Найти в Дзене
Литература для ЕГЭ

И. А. Гончаров "Обломов" разбор

Год создания: 1859
Направление: реализм
Род: эпос
Жанр: роман
Темы: поиск своего места в жизни, любовь, светское общество, обломовщина (апатичный и бездеятельный образ жизни) И.А. Гончаров является автором трех романов, нередко рассматриваемых как трилогия: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». В них писатель исследует и углубляет один и тот конфликт между двумя укладами русской жизни — традиционным, патриархальным, и новым, буржуазным. Герои этих произведений вынуждены искать способ примирить уходящие пережитки прошлого с неотвратимым наступлением прогресса. Сам автор видел в своих романах единое целое, о чём свидетельствуют его слова: «Я упомянул выше, что вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеею — перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой — и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т. д.».
И.А. Гончаров Экспозиция: Читатель знакомится с Обломовым в его петербу
Оглавление

Год создания: 1859
Направление: реализм
Род: эпос
Жанр: роман
Темы: поиск своего места в жизни, любовь, светское общество, обломовщина (апатичный и бездеятельный образ жизни)

История создания

И.А. Гончаров является автором трех романов, нередко рассматриваемых как трилогия: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». В них писатель исследует и углубляет один и тот конфликт между двумя укладами русской жизни — традиционным, патриархальным, и новым, буржуазным. Герои этих произведений вынуждены искать способ примирить уходящие пережитки прошлого с неотвратимым наступлением прогресса.

Сам автор видел в своих романах единое целое, о чём свидетельствуют его слова:

«Я упомянул выше, что вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеею — перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой — и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т. д.».
И.А. Гончаров

Сюжет и композиция

Экспозиция: Читатель знакомится с Обломовым в его петербургской квартире, где он проводит дни, частично в постели, частично в халате. Целая глава проходит прежде, чем герой окончательно поднимается с постели.

Завязка: К Обломову приезжает его друг, Андрей Штольц, который знакомит его с Ольгой Ильинской. У Ильи Ильича зарождаются к ней глубокие чувства.

Кульминация: Обломов признается Ольге в любви, однако оказывается не готов коренным образом изменить свой образ жизни и характер. Ольга, осознав тщетность своих попыток перевоспитать его, разрывает их отношения.

Развязка: Обломов окончательно удаляется от активной жизни и переезжает в дом на Выборгской стороне, где его женой становится необразованная, но хозяйственная Агафья Матвеевна Пшеницына. Его малоподвижный образ жизни приводит к преждевременной смерти от инсульта. Параллельно описывается судьба Ольги и Штольца, которые встречаются в Париже и вступают в брак.

Визиты к Обломову

Череда гостей, посещающих Обломова в первой части романа, олицетворяет различные жизненные пути, которые он отвергает.

  • Волков: Поглощен светской жизнью, пренебрегая службой. Он постоянный участник балов, театров и званых обедов, большое внимание уделяет модной одежде и эффектной внешности.
  • Судьбинский: Чиновник-карьерист, бывший коллега Обломова. В то время как Обломов ушел со службы, Судьбинский остался и усердным трудом добился значительного повышения по службе.
  • Пенкин: Успешный литератор, который благодаря упорному труду обеспечил себе безбедное существование. В его споре с Обломовым сталкиваются два подхода к творчеству: Пенкин руководствуется разумом и актуальностью, тогда как Обломов считает, что писать нужно «с душой».
  • Алексеев: Мелкий, бедный и безликий чиновник с тихим нравом. Обломов допускает его общество потому, что Алексеев угодлив и умеет незаметно находиться в комнате.
  • Тарантьев: Земляк Обломова, грубый и бесчестный чиновник, который за 25 лет службы не получил повышения. Он постоянно ищет способы обогатиться за счет других.
  • Доктор: Умный и сдержанный профессионал, чей внешний вид говорит о работе с состоятельными клиентами. Несмотря на уважение Обломова к его рекомендациям, герой не выполняет ни одного предписания врача.
-2

