В начале 1960-х годов вице-президент и генеральный менеджер компании Ford Ли Якокка загорелся идеей создания спортивного автомобиля, ориентированного на молодёжный рынок. За основу новой модели был взят компактный Ford Falcon.
Разработка автомобиля велась в рекордно короткие сроки, а бюджет на создание был весьма скромным. Тем не менее, 17 апреля 1964 года Ford представил миру Mustang 1965 года на Всемирной выставке. Презентация оказалась невероятно успешной — автомобиль мгновенно завоевал признание публики.
Изначально Ford планировал реализовать около 100 000 автомобилей за первый год продаж. Однако реальность превзошла все ожидания: дилеры продали более 22 000 машин в первый же день после презентации. Успех Mustang был настолько значительным, что он фактически создал совершенно новый сегмент автомобильной индустрии — класс пони-каров.
Мустанг первого поколения
Компания Ford представила оригинальный Mustang как модель 1965 года, несмотря на то, что уже в августе 1964 года в производство были внесены
определённые изменения. К этому моменту компания успела реализовать 120
000 автомобилей.
Среди энтузиастов ранние версии Mustang получили название «1964½», а машины, выпущенные после августа, стали именоваться «поздними» моделями 1965 года. На старте продаж автомобиль был доступен в двух вариантах кузова: купе и кабриолет. Фастбек пополнил линейку только к концу 1965 года.
Богатый выбор опций давал покупателям возможность создать автомобиль по своему вкусу — от экономичной повседневной машины до настоящего гоночного болида для выходных.
Итоговые продажи Mustang 1965 года, включая модели «1964½», достигли впечатляющей отметки в 681 000 единиц. Этот результат в семь раз превысил первоначальные прогнозы компании Ford.
Первоначальный ассортимент двигателей Mustang включал три варианта:
- 170-кубовый двигатель
- 4,3-литровый V-8
- Знаменитый 289-кубовый V-8 мощностью до 271 лошадиной силы
К концу 1965 года произошли изменения в линейке моторов:
- Базовый двигатель был увеличен до 200 кубических дюймов (3,3 литра)
- Модель 260 была заменена на 289-кубовый двигатель с двухкамерным карбюратором
В 1966 году Mustang претерпел лишь незначительные изменения в
конструкции. Примечательным событием стало достижение важной отметки — 1 марта 1966 года компания Ford выпустила свой миллионный Mustang.
Мустанг растет...
1967 год ознаменовался первыми существенными изменениями в конструкции Ford Mustang. Автомобиль стал крупнее — увеличилась его длина и ширина,
возросла масса. Эти изменения были в первую очередь связаны с
необходимостью установки более мощных двигателей.
В линейке силовых агрегатов произошли следующие изменения:
- На смену 289-кубовому двигателю пришёл новый флагман — 390-кубовый (6,4-литровый) V-8, развивавший мощность 335 лошадиных сил
- Появился новый 302-кубовый (4,9-литровый) V-8, заменивший высокопроизводительные версии 289-го двигателя
Для любителей драг-рейсинга Ford подготовил особую версию — 428-кубовый
(7,0-литровый) двигатель Cobra Jet V-8. Этот силовой агрегат развивал
мощность 335 лошадиных сил и впечатляющий крутящий момент 440 фунт-фут.
Помимо модернизации двигателей, были существенно переработаны как внешний дизайн автомобиля, так и его внутреннее оснащение.
И растет...
В 1969 году Ford Mustang претерпел очередное увеличение габаритов:
автомобиль стал длиннее на 3,8 дюйма и шире на полдюйма при сохранении
прежней колёсной базы в 108 дюймов.
В моторной гамме произошли следующие изменения:
- Был снят с производства 289-кубовый двигатель
- Появился новый 351-кубовый (5,8-литровый) V-8, доступный в двух версиях мощности — 250 или 290 лошадиных сил
Линейка моделей пополнилась специальными версиями омологации — Mach и Boss. Особого внимания заслуживали:
- Boss 302 — версия, разработанная с учётом требований гоночной серии Trans-Am
- Boss 429 — уличная версия с мощным 429-кубовым (7,0-литровым) двигателем мощностью 375 лошадиных сил, созданная в соответствии с правилами NASCAR
Однако рыночная ситуация складывалась не лучшим образом. В связи со снижением объёмов продаж Ford принял решение о рестайлинге моделей 1970 года, сделав их дизайн менее агрессивным.
Статистика продаж отражала эти тенденции:
- В 1969 году было реализовано менее 300 000 автомобилей
- В 1970 году показатели снизились до уровня ниже 200 000 единиц
И снова рост ..
