Найти в Дзене
Нескучная Жизнь

ПЕГГИ ГУГГЕНХАЙМ - ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦА ТАЛАНТОВ, ГАЛЕРИСТКА, КОЛЛЕКЦИОНЕР

Это удивительно, но одна из самых ценных коллекций произведений искусства ХХ века формировалась из картин изначально неизвестных молодых художников – Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Рене Магритта, Александра Колдера, Марселя Дюшана, Макса Эрнста и многих других, запечатлевших в абстракционизме, сюрреализме, кубизме разные тенденции и проявления жизни ступающего века. Речь идёт о коллекции Маргариты (Пегги) Гуггенхайм, посмотреть произведения из которой можно в Палаццо Веньер деи Леони на Большом канале в Венеции и в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке на 5-й авеню. Пегги (это имя ей больше нравилось) с юности горела яркой страстью к собирательству живописи, обладала чутьем и интуицией на «стоящие», лучшие, особенные картины, и для многих молодых художников интерес Пегги к их творчеству означал путь к славе. Нередко случалось так, что Пегги заказывала у неизвестных талантов панно в свою квартиру, затем приглашала именитых гостей на ужин и показывала им эти работы. Посл

Это удивительно, но одна из самых ценных коллекций произведений искусства ХХ века формировалась из картин изначально неизвестных молодых художников – Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Рене Магритта, Александра Колдера, Марселя Дюшана, Макса Эрнста и многих других, запечатлевших в абстракционизме, сюрреализме, кубизме разные тенденции и проявления жизни ступающего века. Речь идёт о коллекции Маргариты (Пегги) Гуггенхайм, посмотреть произведения из которой можно в Палаццо Веньер деи Леони на Большом канале в Венеции и в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке на 5-й авеню.

Пегги (это имя ей больше нравилось) с юности горела яркой страстью к собирательству живописи, обладала чутьем и интуицией на «стоящие», лучшие, особенные картины, и для многих молодых художников интерес Пегги к их творчеству означал путь к славе. Нередко случалось так, что Пегги заказывала у неизвестных талантов панно в свою квартиру, затем приглашала именитых гостей на ужин и показывала им эти работы. После чего неизвестный художник как правило становился востребованным мастером.

Бывало, что некоторых, как Джексона Поллока, содержала годами и оплачивала съёмный дом, только чтобы он жил и творил в достойных условиях, поменьше засиживался в кабаках. Кто знает, сумел бы Поллок без Пегги обрести всемирную славу как и изобретённый им капельный метод живописи? К концу своей жизни Пегги Гуггенхайм владела всего 12 картинами Дж.Поллока, но это были одни из самых ценных полотен. Так, например, «Метаморфоза», которую Пегги подарила Университету Айовы, застрахована на 140 миллионов долларов, точная цена не оглашается.

Пегги настолько была увлечена собирательством современного искусства и озарена внутренне, что охотно делилась картинами со своими друзьями: дарила на дни рождения и другие праздники. Уже в преклонном возрасте в своих воспоминаниях она раскрыла, что нынешняя цена этих произведений искусства исчисляется миллионами долларов.

Пегги Гуггенхайм родилась в Нью-Йорке в семье богатого промышленника Бенджамина Гуггенхайма и его супруги Флоретты в 1898 г. Ее дед, Мейер Гуггенхайм владел 80 процентами мирового производства серебра, свинца и меди. Ее дядя, Соломон Гуггенхайм имел горнодобывающий бизнес и впоследствии собиратель современного искусства и создатель музея, носящего его имя, в Нью-Йорке. Отец Пегги утонул на «Титанике» 15 апреля 1912 г., когда Пегги было 13 лет. Перед гибелью он облачился во фрак и на вопрос капитана, отчего же вы во фраке теперь? Ответил, что готов к встрече со смертью как джентльмен и поднял бокал с виски. Своих сопровождающих лиц – прислугу и водителя - он погрузил на спасательные шлюпки. Этот момент Пегги описывает в своих мемуарах «Исповедь одержимой искусством». После смерти отца Пегги с матерью и двумя сестрами много путешествовала по Европе, где однажды оказалась в Париже. Столица Франции 10–20 гг.. ХХ в. с ее Монмартром и Монпарнасом - это Мекка искусства, где жили и творили восхитительные прогрессивные художники, поэты, литераторы, философы. В 18 лет Пегги начала самостоятельно распоряжаться своим наследством в 450 тыс. долл. или 7 млн. долл. в пересчете на 2016 г. Она понемногу делала покупки картин тогда ещё малоизвестных авторов Пикассо, Кокто, Кандинского, Танги, Дали, Поллока, продюсировала фильмы сюрреалистов. Встречалась и дружила с Марселем Дюшаном. У нее не оставалось ни одного шанса не нырнуть глубже в этот мир искусства.

