Найти в Дзене

Как зарождалась русская военная журналистика?

Первая половина правления императора Александра I – это, помимо всего прочего, и зарождение русской военной журналистики. В 1813 году появился «Русский инвалид» Павла Пезаровиуса, а четырьмя годами ранее стал издаваться «Военный журнал». Но в истории вообще, как и в истории журналистики, ничего не идёт скачками, а подчиняется закону преемственности явлений. Так было и с русской военной печатью. За три года до появления «Военного журнала», с проектом об издании периодического военного органа обратился в сентябре 1807 года к начальству поручик квартирмейстерской части Яков Гавердовский. В письме своём он излагал, что «в сообществе с подпоручиком Сенкевичем предначертал мысль к распространению военного усовершенствования» и просил «не отринуть» представленный им «план периодического издания». Имя П.П. Пезаровиуса было известно каждому офицеру, но, кажется, достойны памяти потомства и два офицера, которые, быть может, стали первыми пионерами в деле военной журналистики. Это офицеры Гаве

Первая половина правления императора Александра I – это, помимо всего прочего, и зарождение русской военной журналистики. В 1813 году появился «Русский инвалид» Павла Пезаровиуса, а четырьмя годами ранее стал издаваться «Военный журнал».

Но в истории вообще, как и в истории журналистики, ничего не идёт скачками, а подчиняется закону преемственности явлений. Так было и с русской военной печатью.

За три года до появления «Военного журнала», с проектом об издании периодического военного органа обратился в сентябре 1807 года к начальству поручик квартирмейстерской части Яков Гавердовский. В письме своём он излагал, что «в сообществе с подпоручиком Сенкевичем предначертал мысль к распространению военного усовершенствования» и просил «не отринуть» представленный им «план периодического издания».

Павел Павлович Пезаровиус (1776-1847), основатель и первый редактор газеты "Русский инвалид"
Павел Павлович Пезаровиус (1776-1847), основатель и первый редактор газеты "Русский инвалид"

Имя П.П. Пезаровиуса было известно каждому офицеру, но, кажется, достойны памяти потомства и два офицера, которые, быть может, стали первыми пионерами в деле военной журналистики. Это офицеры Гавердовский и Сенкевич.

По их мнению, целью военного журнала должно было служить: «общее и полное собрание наук и правил для воинов всякого звания и для облегчения преподавания в военных училищах»; изложение «истории всех военных частей, дабы воины, желающие выйти из ограниченной сферы познаний, через соображение древних методов с нынешними могли иметь настоящее познание о воинском искусстве и политике»; изображение военного состояния в России и других государствах; наконец, сообщение «всех исходящих по службе перемен, новых изобретений и значащих происшествий».

Алексей Александрович Вельяминов (1785-1838), один из первых редакторов "Военного журнала"
Алексей Александрович Вельяминов (1785-1838), один из первых редакторов "Военного журнала"

Ставя столь широкую программу и обращая журнал в род военной энциклопедии, Гавердовский и Сенкевич дробили проектируемый ими журнал на 27 отделов. Во главе журнала они ставили отдел «нравственности», где должны были приводиться «правила общежития», которые «для большей привлекательности украсить историческими примерами и красотами литературы»; затем следовали отделы «землеописаний» и математические (с изложением тригонометрии, которая тогда часто называлась военной математикой), артиллерийские, фортификационные, тактические (с изложением в отделе истории тактики военного искусства греков и римлян); наконец, признали необходимыми отделы: биографический, отдел новых изобретений, перемен по службе, частных известий, а также библиографический отдел.

-4

Объясняя цель проектируемого журнала, Гавердовский и Сенкевич писали: «Мы не имеем другой цели, как только ту, чтобы заставить читателей идти к усовершенствованию от самого основания, а не перебегать от начала к концу или извлекать только отрывки из середины». Иначе говоря, они желали создать систематичную военную энциклопедию; при этом о будущем журнала они предполагали, что он встретит сперва «любопытство», затем его статьи «привлекут внимание» и, наконец, «займут внимание», через что чтение обратится в привычку.

-5

В приложенном к «плану периодического издания» «рассуждении о средствах распространить и привести в более совершенную военную науку», Гавердовский и Сенкевич видели это средство в военном журнале. Издание его должно было вместе с тем пополнить бедность военной литературы; с грустью пишут они: «Известно, что в российской армии ещё не введено в обычай, чтобы при полках находились собрания нужнейших военных книг; во многих местах, где они расположены, нет даже книготорговцев; с трудом можно найти в куче романов хорошее военное сочинение, которых вообще мало имеется на русском языке».

Заслуживает внимания мнение Гавердовского и Сенкевича о том, что редактором журнала, при обширности его программы, должно быть целое общество, а не единичное лицо, и что печать составляет большую силу, так как «вестники соединяют всякий возраст, пол и чин как бы в единую приятную беседу».

Да будут в истории русской военной журналистики помянуты добрым словом и доброй памятью имена Гавердовского и Сенкевича.

М. Соколовский, "Р. А." 1903 г.

Поддержи автора лайком и подпиской на канал🙏🏻