В 1971 году Ford Mustang подвергся очередной модернизации, которая
привела к увеличению его размеров и объёма. Значительным изменением стал
новый дизайн заднего стекла, который придал автомобилю совершенно иной
силуэт по сравнению с предыдущими моделями.
В этот период автомобильная индустрия переживала серьёзные изменения.
Ужесточение экологических норм и снижение интереса американцев к
мускл-карам привели к трансформации модельного ряда двигателей:
- Базовый шестицилиндровый двигатель был увеличен до 250 кубических дюймов (4,1 литра)
- В 1972 году был снят с производства последний крупноблочный двигатель 429
- 351-кубовый двигатель остался самым мощным в линейке
К 1973 году заметно возросла масса автомобиля — вес купе достиг 3600
фунтов, что на 1200 фунтов превышало вес оригинального Mustang 1965
года.
На фоне этих изменений наблюдался неутешительный тренд в продажах. Большинство автопроизводителей, включая General Motors и Ford, начали отказываться от производства пони-каров. Однако Ford уже работал над совершенно новым проектом, который должен был изменить ситуацию.
1974-1978: Невероятный Mustang II
Жалобы на избыточный размер оригинального Mustang получили достойный ответ в 1974 году, когда Ford представил совершенно новую версию автомобиля — Mustang II. Эта модель представляла собой субкомпактный автомобиль, созданный на удлинённой платформе Pinto. Покупателям предлагались два типа кузова: фастбек и хэтчбек.
Гамма двигателей включала два варианта:
- Базовый 140-кубовый (2,3-литровый) четырёхцилиндровый двигатель
- Опциональный 171-кубовый (2,8-литровый) V-6
Ford позиционировал Mustang II как современный экономичный автомобиль
премиум-класса. Вершиной модельного ряда стала роскошная версия Ghia.
Выход Mustang II осенью 1973 года совпал с началом нефтяного кризиса, и это
оказалось как нельзя кстати. Результат не заставил себя ждать — в 1974
году было продано 386 000 автомобилей, что стало лучшим показателем за
всю историю модели Mustang II.
Современные автомобильные издания в подавляющем большинстве случаев давали положительные отзывы о новой модели. Успех Mustang II был подтверждён престижной наградой Motor Trend 1974 года.
Когда в 1974 году ситуация с поставками нефти стабилизировалась, американские автолюбители вновь обратились к полноразмерным автомобилям. В ответ на этот тренд Ford вернул в линейку 302-кубовый (4,9-литровый) V-8, который теперь маркировался как 5,0-литровый. Однако мощность этого двигателя была довольно скромной — всего 140 лошадиных сил.
Компания также представила специальные версии — модели Cobra II и King Cobra. Эти модификации отличались привлекательным внешним видом, хотя их
динамические характеристики оставляли желать лучшего.
В период с 1975 по 1978 год продажи Mustang держались на уровне около 200
000 автомобилей в год. К завершению десятилетия потребительский спрос
изменился — покупатели были готовы к возвращению настоящего,
классического Mustang, и Ford откликнулся на этот запрос.
1979-1993...
В 1979 году Ford представил совершенно новый Mustang, построенный на
инновационной платформе Fox, которую он разделял с седаном Fairmont.
Автомобиль предлагался в двух вариантах кузова: фастбек и хэтчбек.
Моторная гамма нового Mustang включала несколько вариантов силовых агрегатов:
- 2,3-литровый четырёхцилиндровый двигатель в двух версиях:
атмосферная — 88 лошадиных сил
турбированная — 132 лошадиные силы - 2,8-литровый V-6 (был снят с производства в том же году)
- 3,3-литровый рядный шестицилиндровый двигатель
- 4,9-литровый V-8 (маркировался как 5,0)
В 1980–1981 модельных годах Ford заменил 4,9-литровый V-8 на 4,2-литровый
V-8, что совпало со вторым нефтяным кризисом. В 1982 году компания
отказалась от проблемного турбированного двигателя, и 4,9/5,0-литровый
V-8 вернулся в линейку.
Однако была и негативная новость: Ford начал производство специальных версий Mustang для полиции с ограничением скорости в 140 миль в час.
В период с 1984 по 1986 год Ford выпустил ограниченную серию Mustang SVO, которая стала настоящим прорывом в линейке спортивных автомобилей.
Главной особенностью этой версии стал турбированный двигатель 2,3 л, который изначально развивал мощность 175 лошадиных сил, а позднее был форсирован до 205 л.с. Автомобиль получил серьёзно переработанную подвеску с регулируемыми амортизаторами Koni, что значительно улучшило его управляемость.
