Найти в Дзене
Павел Рябчиков

Три столпа плохих оценок и низких баллов на экзамене

Точнее, один. Но обо всём по порядку. Мою любимую информатику принято сдавать в последние годы примерно вот так по нашей необъятной: Неплохая статья на эту тему есть на одном профильном ресурсе: В 2025-м году, по данным Алисы Яндексовны, вот такая картина: То есть, результаты по всем предметам, кто бы что ни говорил, поганые. Охота мне знать, какого рожна каким образом считают средний балл - как положено, складывая все числа и деля потом на их количество? Или жульманским методом, найдя минимальное, максимальное, сложив и поделив на два, например? Судя по разным косвенным уликам, по-видимому, всё же, правильным способом. Какие улики? Популярность репетиторских услуг, например. И их подорожание. Так вот, что происходит-то вообще? Почему фигня такая творится, граждане? Про развал образовательной системы не будем, так как сознательные люди давно уже сами стараются в меру сил своих скромных (которые больше на бессилие похожи). И учителя, кто не ушёл, приспособились, и дети, кто выбрал доуч

Точнее, один. Но обо всём по порядку.

Вот они. Всё. Вы их видели, дальше можно не читать. Гигачат сделал.
Вот они. Всё. Вы их видели, дальше можно не читать. Гигачат сделал.

Мою любимую информатику принято сдавать в последние годы примерно вот так по нашей необъятной:

Ссылка ниже, там по всем предметам
Ссылка ниже, там по всем предметам

Неплохая статья на эту тему есть на одном профильном ресурсе:

Средний балл ЕГЭ по предметам за последние 10 лет: что дальше

В 2025-м году, по данным Алисы Яндексовны, вот такая картина:

Я склонен верить, не сильно отличается от предыдущих лет, из статистики не выбивается
Я склонен верить, не сильно отличается от предыдущих лет, из статистики не выбивается

То есть, результаты по всем предметам, кто бы что ни говорил, поганые. Охота мне знать, какого рожна каким образом считают средний балл - как положено, складывая все числа и деля потом на их количество? Или жульманским методом, найдя минимальное, максимальное, сложив и поделив на два, например?

Судя по разным косвенным уликам, по-видимому, всё же, правильным способом. Какие улики? Популярность репетиторских услуг, например. И их подорожание.

Так вот, что происходит-то вообще? Почему фигня такая творится, граждане?

Про развал образовательной системы не будем, так как сознательные люди давно уже сами стараются в меру сил своих скромных (которые больше на бессилие похожи). И учителя, кто не ушёл, приспособились, и дети, кто выбрал доучиться, сдать и поступить, чаще тоже что-то пытаются исполнить, и родители тоже стараются, как могут.

Все могут по-разному, потому и результаты пёстрые и многовекторные.

Так же не будем про отмену ЕГЭ (про неё даже среди маргиналов уже немодно говорить) и про возврат к советской системе образования (за этот возврат топят почему-то в основном верующие в гороскопы плоскоземельщики и те, кто публикует фото детей (а то и себя) с заклеенными смайликами лицами).

Если в комментариях появится кто-нибудь, кто будет вопить "верните мне СССР или хоть чо-нить оттудова", будет забанен навечно, нечего мне тут юродствовать. Прошлое не вернуть. А та Родина наша, увы, погибла безвозвратно, и это мы сами её. Напишу ещё статью про СССРоненавистников и их интеллектуальном уровне, есть материальчик.

Отвлёкся. Возвращаемся.

Столп (антистолп) первый. Каждый ученик, прежде чем решать задачу, чаще всего читает её условие. Читает, как умеет. Как научился. Как научили. Чаще всего это очень низкий уровень - читать хомосапиенсы не любят, это ещё с древних времён отмечено. Читающих гнобят, запихивают в монастыри, палят в аутодафическом пламени. Интересно, так до сих пор, что ли, происходит? Что ж как все читать-то боятся?

Да, дочитать трудно. Особенно, если есть повод хоть немного отвлечься.
Да, дочитать трудно. Особенно, если есть повод хоть немного отвлечься.

И свойственно это не только тем, кто с двойки на тройку перебивается. У меня пока не слишком много учеников (это намёк, если что - места ещё есть, хоть и не очень много), и почти все (кроме двоих, увы) весьма результативные дети. Так что же - все без исключения через занятие выдают буффонады. Один (верю в него, мальчишка цель поставил, и, кстати, никакого "плана Б" не имеет и не приемлет, поработаем над этим) сегодня ляпнул от души. Задача вот такая:

Как такое решать, он понял с первого объяснения. Но вот читать и дочитывать... Я скоро материться начну. Задача, кстати, с уважаемого сайта уважаемого К.Ю. Полякова
Как такое решать, он понял с первого объяснения. Но вот читать и дочитывать... Я скоро материться начну. Задача, кстати, с уважаемого сайта уважаемого К.Ю. Полякова

Алгоритм решения, в целом, элементарный. Целиком приводить не будем, но кое-что поясним:

1. Читаем файл.

