Найти в Дзене

Как наработать технику чтения?

Вот такой вопрос уже не первый раз приходит от подписчиков. Я могу предложить то, что рекомендовал Николай Александрович, и то, что использовала много лет сама, — старые, отточенные временем способы, которые делают этот процесс легким, не требуют каких-то титанических усилий ни от наставников, ни от детей.
Итак, технику, а заодно и осмысленность чтения помогут наработать: ************************ Запись на онлайн-курс по методике Зайцева для малышей и не только: Наш канал ТГ: Новостной чат-бот ТГ:

Вот такой вопрос уже не первый раз приходит от подписчиков.

Я могу предложить то, что рекомендовал Николай Александрович, и то, что использовала много лет сама, — старые, отточенные временем способы, которые делают этот процесс легким, не требуют каких-то титанических усилий ни от наставников, ни от детей.
Итак, технику, а заодно и осмысленность чтения помогут наработать:

  • Изначальный полный отказ от знакомства с буквами-звуками, слияниями и (упаси Бог!) всякими анализами, а также от негативных оценок, проверок с секундомером, обязательных "тренировок каждый день" и ожиданий, что ребёнок начнёт читать быстрее, чем говорит в обычной жизни.
  • Игра "Поезд" с троекратным, всё ускоряющимся, прочтением цепочки кубиков на определённую гласную.
    Пропевание складовых таблиц 1 и 2 в разном темпе, в т.ч. и очень быстром. Не бойтесь, что дети ещё "ничего не понимают" и не успевают. У них есть механизмы, которых уже нет у вас — подражание и активное действие. Понимание и логические объяснения взрослыми на этом этапе только мешают. Нужно лишь весёлое пение — то быстрое, то медленное — да с движениями. Навык чтения приходит не через понимание, а через радость совместного пения и движения. Кто-то не сразу включается в процесс, а просто наблюдает, кто-то "мычит-жуёт" (отлично, ротик готовит, чтобы начать читать безо всяких слияний), а кто-то буквально кричит, стараясь успеть за вами. И это здо́рово! Каждый идёт своим темпом и со своей стороны.
    В результате навязанные "знания букв-звуков" и умение слияний, которые так мешают научиться читать в темпе речи, — исчезает. Остаётся лишь весёлое послевкусие от дружной активности в виде непроизвольного ЗАПОМИНАНИЯ складов и их сочетаний.
  • Чтение сразу текстом. Да, сразу и с самого начала! Да, даже если дети не знают букв 😲. Особенно это актуально для тех, у кого под это заточен их способ восприятия текста изначально. Но и остальным он очень интересен и полезен. Просто число показов и повторов понадобится больше.
    Как это выглядит: вы читаете детям любимую сказку (стихотворение, поёте песню) и ведёте указкой/пальцем под строчкой, а дети следят взглядом, повторяют за вами "эхом" или одновременно. Потом они начнут делать это так же сами...
    Если заметите, что ребята буквально выучили любимый текст наизусть, значит, пора расширять библиотеку прекрасных русских произведений для чтения.
    Помимо техники чтения не менее важна и осмысленность читаемого текста. Без неё техника чтения бессмысленна и, в какой-то мере, вредна.
  • Выразительное чтение по ролям. Любимейшее занятие первоклассников и семейного чтения в прошлом веке, наверное, потому что оно сродни сюжетной игре, когда ребёнок входит в роль героя, которого озвучивает. Ну очень эмоциональная, объединяющая участников, и полезная игра для наработки беглого и осмысленного чтения, которая обучает грамотному интонированию, убирает зажимы и смущение, приносит массу удовольствия.
    Конечно, лучше всего проводить чтение по ролям не за книгой, а у текста, написанного крупно на плакате, чтобы всем было видно, можно было двигаться в процессе и тренировать зрение...
-3

************************

Запись на онлайн-курс по методике Зайцева для малышей и не только:

Чтение, письмо и математика по методике Н.А.Зайцева. Онлайн-курс

Наш канал ТГ:

Методики Н.А.Зайцева с Алёной Бояриновой.

Новостной чат-бот ТГ:

Алёна Григорьевна