Найти в Дзене

Когда закон застрял в прошлом: развод в эпоху логинов

Недавно я с коллегами-юристами в своем телеграм-канале проводила эфир о разделе имущества при разводе. И мы столкнулись с вопросом, на который нет ответа в законе: "А как поделить аккаунт при разводе, если он приносит доход, подписчиков и влияние?" Ответа нет. Потому что закон просто не успевает за технологиями.
Он знает, как делить квартиру, машину и даже коллекцию марок,но не знает, что делать с цифровой жизнью. Соцсети, стриминговые платформы, онлайн-магазины — всё это теперь часть нашей жизни. И у многих людей эти аккаунты реально ценны: они приносят доход, создают репутацию, формируют аудиторию. Но закон отстаёт. Он рассчитан на вещи, которые можно потрогать руками: дом, машину, мебель. Цифровая среда — это новая территория, которую пока никто не осмелился полностью урегулировать. Сегодня под «цифровой жизнью» понимается не только социальные сети. Сюда входят: Важно понимать: аккаунт или внутриигровые предметы не являются «вещами» в классическом смысле. Игровое имущество имеет ц
Оглавление
Недавно я с коллегами-юристами в своем телеграм-канале проводила эфир о разделе имущества при разводе. И мы столкнулись с вопросом, на который нет ответа в законе: "А как поделить аккаунт при разводе, если он приносит доход, подписчиков и влияние?"
Ответа нет. Потому что закон просто не успевает за технологиями.
Он знает, как делить квартиру, машину и даже коллекцию марок,но не знает, что делать с цифровой жизнью.

🖥️ Виртуальные миры и цифровое имущество

Соцсети, стриминговые платформы, онлайн-магазины — всё это теперь часть нашей жизни. И у многих людей эти аккаунты реально ценны: они приносят доход, создают репутацию, формируют аудиторию.

Но закон отстаёт. Он рассчитан на вещи, которые можно потрогать руками: дом, машину, мебель. Цифровая среда — это новая территория, которую пока никто не осмелился полностью урегулировать.

Сегодня под «цифровой жизнью» понимается не только социальные сети. Сюда входят:

  • аккаунты в соцсетях и блог-платформах;
  • виртуальные игры и внутриигровое имущество (аватары, оружие, снаряжение, внутриигровая валюта);
  • цифровые активы вроде криптовалют, NFT, токенов;
  • контент, созданный нейросетями.

Важно понимать: аккаунт или внутриигровые предметы не являются «вещами» в классическом смысле. Игровое имущество имеет ценность только в рамках конкретного виртуального мира, вне которого оно не имеет реальной стоимости, но покупается-то она за "реальные" деньги. И если это можно купить, значит это должно быть можно продать, подарить или оставить в наследство.

Криптовалюты и NFT — другой случай: они обладают экономической ценностью и могут выступать объектом имущественных прав. Хотя правовое регулирование в этой сфере еще делает только первые шаги.

🧠 Искусственный интеллект: кто автор?

Нейросети создают тексты, изображения, музыку и видео, но закон пока не даёт чёткого ответа: кто владеет созданным произведением? Пользователь, который написал промт или владелец платформы? А может быть разработчик кода?

Нормативная база для нейросетей практически отсутствует, а значит, любой спор приходится решать «на ходу», и чаще всего теми средствами, которые есть.

Например, сейчас большое распространение получила технология "deepfake": когда лицо чужого человека (чаще всего знаменитого) синтезируют с помощью нейросети и используют в своих целях. И в таких спорах юристам приходится идти через защиту права на изображение человека, или защиту авторского права на произведение. Потому что нужный закон в отношении такой технологии еще не придуман.

🛍️ Защита прав потребителей: когда сбой на сайте — в пользу покупателя

Еще одна боль юристов - "Закон о защите прав потребителей". Он позволяет защищать права покупателей от произвола компаний-продавцов и производителей. Но этот закон писали во времена динозавров, когда еще не было интернет-магазинов, и тех проблем, которые с ними связаны.

Закон защищает покупателя от повышения цен по воле продавца - товар должен быть продан по той цене, которую продавец сообщил покупателю. Но это было актуально, когда на товар клеили бумажные ценники. А как быть, если на сайте интернет-магазина произошел сбой и цены стали несоразмерно маленькими? Или сайт специально взломали злоумышленники? Или товар уже фактически кончился на складе, но по разным причинам, он все еще "висит" в наличии на сайте?

К сожалению, покупатель всё равно имеет преимущество. Продавец не может ему отказать в продаже. И тут уже продавец становится уязвимым лицом.

Яркий пример — дело с ЦУМом. В 2021 году покупатель заказал 19 люксовых вещей за 2787 рублей вместо их реальной стоимости. Магазин сослался на технический сбой и отказался доставить товар, но Верховный суд встал на сторону покупателя и заставил магазин продать товар в 846 раз дешевле.

🔥 Закон отстаёт от жизни

Общество, технологии и мораль меняются быстрее, чем закон.
Процесс создания новых норм — медленный и бюрократический.
В итоге у нас есть законы, которые решают вчерашние проблемы, но бессильны перед вызовами сегодняшнего дня.

💡 Что это значит для юристов и граждан

Юристы вынуждены действовать в новых условиях. Каждое дело, связанное с нейросетями или спор с интернет-магазином становится прецедентом — кирпичиком в фундаменте будущего права. И каждое такое решение показывает, что закон должен не догонять жизнь, а учиться на практике.

И те, кто готов, создают новые правила, формируют судебную практику и защищают права в цифровом мире.