Найти в Дзене
Подсолнухи

Мамушка, дай хлеба...

Пелагея и Наталья - две сестры. Живут по - соседству на одной улицес. Обе родились перед войной. Ох, и досталось им сполна...Голодных, холодных лет. В разговоре часто возвращаются в свое детство , в моменты деревенской жизни, шалости и разные детские происшествия. Память избирательна и многое стирает из детской психики. Самая частая тема - голод. Трудные тридцатые годы. Наталья родилась в 37- м, самый страшный голод был повсюду. А Полине было всего четыре года. Их бабушка пришла проведать новорожденную и принесла краюху хлеба. Так маленькая Полюшка стояла у оконца избы и просила: - Мамушка! Дай хлеба хоть на один только глоточек! Стоит и просит, просит. А мать лежит, вчера только родила Наташу. А сердце разрывается, чем детей кормить, ведь их теперь пятеро у неё. Достает хлеб из-под подушки, отламывает: - Иди на! Не трави душу! Часто вспоминают, как в посадки ходили за пять километров. За грибами, орехами. Однажды нашли яблоню дикую, на ней всего одно яблоко. Старшая Поля - ей было с

Пелагея и Наталья - две сестры. Живут по - соседству на одной улицес. Обе родились перед войной. Ох, и досталось им сполна...Голодных, холодных лет.

В разговоре часто возвращаются в свое детство , в моменты деревенской жизни, шалости и разные детские происшествия. Память избирательна и многое стирает из детской психики.

Самая частая тема - голод. Трудные тридцатые годы. Наталья родилась в 37- м, самый страшный голод был повсюду. А Полине было всего четыре года. Их бабушка пришла проведать новорожденную и принесла краюху хлеба. Так маленькая Полюшка стояла у оконца избы и просила:

- Мамушка! Дай хлеба хоть на один только глоточек!

Стоит и просит, просит. А мать лежит, вчера только родила Наташу. А сердце разрывается, чем детей кормить, ведь их теперь пятеро у неё. Достает хлеб из-под подушки, отламывает:

- Иди на! Не трави душу!

Часто вспоминают, как в посадки ходили за пять километров. За грибами, орехами. Однажды нашли яблоню дикую, на ней всего одно яблоко. Старшая Поля - ей было семь- первая увидела его, а Наташа- ей всего четыре- схватила его вперёд и съела. Поля шла домой и всю дорогу плакала. Всю взрослую жизнь потом Наташа покупала сестре яблоки. Самые лучшие! Самые большие! Помнила свою вину...

Трудное детство. Истощенные организмы. Все мысли только о еде. Лепешки из лебеды, без соли. Похлёбка из Конского щавеля, полевой чеснок. Из мёрзлой картошки оладьи. А шкурочки от картошки мать сушила в печке и выдавала всем по горсточке. Это было самое вкусное. Соли не было вообще. Стакан соли стоил сто рублей.

До войны голодали. В эвакуации голодали. После войны голодали. А 47- м чуть не померли. Нашли под полом свёклу и съели. Животы скрутило . Старшая побежала в ручей за водой. А мать как раз возвращалась с соседнего села, несла бутыль молока. Выменяла там , на базаре . Отдала молоко дочери:

- Бяжи, спасай усех! Отпаивай!

Выжили... А с чем мать на базар ходила? Ведь дома шаром покати. А ночью ловила саком рыбу. Сидит, темень и страшно! Звуки в ночи один страшней другого. Хорошо, если луна светит. Выгрузит рыбу в ведро и рысью домой. Бежит, главное - не оглядываться, а то ч#рт за ногу хватит..Вот эту рыбу отнесет за пятнадцать километров , сменяет на молоко и оладьи, да ситчик какой на платьишку дочкам.

Потом старшая их сестра Мария уехала на торфяные работы. Думала, для семьи заработать. Да заболела от сырости и гнуса, вернулась.

Потом уж и отец вернулся в 48-м, стало полегче.

Никогда Наташа не выбрасывала даже корочку хлеба :

- Этот кусочек- нам бы тогда, маленьким. Когда мы пухли от голода...

А Полина всю свою жизнь покупала для себя, сестер и матери самое лучшее, самое дорогое из продуктов. Готовила столько еды, что можно было целый табор накормить.

Своих детей у нее не было, сказалось голодное детство да тяжёлая работа в поле. Покупала много конфет и печенья, раздавала соседским ребятишкам:

- Пусть побалуются. Нельзя, чтобы ребенок просил хлеба, хоть на один глоточек...