Найти в Дзене

"Восьмерик" - король суши и моря

Если бы мировая торговля имела своего верховного правителя в эпоху парусов и абордажных крючьев, то трон его, несомненно, был бы отлит из серебра. И имя этому монарху — «реал де а очо», испанский доллар, известный также как «доллар с колоннами» или «piece of eight». Родившись в горниле Испанской империи середины XVI века, эта монета была не просто кусочком металла. Она была символом целой эпохи — эпохи, когда судьбы континентов решались звоном монет в сундуках конкистадоров и в трюмах галеонов, бороздящих Атлантику. Подобно тому как римский денарий был валютой своей империи, "реал восьми" стал первой по-настоящему мировой валютой, финансовым "эсперанто", который понимали от мануфактур Амстердама до базаров Манилы. Что же делало его столь могущественным? Чистое серебро, добытое в недрах Потоси, и неукоснительный вес, превращавший его в эталон надежности. Две колонны Геркулеса на оборотной стороне, обвитые лентой с девизом «Plus Ultra» («За пределы»), были не просто украшением. Это бы

Если бы мировая торговля имела своего верховного правителя в эпоху парусов и абордажных крючьев, то трон его, несомненно, был бы отлит из серебра. И имя этому монарху — «реал де а очо», испанский доллар, известный также как «доллар с колоннами» или «piece of eight».

Родившись в горниле Испанской империи середины XVI века, эта монета была не просто кусочком металла. Она была символом целой эпохи — эпохи, когда судьбы континентов решались звоном монет в сундуках конкистадоров и в трюмах галеонов, бороздящих Атлантику. Подобно тому как римский денарий был валютой своей империи, "реал восьми" стал первой по-настоящему мировой валютой, финансовым "эсперанто", который понимали от мануфактур Амстердама до базаров Манилы.

Что же делало его столь могущественным? Чистое серебро, добытое в недрах Потоси, и неукоснительный вес, превращавший его в эталон надежности. Две колонны Геркулеса на оборотной стороне, обвитые лентой с девизом «Plus Ultra» («За пределы»), были не просто украшением. Это была декларация намерений: вот он, новый мир, и вот его валюта, что проникает дальше всех известных древним границ.

Его власть длилась без малого три столетия — срок, который заставил бы побледнеть от зависти иного короля. Он стал прообразом американского доллара, а его знак — $ — по одной из версий, есть не что иное, как стилизованное изображение тех самых Геркулесовых столпов, обвитых лентой. Он был в ходу в молодых Соединенных Штатах и служил расчетной единицей в Китае.

-2

Эта монета звенела в кошельках пиратов Карибского моря и скрипела под перьями негоциантов Лондона. Она была свидетелем рождения нового мирового порядка, где экономика уже начинала диктовать свои правила монархам и парламентам. И сегодня, лежа за стеклом музейной витрины, этот потускневший серебряный круг — не просто раритет для коллекционера. Это материальное свидетельство эпохи, когда финансовая глобализация только-только расправляла паруса, и у ее руля стоял испанский реал.

Подписка и оценки пригодятся.