Найти в Дзене

«Сначала грузди соленые»: занятия и привычки русских писателей. Часть 2

Разбираемся, кто из писателей шил сапоги, а кто был «намерен франтить». Первая часть статьи Тургенев и Достоевский поначалу были друзьями, но идейные разногласия и несхожие взгляды на литературу привели к серьезным конфликтам. Федор Михайлович советовал Ивану Сергеевичу сжечь роман «Дым», а тот в соавторстве с Некрасовым написал эпиграмму: Витязь горестной фигуры, Достоевский, милый пыщ, На носу литературы Рдеешь ты, как новый прыщ. Достоевский же в письме Страхову замечал: «"Король Лир" Тургенева мне совсем не понравился. Напыщенная и пустая вещь. Тон низок. О, выписавшиеся помещики! Ей-богу, не из зависти говорю». А вот Толстому не нравился Шекспир. Вступить с английским классиком в спор, конечно, было невозможно, но писатель оставил критический очерк «О Шекспире и о драме», где можно встретить следующее:  «прочтя одно за другим считающиеся лучшими его произведения: „Короля Лира“, „Ромео и Юлию“, „Гамлета“, „Макбета“, я не только не испытал наслаждения, но почувствовал неотразимое о
Оглавление

Разбираемся, кто из писателей шил сапоги, а кто был «намерен франтить».

Первая часть статьи

Литературные вкусы

Лев Николаевич Толстой за письменным столом с карандашом в руках, 1909 год
Лев Николаевич Толстой за письменным столом с карандашом в руках, 1909 год

Тургенев и Достоевский поначалу были друзьями, но идейные разногласия и несхожие взгляды на литературу привели к серьезным конфликтам. Федор Михайлович советовал Ивану Сергеевичу сжечь роман «Дым», а тот в соавторстве с Некрасовым написал эпиграмму:

Витязь горестной фигуры,

Достоевский, милый пыщ,

На носу литературы

Рдеешь ты, как новый прыщ.

Достоевский же в письме Страхову замечал: «"Король Лир" Тургенева мне совсем не понравился. Напыщенная и пустая вещь. Тон низок. О, выписавшиеся помещики! Ей-богу, не из зависти говорю».

Василий Григорьевич Перов Портрет Ивана Сергеевича Тургенева, 1872 год Русский музей
Василий Григорьевич Перов Портрет Ивана Сергеевича Тургенева, 1872 год Русский музей

А вот Толстому не нравился Шекспир. Вступить с английским классиком в спор, конечно, было невозможно, но писатель оставил критический очерк «О Шекспире и о драме», где можно встретить следующее:  «прочтя одно за другим считающиеся лучшими его произведения: „Короля Лира“, „Ромео и Юлию“, „Гамлета“, „Макбета“, я не только не испытал наслаждения, но почувствовал неотразимое отвращение, скуку и недоумение…».

Антон Павлович Чехов о коллегах резко не высказывался, однако в шутку писал: «Продаю мангуста с аукциона. Охотно бы продал и Гиляровского с его стихами, да никто не купит». В этих строках, кстати, определяется судьба уже знакомого нам мангуста.

Неожиданный поступок

Духовные искания Льва Николаевича Толстого привели его к отторжению идеи частной собственности. В 1891 году он публично отказался от авторских прав на все произведения, написанные после 1881 года, опубликовав письмо-отказ в «Русских ведомостях» и «Новом времени».

Лев Николаевич Толстой за работой в яснополянском кабинете, 1909 год
Лев Николаевич Толстой за работой в яснополянском кабинете, 1909 год

Если поступок Толстого принес в семью разлад, то неординарное поведение Достоевского привело к женитьбе. Он влюбился в Анну Григорьевну Сниткину — стенографистку, которая помогала ему с печатью «Игрока». Писатель избрал весьма необычный способ признаться в чувствах, попросив девушку придумать вместе с ним конец его нового романа. Главным героем был художник, судьба которого походила на судьбу Достоевского. Уже немолодой, он влюбляется в жизнерадостную девушку Анну, но боится сказать о чувствах. А затем между писателем и Сниткиной случился трогательный разговор, который она, уже будучи женой Федора Михайловича, вспоминала:

– Представьте, что этот художник – я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?

– Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!