2. Находим промежуточный результат. То самое число, которое из положительных кратных девятнадцати наименьшее.

3. Находим пары чисел, которые на этот промежуточный результат опираются, считаем их, параллельно вычисляем максимальную сумму среди всех таких пар.

4. Выводим то, что получилось.

Вот что касается промежуточного результата, тут было целых два гениальных вопроса.

Вопрос первый: А ПОЧЕМУ МЫ ИЩЕМ ЗДЕСЬ ИМЕННО НАИМЕНЬШЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО, КРАТНОЕ ДЕВЯТНАДЦАТИ???

Зайка, это требуют от нас в условии задачи. Да-да. Русским по белому. Ты ведь дочитал, правда? Нет? А что случилось?

И вопрос второй, очень недалеко ушедший от первого: А РАЗВЕ МИНИМАЛЬНЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НЕ ЕДИНИЦА???

Солнышко, единица - это, да, минимальное положительное целое число. Но кто тебе сказал, что оно вообще есть в этой последовательности? И как ты хочешь увязать с ней словосочетание "кратно девятнадцати"? Написано то, что написано. И читать надо так, как написано. И несколько раз прочитать, чтобы убедиться, что ничего не пропускаешь. И запомнить. И понять. А потом уже выполнять. Это работает только так. А всякая гей-ми-фи-ка-ци-я (на слоги разбил специально, чтобы оценить, надо обладать малой толикой испорченности) и прочие "прогрессивные" фиговины, которыми вас пичкают лжепророки от педагогики, суть бесовщина.

И он не один у меня такой, они так все регулярно подтупливают. Да ладно бы только они, коллегам тоже иногда удаётся удивить:

Задача с того же сайта. Обратите внимание на подчёркнутое предложение - кому-нибудь непонятно хоть слово оттуда?
Задача с того же сайта. Обратите внимание на подчёркнутое предложение - кому-нибудь непонятно хоть слово оттуда?

На самом деле, конечно, все мы порой зарабатываемся до полного измозоливания мозга, и сильно, порой - непозволительно сильно устаём. Но...

Это диалог двух учителей. Один куда-то торопится, а второй дочитывает условие задачи.
Это диалог двух учителей. Один куда-то торопится, а второй дочитывает условие задачи.

Если что, задача решена верно. Только вот последний шаг сделать что-то помешало. Доделать. Букв многовато в задаче, что ли...

Столп (антистолп) второй. Выстроить последовательность действий - это, оказывается, запретное знание.

Примерно такое. Запретное, просто жуть. Хуже некромантии и таблицы умножения
Примерно такое. Запретное, просто жуть. Хуже некромантии и таблицы умножения

Ну вот написано, что нужно узнать. Подумай, что нужно для этого сделать? Что оно, то, что нужно узнать, из себя представляет? Как примерно должно выглядеть? А что надо сделать для выполнения предыдущего этапа? А как быть и что можно получить, имея исходные данные, вот такие, как в условии? Ой, извини, я перегрел тебе мозг. Скушай мороженку))

Получая ответы, они не осознают, что это вообще такое получилось, может ли оно таким быть... Я так, чего доброго, полюблю глумиться, заведомо обманывая учеников с результатами. Пока держусь.

Столп (антистолп) третий. Вы наскальную живопись видели? На картинках всяких там. В учебниках. В музеях. Ну мало ли. Видели же?

Источник картинки - ЯндексКартинки
Источник картинки - ЯндексКартинки

Отношение у многих учеников к тому же программированию примерно такое же, как у наших далёких предков к ритуалам, которые они выполняли перед тем как пойти загонять мамонта в болото. Святая вера и благоговение без малейшего желания понять. Вместо этого - зазубривание действий и жалкие попытки их воспроизвести в точности, результатом которых является помесь грустной клоунады с клизмированием мозга. То есть, если я возьму случайные конструкции языка программирования, хорошо перемешаю, доведу до консистенции густой сметаны, сурово нахмурю брови, попыхчу минут десять, то задача обязательно решится. Сама собою. Главное, потом спросить у преподавателя: "Такой ответ?"

Я всё время отвечаю на такое вопросом "А поцчему ви спгашиваете?". Ну не надо спрашивать, особенно такое и в такой форме. Это я спрашиваю, а ты - отвечаешь. И объясняешь мне свои действия. Где-то раз на пятый ученик перестаёт спрашивать, действительно ли дважды два - четыре, и начинает пытаться мне объяснить то, что он делал, и что получил. Собственно, этого я от него и добивался. А точность и верность ответов приходит с годами практикой))

Все эти проявления - не что иное, как результат учёбы за оценку, а не для знаний. На самом деле, суть одно и то же - неразвитость внимания и мышления. Потому что у нас за процесс хвалят (ну он же старался... когда-то... помните? и я не помню, но вроде старался же...), а результат находить - да кому он нужен... До поры, до времени))

Всем успешной и лёгкой учёбы. И работы.

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков