(М.С.Щепкин и его жена Е.Д.Чаликова)
Однажды на крещение, когда стемнело, несколько девушек, собравшись в небольшой комнате, решили погадать. На столик поставили зеркало, зажгли по бокам две свечи. Алёна первая села на мягкий стул с подлокотниками и вглядываясь в темноту, отражающуюся в зеркале, стала повторять: "Ряженый-суженый, приходи ко мне ужинать, ряженый су... " - И тут она действительно увидела в зеркале, приближающегося к ней из темноты, молодого человека, который бодрым голосом сказал: "А вот и я". Девушке показалось, что от страха дыхание её остановилось, ноги стали ватными, она вся обмякла на стуле и потеряла сознание.
Очнулась Алёна от того, что молодой человек тряс её за плечи. Юношу звали Михаил Семёнович Щепкин, а девушку - Елена Дмитриевна Чаликова. У каждого из них своя интересная, полная сложностей судьба, свой жизненный путь, который в один прекрасный момент станет для них общим.
В 1791 году во время Турецкой войны, при осаде Анапы, солдаты услышали среди развалин детский плач. Маленькая турецкая девочка примерно полутора лет горько плакала, размазывая слёзы по щёчкам. Ребёнка по решению командира поместили в офицерской палатке. Затем, князь Дмитрий Орбелиани взял на себя миссию устроить девочку. Ей нужна была кормилица, женская забота. А в военных условиях это невозможно . Он привёз девочку в Моздок, где её окрестили и дали имя и отчество крестников: Елена Дмитриевна. Малышку оставили в семье кормилицы, где её все полюбили, она же считала няню-кормилицу своей матерью, а дети считали её своей младшей сестрой. Девочка росла весёлой, резвой, непоседливой.
Через несколько лет князь Орбелиани забрал крестницу к себе. Расставание было тяжёлым для всех. Но в семье князя что-то пошло не так. По-видимому, Саламея Герасимовна, молодая жена Дмитрия Захаровича Орбелиани, не очень жаловала строптивую и подвижную девочку. И Леночку передали на воспитание дальнему родственнику Семёну Ивановичу Салагову. Девочкой в основном занималась жена Салагова, Марфа Фёдоровна, т. к. Семён Иванович постоянно занят на военной службе. Она стала называть воспитанницу Алёной, относилась к ней доброжелательно но строго, ограничивая её в слишком резвых шалостях.
Хотя девочка зачастую выводила её из себя своим непослушанием. Алёну учили читать и считать, хорошим манерам. Марфа Фёдоровна очень любила наряжать воспитанницу в турецкий наряд и показывать гостям. В турецкой шапочке, кафтане и шароварах выходила она на середину комнаты что бы всем было хорошо её видно. А хозяйка при этом с увлечением рассказывала гостям, как нашли маленькую турчанку в развалинах во время Турецкой войны. И каждый раз гости с интересом и удивлением слушали эту историю.
А потом кто-нибудь из них просил девочку сказать что-то по-турецки. Алёна знала лишь одно слово: - "Мешти", - говорила она. -Это значит мерси? - переспрашивала какая-то дама. - Нет, сапожки, - отвечала она и убегала. А гости восхищались добротой её благодетелей.
Но маленькой девочке хотелось наряжаться не в турецкий костюм, а как взрослая барышня, в туфельки на каблучках. Она крутилась перед зеркалом и копировала манеры взрослых красавиц.
Вот как о своих проказах вспоминала сама Елена Дмитриевна:
"Мне очень нравилось, что на переди у всех женщин хорошо. Я давай и у себя устраивать так же. Напихала себе оба чулка за пазуху и стралась, что бы возвышение было выше. Я почти оба чулка на одну сторону запихала и сделала себя кривой. Но была очень довольна! Прихожу к княгине и стою возле неё. Она смотрит на меня, и сейчас заметила и говорит: - Что это?! Посмотри, мать моя, что она себе за пазуху напихала!"
Маленькая Алёна была очень хороша. Её большие, тёмные озорные глаза с длинными ресницами приковывали к себе вниманием каждого. А девушки в людской, вторя её озорству, любили над ней подшучивать.
они говорили Алёне, что один молодой человек влюблён в неё и будет просить у господ разрешения жениться на ней. "Пусть сначала спросит у меня: пойду ли я за него?" - отвечала Алёна - "Я вольная турчанка и за господского человека не выйду никогда!" Могла ли знать семилетняя девочка какая судьба ей уготована.
В 11 лет Алёне пришлось вновь поменять своих благодетелей. Салаговы отдали девочку на воспитание в семью офицера Антона Степановича Чаликова, чья фамилия и закрепилась за ней. В этой семье Алёну полюбили как родную. Она увлеклась шитьём, и Розалия Григорьевна Чаликова поощряла девочку в этом. В своих воспоминаниях Елена Дмитриевна писала:
"Мне Чаликова подарила 10 аршин чудесного ситцу на платье. Она мужу рассказала, и он был доволен. Поехал в Сумы, купил ситцу, и ситец дорогой. Ибо он был человек такой и жена, когда дарит, дарит хорошее".
У Чаликовых Алёна прожила до своего замужества.
