Найти в Дзене

Царскосельская жемчужина: от Каменных палат до «взбитого крема»

Самый большой дворец в мире. Да что там, в мире! В России. Резиденция 3-х императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, площадью 60 000 квадратных метров и длиной фасада 325 метров – Большой Екатерининский дворец. Когда-то, в местечке Саари Мойс, что по-русски означает «Саарская мыза», или место на возвышенности, Екатерина I, на подаренной мужем территории, втайне от Петра I решила построить Каменные палаты – небольшой двухэтажный дворец в Голландском стиле, всего «о 16-ти светлицах». А рядом с домом разбила небольшой огород, так как была женщиной простой и любила покопаться в земле. Эту мызу Петр подарил супруге в 1710 году вместе с угодьями и 4-мя десятками деревень. Впоследствии этот дом перешел к ее дочери Елизавете Петровне. Новая императрица на дворец денег не жалела и перестраивала его 6 раз. Друг друга сменяли российские зодчие: Земцов, Квасов, Чевакинский. Они делали дворец все более и более великолепным. Но императрице он казался все-таки недостаточно роск
Оглавление

Самый большой дворец в мире. Да что там, в мире! В России. Резиденция 3-х императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, площадью 60 000 квадратных метров и длиной фасада 325 метров – Большой Екатерининский дворец.

Когда-то, в местечке Саари Мойс, что по-русски означает «Саарская мыза», или место на возвышенности, Екатерина I, на подаренной мужем территории, втайне от Петра I решила построить Каменные палаты – небольшой двухэтажный дворец в Голландском стиле, всего «о 16-ти светлицах».

А рядом с домом разбила небольшой огород, так как была женщиной простой и любила покопаться в земле. Эту мызу Петр подарил супруге в 1710 году вместе с угодьями и 4-мя десятками деревень.

Впоследствии этот дом перешел к ее дочери Елизавете Петровне. Новая императрица на дворец денег не жалела и перестраивала его 6 раз. Друг друга сменяли российские зодчие: Земцов, Квасов, Чевакинский. Они делали дворец все более и более великолепным. Но императрице он казался все-таки недостаточно роскошным.

Архитектором, завершившим строительство дворца, был Франческо Бартоломео Расстрелли. Придворный архитектор работал в стиле высокого барокко, который предполагает обилие зеркал, света, позолоченных деталей, разных завитушек, амурчиков. Все это сверкает на солнце, переливается, производя на зрителя впечатление немыслимой роскоши.

Бело-голубой, как небо, украшенный лепниной и статуями по моделям скульптора Дункера, Екатерининский дворец соперничал с самим Версалем. На покрытие сусальным золотом куполов домовой церкви, а также статуй на фасаде ушло около 100 кг золота.

В 1756 году Елизавета с гордостью демонстрирует дворец иностранным послам. В хоре восторженных голосов недостает только голоса французского посла, который молча задумчиво рассматривает фасад.

- Вам не понравился дворец? – обращается к послу императрица.

- Недостает только одного, - отвечает француз. – Футляра для такой роскошной жемчужины.

Именно в эпоху правления Елизаветы Петровны дворец становится парадной резиденцией русских императоров. Здесь не просто работают и отдыхают, а встречают иностранных послов, разные делегации, стремятся их удивить.

Возят в каретах по парку, катают в небольших судах по Большому пруду, приглашают на императорскую охоту, потом – во дворец на парадный обед с балами, танцами и карточной игрой.

Следуя вкусам своей обожавшей роскошь заказчицы, Расстрелли спланировал для нее парадную анфиладу декорированную золоченой резьбой, которая тянулась вдоль всего фасада дворца. Ее так и называли: Золотая анфилада.

Екатерина Великая, сменившая на троне Елизавету, была намного более экономной и считала такой декор дворца ужасным разбазариванием казенных средств. И статуи на фасаде просто покрыли краской. Надо сказать, что она вообще не любила стиль барокко, считая его старомодным и слишком вычурным. А дворец называла «взбитым кремом».