Отношения между Толстым и Тургеневым были дружескими, но непростыми. Оба признавали литературный талант друг друга, но между писателями легко вспыхивали ссоры. Одна из них чуть не привела к настоящей дуэли. Сцену эту воспроизводит со слов мужа в своем дневнике Софья Андреевна Толстая: «Тургенев сказал: «Стало быть, вы находите, что я дурно воспитываю дочь?» Л.Н. ответил на это, что он думает то, что говорит, и что, не касаясь личностей, просто выражает свою мысль. Тургенев рассердился и вдруг сказал: «А если вы будете так говорить, я вам дам в рожу».

А вот решение Чехова можно назвать необычным, но нельзя — неожиданным. Его путешествие на Сахалин, о котором рассказывают на уроках литературы, было тщательно спланировано. Антон Павлович интересовался вопросом жизни осужденных в колониях, а в достоверность официальных отчетов на эту тему не верил. Кроме того, он считал это предприятие внутренне необходимым: «Мне страстно хочется спрятаться куда-нибудь лет на пять и занять себя кропотливым, серьезным трудом».

Мода

«Блуза, подпоясанная ремнем. зимой — темная, летом — белая, па­ру­си­но­вая», — хрестоматийный образ Льва Николаевича Толстого. Именно таким его запечатлели Репин, Ге и Нестеров, таким видим его на фотографиях. Писатель выбирал простоту и практичность.

Лев Николаевич Толстой в белой рубашке и шляпе идет к дому, 1910 год
Лев Николаевич Толстой в белой рубашке и шляпе идет к дому, 1910 год

«Если сегодня возьму денег, то куплю себе шикарную шляпу и летнее пальто. Пора запасаться летним платьем. Шляпу куплю удивительную и вообще намерен франтить», — продумывал образ Антон Павлович Чехов. Привычные нам бабочка-галстук, пенсне и трость стали неизменными аксессуарами Чехова в зрелом возрасте, в молодости же он следил за современной модой, одеваясь скромно, но стильно.

Тургенев не упускал возможности блеснуть в свете, известен, например, такой его наряд: «синий фрак с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы, светлые клетчатые панталоны, белый жилет и в цветной галстух».

Василий Григорьевич Перов Портрет Федора Михайловича Достоевского, 1872 год, Государственная Третьяковская галерея
Василий Григорьевич Перов Портрет Федора Михайловича Достоевского, 1872 год, Государственная Третьяковская галерея

Портрет Федора Михайловича кисти Василия Перова оставил в памяти образ глубоко сосредоточенного писателя. Напряжение лица — свидетель внутренней работы — занимает зрителя, не давая разглядеть одежду. Мешковатый, серый пиджак, в который Перов нарядил Достоевского — художественная необходимость, которая, однако, не совсем соответствует действительности. Литератор очень внимательно относился к своему внешнему виду, был чрезвычайно чистоплотным и аккуратным, любил красивую одежду:  «Вчера я надел шармеровское платье в первый раз, и мне стыдно стало: удивительно, как я вдруг стал похож на модную картинку, ей-богу так. Сшито безукоризненно; шляпу я купил себе совсем другой формы и нахожу, что удивительно идёт ко мне. Воображаю, каким фатом ты меня сочтешь за эти слова».

Творческий метод

Работу над «Игроком» Достоевский сумел уложить в рекордные 26 дней. Скорость впечатляющая, но вот причине такой спешки не позавидуешь. Затруднительное финансовое положение заставило Федора Михайловича заключить с издателем Стелловским строгий контракт с жесточайшими сроками, при невыполнении которого Стелловский получал полное право издавать произведения Достоевского без каких-либо выплат на протяжении 9 лет. «Игрок» был написан к сроку.

Эту скорость отчасти можно объяснить тем, что Федор Михайлович роман диктовал, а не писал от руки. Совсем иной подход был у Толстого, который неоднократно возвращался к рукописям, правил их вплоть до самого выхода в печать. Исследователи и по сей день разбирают черновики писателя слой за слоем, изучая, как замысел целого произведения мог измениться буквально на полях.

Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов, 1901 год
Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов, 1901 год

А вот Чехов упорно отвергал черновики, но всюду ходил с записной книжкой, чтобы не потерять свои наблюдения. Многое из нее перекочевало в  рассказы. Немало в ней забавного: «праздновали юбилей скромного человека. Придрались к случаю, чтобы себя показать, похвалить друг друга. И только к концу обеда хватились: юбиляр не был приглашен, забыли».

Иван Сергеевич Тургенев же о творческом методе высказывал кратко, но емко: «когда я пишу, я всегда испытываю точно роды».

Последнее, пожалуй, свойственно не только знаменитым писателям, но и всем, кто когда-либо сталкивался с белым листом бумаги. Делитесь в комментариях, в ком из классиков вы почувствовали родственную душу.