Параллельно с этим в линейке появился двигатель HO (High Output) объёмом 3,8 л, который выдавал 210 лошадиных сил. В 1986 году этот мотор был модернизирован: вместо четырёхкамерного карбюратора была установлена система многоточечного впрыска топлива, что позволило сохранить мощность на уровне 200 л.с.
Эти технические решения позволили Mustang SVO стать одним из самых
динамичных автомобилей в своём классе, сочетая в себе как передовые
технологии, так и отличную управляемость.
1987...
1987 год ознаменовался масштабным обновлением Ford Mustang, которое привнесло в дизайн автомобиля аэродинамический стиль Ford. Автомобиль получил характерные черты:
- Сдвижные фары
- Полностью переработанный интерьер
- Современные элементы экстерьера
В результате обновления линейка двигателей и моделей была существенно сокращена:
- Был снят с производства V-6 двигатель
- Остались только две основные модели:
Ford Mustang LX — экономичная версия
Ford Mustang GT — спортивная модификация с V-8 двигателем
Большинство версий LX оснащались 2,3-литровым двигателем мощностью 88 л.с. Однако существовала особая версия — LX 5.0, которая сочетала:
- Мощный V-8 двигатель (225 л.с., позже 25 л.с.)
- Внешне скромный облик LX
- Значительное преимущество в весе (на 200 фунтов легче GT)
Спортивная версия GT отличалась характерным дизайном с:
- Аэродинамическими накладками
- Боковыми юбками
- Жалюзи на задних фонарях
Эти изменения позволили Mustang сохранить свою популярность и предложить
покупателям как экономичные, так и спортивные варианты автомобиля.
После 1989 года Ford столкнулся со снижением продаж Mustang, и
последующие обновления модели носили преимущественно косметический
характер.
Ситуация изменилась в 1993 году, когда Ford представил особую версию — SVT Cobra. Эта модель отличалась:
- Мощным V-8 двигателем (235 л.с.)
- Амортизаторами Tokico
- Усиленными распорками
- Более сдержанным дизайном по сравнению с GT
Особый интерес представляла гоночная версия Cobra R, которая получила серьёзные доработки:
- Значительное снижение веса за счёт удаления:
Кондиционера
Аудиосистемы
Задних сидений
Звукоизоляции
Вспомогательного оборудования
1994-2004....возвращение к корням
Исследования Ford показали, что фанаты Mustang выразили желание видеть более характерные черты классического дизайна в современных моделях. В ответ на эти пожелания компания представила обновлённый Mustang 1994 года,
который получил ряд стилистических элементов, вдохновлённых первым
поколением автомобиля.
Внешние изменения включали:
- Характерные элементы дизайна в стиле первых Mustang
- Увеличенный логотип с изображением бегущей лошади
Особенно заметные изменения произошли в интерьере:
- Приборная панель получила стилизацию под классический дизайн
- Появились два колпака на приборной панели, характерные для ранних моделей Mustang
Эти обновления позволили создать более узнаваемый и аутентичный облик автомобиля, который нашёл отклик среди поклонников марки.
Под новым кузовом Mustang скрывалась модернизированная версия платформы Fox, которая стала более жёсткой и усиленной. Подвеска
была перенастроена для обеспечения более комфортного хода при
сохранении достойного уровня управляемости. Однако автомобильные критики
отмечали, что подвеска получилась излишне мягкой и склонной к
недостаточной поворачиваемости.
Моторная гамма претерпела следующие изменения:
- Вернулся 4,9-литровый V-8 мощностью 215 л.с.
- Базовым стал 3,8-литровый V-6
В 1996 году Ford провёл очередную модернизацию:
- 4,9-литровый двигатель был заменён на новый «модульный» 4,6-литровый OHC V-8
- Новая силовая установка выдавала схожую с предшественником мощность
- Двигатель критиковали за недостаточный крутящий момент на низких оборотах
В линейке по-прежнему сохранялась высокопроизводительная версия SVT Cobra с ограниченным тиражом.
Значительное обновление Mustang произошло в 1999 году, когда автомобиль получил новый дизайн в фирменном стиле New Edge. Модернизация затронула и силовые агрегаты:
- Мощность V-6 была увеличена до 190 л.с.
- V-8 стал более мощным — 260 л.с.
Особого внимания заслужила версия 1999 SVT Cobra, ставшая первым Mustang с независимой задней подвеской.
Важным событием для сегмента стало прекращение производства Chevrolet Camaro в 2002 году, после чего Ford Mustang остался единственным представителем класса пони-каров на рынке.
