Найти в Дзене
Albanskiy Stream

Little Nightmares Наши страхи стали осязаемыми

Помните свои самые жуткие ночные кошмары? Я кажется вспомнил и сейчас об этом расскажу. Прошло уже два стрима по игре Little Nightmares, и я с уверенностью могу сказать: это действительно ночные кошмары. Но не те, что пугают нас с вами — взрослых, сформировавшихся людей. Это именно детские кошмары — такие, какие мерещились нам когда-то давно и заставляли прятаться под одеяло.
Вы, дорогие друзья, планомерно намекаете мне играть в хорроры. И я выбираю игры, которые кажутся таковыми, но по сути ими не являются. Ни Outlast, ни Little Nightmares я не могу назвать настоящими хоррорами. Это скорее нечто вроде «температурного бреда»: они пугают не кровью и монстрами, а пробуждают в глубинах подсознания что-то необъяснимое, жуткое и тревожное.
Игра про девочку в жёлтом дождевике — не страшная в привычном смысле. Она завораживает. Её атмосфера, левел-дизайн и персонажи притягивают, как магнит. Уже через 10–15 минут ты будто сливаешься с героиней в единое целое и всеми силами стараешься уберечь
иллюстрация по мотивам игры Little Nightmares
иллюстрация по мотивам игры Little Nightmares

Помните свои самые жуткие ночные кошмары? Я кажется вспомнил и сейчас об этом расскажу. Прошло уже два стрима по игре Little Nightmares, и я с уверенностью могу сказать: это действительно ночные кошмары. Но не те, что пугают нас с вами — взрослых, сформировавшихся людей. Это именно детские кошмары — такие, какие мерещились нам когда-то давно и заставляли прятаться под одеяло.

Вы, дорогие друзья, планомерно намекаете мне играть в хорроры. И я выбираю игры, которые кажутся таковыми, но по сути ими не являются. Ни Outlast, ни Little Nightmares я не могу назвать настоящими хоррорами. Это скорее нечто вроде «температурного бреда»: они пугают не кровью и монстрами, а пробуждают в глубинах подсознания что-то необъяснимое, жуткое и тревожное.

Игра про девочку в жёлтом дождевике — не страшная в привычном смысле. Она завораживает. Её атмосфера, левел-дизайн и персонажи притягивают, как магнит. Уже через 10–15 минут ты будто сливаешься с героиней в единое целое и всеми силами стараешься уберечь её от огромного, уродливого мира, который кажется бесконечным и безжалостным.

Особую безнадёгу вызывает контраст между внешней нелепостью и неповоротливостью врагов — и их пугающей проворностью. Они медленны, но неотвратимы.

Чего игре не хватает — так это лора. Возможно, он раскроется ближе к финалу или во второй и третьей частях. Пока же остаются вопросы: кто такая Шестая? Ребёнок ли она на самом деле или ещё одно порождение этого кошмара, как и прочие обитатели корабля? Почему действие происходит именно на корабле? Кто эти чудовищные пассажиры — и зачем они сюда прибывают? (Хотя, пожалуй, на этот вопрос меньше всего хочется знать ответ.) Кто такие Длиннорукий, Братья - Повара и братья ли они, ну и загадочная дама в кимоно?

С самого начала создаётся ощущение полного неведения. С одной стороны, это заставляет строить гипотезы; с другой — погружает в атмосферу тревожной, почти сюрреалистичной таинственности. Напоминает Limbo: здесь события многозначительны, а личность героини — почти чистая абстракция. Всё происходящее можно трактовать как метафору чего угодно: страха, одиночества, взросления, утраты невинности…

Одна из самых сильных особенностей игры — то, как она обрабатывает провал. Если Шестая попадает в лапы врагу, мы не видим её гибели. Нас будто вырывают из сцены в самый последний момент — точно так же, как в реальных кошмарах, когда мы просыпаемся за мгновение до катастрофы.

Меня в этой игре привлекает не сложность головоломок и не динамичный сюжет (повествование, честно говоря, довольно ровное), а именно эта атмосфера. Да, иногда раздражает камера — но я понимаю: и она работает на погружение. А порой единственное, что спасает от ощущения полной безысходности, — это крошечный огонёк зажигалки. Он вырывает тебя из кромешной тьмы и даёт почувствовать себя в безопасности — хотя бы на миг — в тесной вентиляционной трубе, в чреве гигантского, хищного корабля.