-за которых в доме царит беспорядок. Его образ подчеркивает глубину «обломовщины», пронизывающую все отношения в доме.
«Обломов» в критике
Критики по-разному интерпретировали центральную идею романа:
- Н.А. Добролюбов («Что такое обломовщина?»): Рассматривал «обломовщину» как социальную болезнь пореформенной России, порожденную борьбой между разумом, жаждущим деятельности, и пассивной атмосферой, обусловленной отношениями «господин — слуга». Обломов хотел измениться, но не смог преодолеть инерцию собственного воспитания и среды.
- А.В. Дружинин («Обломов»): Видел в «обломовщине» не классовую, а универсальную человеческую черту — стремление укрыться от контакта с суровой реальностью. По его мнению, такие черты могут быть присущи и «мудрым отшельникам».
Ключевые цитаты
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
Описание «обломовщины»
«Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! [...] Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома...»
И. Обломов
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу!..»
«Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить...»
А. Штольц
Подготовка к ЕГЭ / ОГЭ по русскому языку и литературе, повышение успеваемости. Пробное занятие БЕСПЛАТНО, познакомимся, определимся с начальной точкой, покажу материалы, разберем небольшую тему и попрактикуемся🤗
📞Пишите в телеграмм: @mashulka11 ❤️