2005-2014... переход в ретро
В 2005 году Ford представил совершенно новый Mustang, который поразил
публику своим дизайном, вдохновлённым первым поколением культового
автомобиля. Характерные квадратные формы стали главной особенностью экстерьера новой модели.
Важным этапом развития стало окончательное прощание с 25-летней платформой Fox. При этом Ford принял решение сохранить живую заднюю ось
в конструкции нового Mustang, что позволило сократить расходы на
разработку. Однако такое решение вызвало резкую критику со стороны
автомобильной прессы.
Моторная гамма нового Mustang включала два варианта:
- Базовый V-6 объёмом 4,0 литра мощностью 210 л.с.
- V-8 объёмом 4,6 литра, развивавший 300 л.с.
В 2010 году Ford представил обновлённый Mustang пятого поколения,
приурочив рестайлинг к появлению нового конкурента — Chevrolet Camaro.
Основные изменения во внешнем виде включали:
- Новые последовательные задние фонари
— элемент, который, кстати, никогда не был характерен для классического
Mustang (за исключением некоторых моделей, таких как Mercury Cougar
1967 года и Shelby 1968 года)
2011 год ознаменовался значительным обновлением линейки двигателей:
- 3,7-литровый V-6 мощностью 305 л.с.
- Новый 5,0-литровый V-8, который фактически заменил предыдущую версию 5,0 и развивал впечатляющие 412 л.с.
В 2012 году линейка пополнилась особыми версиями:
- Boss 302 с увеличенной до 444 л.с. мощностью
- Boss 302 Laguna Seca Edition — специальная трековая версия автомобиля, подготовленная для гоночных трасс
Эти обновления позволили Mustang сохранить свои позиции в сегменте
спортивных купе и оставаться одним из самых желанных автомобилей своего
класса.
2015 - наши дни
В декабре 2013 года Ford представил новейшую версию Mustang,
приуроченную к 50-летнему юбилею модели (модель 2015 года). Это
обновление принесло несколько значимых инноваций:
- Независимая задняя подвеска наконец стала стандартным оборудованием
- Линейка двигателей включала три варианта:
V-6 мощностью 300 л.с.
V-8 мощностью 435 л.с.
Новый 2,3-литровый турбированный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 310 л.с.
В последующие годы модель претерпела дальнейшие изменения:
- В 2018 году был проведён рестайлинг экстерьера
- V-6 двигатель был снят с производства
Мустанги Шелби
С момента появления Ford Mustang компания Ford начала сотрудничество с
легендарным автогонщиком и конструктором Кэрроллом Шелби для создания
высокопроизводительных версий культового автомобиля. Новые Mustang
отправлялись в компанию Shelby American, где проходили глубокую
модернизацию.
В период 1965–1966 годов был создан знаменитый Shelby GT350. Эта версия отличалась:
- Модернизированным двигателем 289 с заявленной мощностью 306 л.с.
- Значительно улучшенной подвеской
- Усовершенствованной тормозной системой
Линейка GT350 включала несколько специальных версий:
- GT350R — гоночная модификация, подготовленная для профессиональных соревнований
- GT350H — особая версия, созданная эксклюзивно для компании Hertz, занимавшейся прокатом автомобилей
Эти специальные версии Mustang от Шелби стали настоящими легендами в мире высокопроизводительных автомобилей и значительно повысили репутацию Ford Mustang как спортивного автомобиля.
В 1967 году Ford усилил контроль над разработкой автомобилей Shelby, представив новую версию — GT500.
Эта модель оснащалась впечатляющим 7,0-литровым V-8 двигателем
мощностью 335 лошадиных сил, который комплектовался двумя
четырёхкамерными карбюраторами.
Следующий 1968 год принёс изменения в модельный ряд:
- GT350 получил новый 4,9-литровый V-8 двигатель мощностью 250 л.с.
- Появилась особая версия GT500 KR («Король дороги»), оснащённая двигателем 428 Cobra Jet
К 1969 году ситуация изменилась:
- Ford взял на себя основную часть проектных и инженерных решений
- GT350 получил модернизированный 5,8-литровый двигатель мощностью 290 л.с.
Важным событием стало прекращение сотрудничества с Кэрроллом Шелби. Оставшиеся автомобили 1969 года выпуска были реализованы как модели 1970 года.
Примечательно, что в 1971 году Ford выпустил ограниченную серию модифицированных Mustang под названием Shelby Europa
специально для бельгийского рынка. Однако после этого сотрудничество
между брендом Shelby и Mustang приостановилось почти на четыре
десятилетия.