Главные герои

  • Илья Ильич Обломов: Дворянин 32-33 лет, обладающий «приятной наружностью с отсутствием всякой определенности идеи». Прожив 12 лет в Петербурге, он ведет жизнь рантье, уйдя в отставку с чина коллежского секретаря после досадной ошибки в документе. С детства видел в учебе наказание, а на службе робел перед начальством.
  • Андрей Штольц: Полная противоположность Обломова, «весь составленный из костей, мускулов и нервов». Делец и прагматик, он всего в жизни добился сам: служил, вышел в отставку, нажил дом и капитал, участвует в торговой компании. Он находится в постоянном движении.
  • Ольга Ильинская: Образованная, воспитанная и гармоничная девушка, «статуя грации и гармонии». Обладает сильным, целеустремленным характером и постоянно занимается саморазвитием. Любит книги и тянется к наукам.
  • Агафья Пшеницына: Женщина с узким кругозором, чьи интересы ограничены ведением домашнего хозяйства. «Очень бела и полна в лице», она умело скрывает свою неосведомленность молчаливой улыбкой.

Сон Обломова

«Сон Обломова» был первоначально опубликован как самостоятельное произведение, и лишь спустя десять лет Гончаров завершил весь роман.

Сон является классическим литературным приемом, который в романе служит нескольким целям:

  • Психологический анализ внутреннего состояния героя.
  • Знакомство с его мечтами и идеалами.
  • Предвосхищение его будущего.

Это единственная глава, имеющая название. Обломовка предстает русским Эдемом: царством тишины, покоя и изоляции от внешнего мира. Любое проникновение извне (письмо, найденный в канаве мужик) вызывает страх и отторжение. Жизнь семьи сосредоточена на бытовых заботах и еде, а послеобеденный сон сравнивается со смертью: «Это был всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти... из всех углов несется разнообразное храпенье на все лады».

Ключевая роль этой главы — объяснить истоки характера героя и причины, по которым «не состоялась его жизнь».

-3

Символические образы

Роман насыщен «сквозными» деталями-символами, проходящими через всё повествование.

  • Халат: Олицетворяет комфортную пассивность и душевный застой.
    «..Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума...»
    «…Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела...»
  • Ветка сирени: Символизирует любовь Обломова и Ольги.
  • Диван и мягкие туфли: Воплощение бездеятельного, апатичного образа жизни.
  • Чулки: Подчеркивают несамостоятельность героя.
  • Запыленные книги: Свидетельствуют о нежелании двигаться вперед и познавать новое.

Образ Захара

Захар, слуга Обломова, знает его с детства. Несмотря на вечное ворчание и грубость, он глубоко предан барину. Захар — это кривое зеркало Обломова: ему в равной степени присущи лень и апатия, из-за которых в доме царит беспорядок. Его образ подчеркивает глубину «обломовщины», пронизывающую все отношения в доме.

-4

«Обломов» в критике

Критики по-разному интерпретировали центральную идею романа:

  • Н.А. Добролюбов («Что такое обломовщина?»): Рассматривал «обломовщину» как социальную болезнь пореформенной России, порожденную борьбой между разумом, жаждущим деятельности, и пассивной атмосферой, обусловленной отношениями «господин — слуга». Обломов хотел измениться, но не смог преодолеть инерцию собственного воспитания и среды.
  • А.В. Дружинин («Обломов»): Видел в «обломовщине» не классовую, а универсальную человеческую черту — стремление укрыться от контакта с суровой реальностью. По его мнению, такие черты могут быть присущи и «мудрым отшельникам».

Ключевые цитаты

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
Описание «обломовщины»
«Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! [...] Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома...»
И. Обломов
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу!..»
«Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить...»
А. Штольц

Подготовка к ЕГЭ / ОГЭ по русскому языку и литературе, повышение успеваемости. Пробное занятие БЕСПЛАТНО, познакомимся, определимся с начальной точкой, покажу материалы, разберем небольшую тему и попрактикуемся🤗
📞Пишите в телеграмм: @mashulka11 ❤️