Найти в Дзене
Антон Краснощеков

О загробной жизни

О загробной жизни Есть у меня одна знакомая — весьма достойная дама лет примерно шестидесяти, считающая себя православной христианкой, потому что исправно посещает церковь, свечки ставит, внучку крестила, к каким-то мощам очередь отстояла, крестик носит, брошюрки православные читает, ну, то-есть совершает регулярно все те действия, по которым можно в нашем социуме опознать «православного». Разумеется, она искренне верит в бессмертие Души, и вот не так давно рассказала мне — каким по ее представлению является Царствие Небесное. Я, говорит, верю, что в загробной жизни негодяи попадут в Ад, истинные праведники (а их, понятное дело, очень немного — считанные единицы) попадут в Рай, ну, а тем, кто просто честно прожил жизнь, не совершая особых грехов, но и подвигов тоже, Бог уготовал особое место, где все умершие живут себе — примерно так, как жили и в земной жизни, только без горестей, болезней, волнений, тяжких забот и т.д. Видела я, говорит, недавно во сне свою умершую подругу. Показала

О загробной жизни

Есть у меня одна знакомая — весьма достойная дама лет примерно шестидесяти, считающая себя православной христианкой, потому что исправно посещает церковь, свечки ставит, внучку крестила, к каким-то мощам очередь отстояла, крестик носит, брошюрки православные читает, ну, то-есть совершает регулярно все те действия, по которым можно в нашем социуме опознать «православного». Разумеется, она искренне верит в бессмертие Души, и вот не так давно рассказала мне — каким по ее представлению является Царствие Небесное.

Я, говорит, верю, что в загробной жизни негодяи попадут в Ад, истинные праведники (а их, понятное дело, очень немного — считанные единицы) попадут в Рай, ну, а тем, кто просто честно прожил жизнь, не совершая особых грехов, но и подвигов тоже, Бог уготовал особое место, где все умершие живут себе — примерно так, как жили и в земной жизни, только без горестей, болезней, волнений, тяжких забот и т.д.

Видела я, говорит, недавно во сне свою умершую подругу. Показала она мне дом — многоквартирный, но невысокий, этажей в 7-8. Вокруг — зеленые скверики, дворики, короче — что-то типа спального микрорайона. Тишина, солнце светит, благодать. «Вот, говорит, в этом доме я теперь и живу. И все у меня хорошо». И все мы — хорошие люди, хотя и не святые — вот так за гробом и будем жить: в покое и согласии с собственной Душой.

Ну, меня этот рассказ сильно заинтересовал. А можно, спрашиваю, с этого места чуть поподробнее.

Значит, живет она в таком вот доме. Хорошо. А дом, наверное, со всеми удобствами? А еду она себе сама готовит? Плита у нее газовая или электрическая? А за продуктами она сама в магазин ходит или ей соцработник приносит? А продукты в магазине даром раздают или их надо покупать? А деньги у нее откуда? Она пенсию получает? Или работает? А если работает — то кем, и хороша ли зарплата?

А чем она на досуге занимается? Телевизор смотрит? А какие там — на том свете — передачи показывают? Как у нас — Соловьева-Киселева — или еще что? А если телевизора там нет и на работу ходить не надо — то чем вообще заняться? Вы ведь — граждане предпенсионного возраста в большинстве своем - как привыкли: с утра до позднего вечера — работа (которую вы терпеть не можете), по вечерам — телевизор. Ну, в выходные на дачу — грядки полоть. Кстати, а дачи на том свете есть?

Ну, детей-внуков у нее там, понятно, нет — они пока живы, а с родителями она общается? А с бабушками и дедушками? А с прабабушками и прадедушками? А со всеми прочими предками по прямой линии (их у нее тысячи)? До какого, так сказать, «колена» простирается ее общение с предками?

А, кстати, ну, она живет в доме со всеми удобствами, а ее прадедушки и прабабушки? Как их вселили после смерти в избы с удобствами на дворе — так с тех пор и живут? И вечно жить будут? Или их в благоустроенные дома переселили? А телевизоров у них как и прежде нет или они уже обзавелись? Значит, у них там — на том свете — прогресс есть?

Дьявол кроется в деталях. Чем больше задаешь уточняющих вопросов, тем ясней становится абсурдность такого загробного существования. Если при этом вспомнить, что планету в течение тысячелетий заселяли миллиарды весьма неинтересных субъектов, которые ни для истории, ни для кого-либо не представляли никакой ценности, то представить, что все они зачем-то «законсервированы» для вечного хранения — просто никакого воображения не хватит.

Ну, на все эти вопросы моя знакомая ответить не могла: дескать, сама у подруги не поинтересовалась. Но последний вопрос я задал уже ей непосредственно: а к какой, собственно, религиозной конфессии вы себя относите? К православию? А вы отдаете себе отчет, что такое представление о загробной жизни в принципе противоречит христианскому учению и Православию в частности? Не обещал Христос тихой гавани для тех, кто «ни холоден и ни горяч». Ад — есть. Рай — есть. Ну, католики изобрели еще Чистилище, но это — лишь переходная стадия, а уж никак не «тихая гавань». Рай вы заслужили? Положа руку на сердце? Нет. А как насчет Ада? Вроде, не великая грешница, но других-то вариантов не рассматривается.

Я имею все основания подозревать, что подавляющее большинство нынешних «православных» имеют о загробной жизни примерно такие-же — совершенно не христианские по сути — представления. Люди боятся смерти, что понятно. И хотят, чтобы ее не было. То есть — жить вечно? Желание тоже, в общем, понятное, но — если вдуматься — весьма опрометчивое. Какой может быть эта «вечная жизнь»? «Тихая гавань» отметается по причине абсурдности и бессмысленности. А что тогда?

Когда нормальный (не сумасшедший) человек говорит о загробной жизни, то всегда исходит из предположения, что в этой жизни сохранится его личность: со всеми воспоминаниями, с любовью к близким, с умственными способностями, знаниями, любимыми занятиями. Лишите человека всего перечисленного — и что останется? Согласитесь — пустое место, чистая потенция. Личность исчезнет. И чем это будет отличаться от смерти?

Особо изощренные богословы утверждают, что с переходом в мир иной наши сознания подвергнутся кардинальным изменениям, так что мыслительная деятельность за гробом будет протекать в совершенно непонятных для нас — живущих — формах. Дескать, все спасенные будут «пребывать в Боге», не испытывая страданий, а также и вообще никаких земных помыслов. Но если этом так — то что у меня, как личности, может быть общего с этими «фантазмами»?

Это, примерно, то же самое, что и идея «реинкарнации»: ну, положим, воплотится моя Душа в земляного червя. Обидно? Конечно, если взглянуть с позиции меня — живущего. Но ведь у червя никаких воспоминаний обо мне не останется. И страдать оттого, что он не человек, червь никак не может. В чем же смысл такого «перевоплощения»? Чем это отличается от смерти человека при одновременном рождении червя?

Главная беде почти всех «верующих» - недостаток воображения. Они не могут представить себе «загробной жизни» - как ее нафантазировали церковники, и подменяют эти абстрактные рассуждения простыми и доходчивыми картинками, не отдавая себе отчета, насколько эти картинки по сути абсурдны и насколько они противоречат религиозному учению.