В Париже Пегги вышла замуж за литератора Лоуренса Вэйла, верхушку богемы, как его называла сама Пегги. В этом браке родилось двое детей. Но после 7 лет их союз распался. Как признавалась сама Пегги, она собирала не только коллекцию искусства, но и коллекцию мужчин. «Я начала две свои коллекции – коллекцию мужчин и коллекцию искусства, обе из них соотносительно скромных размеров и увенчаны истинными шедеврами».

Пегги сама выглядела как арт объект. Экстравагантная, с замысловатыми очками и серьгами, расписанными Ивом Танги и сконструированными Колдером.

По слухам, у нее было множество любовников от Джона Холмса до Ива Танги и Сэмюэля Беккета. В своих воспоминаниях рассказ про третьего мужа — художника Макса Эрнста, Пегги начинает просто: «У него было удивительно красивое тело…»

В 1938 г. Пегги открывает Галерею в Лондоне превосходной выставкой Жана Кокто. Однако за год своей деятельности с другими выставками, Галерея понесла крупные убытки в сотни тысяч фунтов. Ее пришлось закрыть. Пегги не отчаивается и продолжает скупать картины. Молодые художники бежали от Второй мировой войны и продавали свои шедевры за бесценок.

Пегги сформулировала принцип «одна картина в день» и покупала, концентрируясь на сюрреалистах, абстракционистах и кубистах. Ей, как еврейке, крайне опасно было оставаться в оккупированном немцами Париже. Она предпринимает попытки выбраться из страны. Сначала прячет все картины на ферме у своего друга, затем, обладая огромной смелостью и сочувствием ко многим творческим людям, помогает им составлять истории в документах на выезд, убеждать в их правдивости власти, подкупать. Тем самым Пегги спасла многие жизни, сумев погрузить людей на корабль, а также свои картины с надписями на деревянных ящиках «мебель». В результате в 1941 году в Нью-Йорке Пегги открыла новую галерею The Art of This Century и представила публике действительно впечатляющую коллекцию современного искусства. Люди постепенно привыкали к новым течениям в живописи и уже могли оценить уникальность этого собрания.

Насколько Пегги сгорала в своей работе, любила свое дело, настолько, по словам современников, она была равнодушна к своим детям. Сын Синдбад жил с отцом, а дочь Пеггин жила с матерью. Нередко девочка слышала в свой адрес резкую критику. В 42 года Пеггин запила транквилизаторы алкоголем и умерла. Сама Пегги похоронена в Венеции не со своей дочерью, а рядом с 14 своими собачками.

В 1947 г. коллекция нью-йоркской галереи отправилась вместе с Пегги в Венецию. Там позже откроется Музей Гуггенхайм. Пегги полюбила Италию и всю коллекцию перевезла в Венецию. Купила на канале у воды дворец. И там жила до своей смерти в 1979 г. Итальянцы так любили Пегги, что, когда вступил в силу запрет о частных гондолах, Пегги единственной было разрешено пользоваться своей гондолой. Прежде у нее было две гондолы. Она сама выбирала цвета рубашек своим гондольерам, наряжала их, обычно это были белый и лазурный цвета. В преклонные годы ежедневное катание на гондоле было обязательной программой дня. Садилась в 17 вечера и возвращалась домой в 21. Любовалась каналами и архитектурой.

После переезда в Италию Пегги занялась новым проектом — выставкой своей частной коллекции в рамках Международной биеннале. В 1948 году ее уникальное собрание показали в Греческом павильоне, и это был первый случай в истории, когда экспозицию посвятили не стране, а отдельному человеку. «В Европе я стала отдельной страной. Это мне льстит», -говорила Пегги.

Еще при жизни Пегги завещала всю свою коллекцию галерее Соломона Гуггенхайма с подробным описанием, где и как должны висеть картины во время экспозиции. За этим тщательно следят ее родственники и уже не раз судились, что та или иная картина вывешена неверно. Однако, это был самый уверенный способ сохранить свою коллекцию для публики.