Большой тронный зал

Минуя парадную лестницу, о которой речь пойдет чуть позже, взору изумленных гостей открывается Большой тронный зал площадью 800 кв. метров. В яркую солнечную погоду все пространство зала наполнено светом, который льется из огромных окон.

А вечером, во время спектаклей, маскарадов и балов зал освещают 700 свечей, расположенные на жирандолях, покрытых сусальным золотом. Позолоченная резьба многократно отражается в огромных зеркалах между окнами, расширяя и без того огромное пространство.

Антикамеры

Следующие несколько залов называются Антикамеры. Они служили для вечерних собраний, концертов, спектаклей и небольших балов. Все камеры украшены голландскими печами. Многоярусные изразцовые печи с кобальтовой росписью, колоннами и нишами.

Во времена Екатерины Второй сюда вносили бильярдные столы, так как императрица была большой поклонницей этой игры.

Итальянское слово anticamera означает небольшое помещение перед парадным залом. Здесь собирали гостей перед аудиенцией с государыней императрицей, или в ожидании бала. В первой антикамере собирались самые знатные, в других – чинами ниже. В такой же последовательности они и входили в Большой зал.

Арабесковый зал
Арабесковый зал

Арабесковый зал

Екатерине II нравился недавно вошедший в моду в Европе классицизм с его лаконичными формами, пейзажными парками и отказом от ослепительной роскоши. Она приблизила к себе шотландца – архитектора Чарльза Камерона, знатока античной культуры. Любовь к античности у архитектора была ничуть не меньше, чем у императрицы. В 1784 году он создает для нее Арабесковый зал, в котором доминируют белый и голубой цвета.

Панно с арабесками украшают стены этого зала. Именно так раньше называли рисунки на стенах разрушенных домов Помпеи. Екатерина называла этот зал «Арабеск» и, не дождавшись окончания его отделки, делала там приемы и вечера с карточной игрой.

Особое внимание привлекает ковер, вытканный во Франции по заказу императрицы. А центральный его рисунок изображает победу в Чесменской битве.

Янтарная комната

И наконец, подлинной жемчужиной этого дворца является Янтарная комната. Когда-то драгоценные панно из янтаря были подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом Первым. В качестве ответного дара Петр отправил Фридриху 55 гренадер очень высокого роста. Панно поначалу хранились в Петербурге, в летнем дворце Петра.

По указу Елизаветы Петровны драгоценный подарок был доставлен в Царское Село, чтобы украсить один из залов Екатерининского дворца. Согласно высочайшему приказу, гренадеры на руках несли панели из Петербурга. Путь не близкий!

Чудо – кабинету отвели зал в почти 100 квадратных метров. Дополнительно заказали 425 кг янтаря. Золоченые панно и флорентийская мозаика довершили убранство. А там, где камня не хватило, стены расписали под янтарь.

Довершила убранство Янтарного кабинета Екатерина II. Через год после начала своего правления она издает указ заменить расписные холсты натуральным камнем. За 4 года на всю доделку ушло еще 450 кг янтаря.

Парадная лестница

На месте Китайского зала Екатерина II распорядилась построить парадную лестницу. По проекту архитектора Монигетти стены оформлены лепным орнаментом в стиле «рокайл». Высоко под потолком на специальных подставках расположены китайские вазы.

Роскошное сочетание белого и алого как-будто предвосхищает золотой пламень, который ждет гостя, как только распахнутся двери в залы дворца. Резная мраморная балюстрада, кариатиды, оформляющие двери, скульптуры спящего и просыпающегося амуров…

С особой гордостью Екатерина показывала эту лестницу первому посетителю этого дворца -австрийскому императору Францу Иосифу.

И, пожалуй, на этом мы остановимся. Залов еще много во дворце. Есть столовые и парадные кабинеты наследников Екатерины Великой. Еще есть Зубовский флигель. Там, где находятся личные покои самой императрицы и ее фаворитов...

Рассказывать можно много и долго. Однако, все-таки лучше увидеть это все своими собственными глазами...