В 1788 году в Курской губернии в семье крепостных Семёна Григорьевича и Марфы Тимофеевны Щепкиных, принадлежавших графу Гаврилу Семёновичу Волкенштейну, родился третий ребёнок - Михаил. Их первый сын умер во младенчестве, а дочка и года не прожила. Всю нерастраченную любовь, заботу и надежду родители вложили в Мишу. Семён Щепкин исправно служил управляющим имениями графа и был у него на хорошем счету. Марфа Тимофеевна служила горничной у графини. Миша рос в господском доме. Барыня позволяла горничной приходить в свои покои с новорожденным и любила забавляться с ним. Уже в самом раннем возрасте у мальчика проявились актёрские способности. В 7 лет, впервые увидев оперу в домашнем театре своего барина, мальчик заболел сценой. "Всё это так закружило мою семилетнюю голову, что я смотрет во все глаза и, кажется, ничего не видел". - напишет Михаил Щепкин много лет спустя в своих воспоминаниях.
Семён Щепкин имел возможность отправить учиться сына сначала в Белгород, потом в уездное училище г. Суджа. Именно здесь в училище Михаил сыграл свою первую роль. Вместе с ним обучался младший брат братьев Барсовых, которые в Курске в дворянском собрании держали свой частный театр. Благодаря ему Щепкин оказался в этом театре, где стал подрабатывать.
Переносил реквизиты, переписывал и суфлировал роли, а в 1805 году ему посчастливилось выйти на сцену в качестве актёра. Однажды исполнитель главной роли в спектакле "Зоа" по пьесе французского автора Луи Мерсье так напился, что и двух слов связать не мог, а билеты на спектакль были уже проданы. Для паренька это был удачный шанс, он хорошо знал роль и предложил заменить незадачливого актёра. "Это лучше, чем срыв спектакля",- решили Барсовы. Но такого результата не ожидал никто. Своей игрой Михаил настолько впечатлил хозяев театра, что его взяли в трупу с разрешения графа Волкенштейна.
Череез несколько лет Щепкин поступит в Харьковскую трупу Ивана Фёдоровича Штейна. Украинский писатель и драматург И.П. Котляревский так вспоминал о Щепкине:
"В труппе Штейна явился у нас в первый раз, прибывший из Курска, М.С. Щепкин. Его никто не наставлял и не учил. Таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести, он сам родится и часто бывает неизвестен своему хозяину до времени. Мы все, не видившие далее провинциальных театров, в Щепкине начали понимать: что есть и каков должен быть актёр! Так нам ли было его учить?!"
А в 1818 году генрал-губернатор князь Н.Г. Репнин-Волконский пригласил труппу Штейна в Полтаву. Михаил Щепкин становится ведущим актёром Полтавского театра.
Впереди его ждёт слава лучшего актёра своего времени, надежда на свободу и долгая тяжба выкупа из крепостной зависимости. Но сначала в его жизни произойдёт очень важное и счастливое событие, которое предаст его жизни не менее, а быть может и более яркого смысла, чем успех и слава на сцене.
Однажды, в 1810 году, когда Щепкин ещё работал в труппе Барсовых, он встретил своего знакомого Веригина, работавшего берейтором (объещиком верховых лошадей) у графа Волкенштейна. И тот при разговоре похвастался, что у него есть любовница, и "ни какая-то там неграмотная Лушка, а настоящая турчанка, красавица". "Не верю я тебе", - сказал Михаил, зная Веригина, как любителя прихвастнуть. "Хорошо, изволь. Но просто так граф не отпустит, нужна какая-то причина поехать в имение Чаликовых." И случай подвернулся сам собой. Граф, узнав, что в деревне Сыроватка, принадлежащей Чаликовым, продаются духовые инструменты, отправил Щепкина посмотреть и купить, если годные. Приехав на место, Михаил смотрел в основном не на инструменты, а на милую кареглазую девушку и понимал, что наврал Веригин. Нет между ними никакой связи и не может быть. Гордость, чистота, внутреннее достоинство, сдержанность и в то же время затённый огонь видел он в ней. Между Михаилом и Алёной зажглась не одна, а тысячи искр. И он, и она поняли это при первой же встрече.
Видеться им приходилось крайне редко, по воспоминаниям самой Елены Дмитриевны, за два года всего четыре раза. Михаил писал ей письма нежные и красивые. А однажды девушке довелось увидеть Михаила на сцене театра. Она была потрясена зрелищем и его актёрским дарованием, и полюбила театр навсегда. Ни расстояния, ни время не ослабевали чувств между ними. Но одного не знала Алёна о своём возлюбленном. Михаил не сразу осмелился сказать, что он крепостной, и вместе с признанием в любви Алёна услышала тяжёлую для себя новость. Ведь, выйдя замуж за крепостного, она, свободная турчанка, по закону станет крепостной. Невольно вспомнила свою фразу, заносчиво сказанную в 7 лет: "За господского человека не выйду замуж никогда"
Розалия Григорьевна, узнав, что жених крепостной, хоть и образованный и талантливый, очень переживала за воспитаницу, уговаривая её сто раз хорошо подумать, пржде чем решиться на замужество с крепостным. Хоть она и бедна и живёт в воспитанницах, но свободна! Барыня держалась за сердце и принимала капли, а горничные растирали ей виски. Но Алёна уже приняла твёрдое решение. И в 1812 году крепостной актёр и вольная турчанка стали мужем и женой.
47 лет прожили Щепкины в счастливом и трудном браке, в котором родилось 4 сына и 3 дочери. Первые 10 лет в бытовом и материальном плане были самыми тяжёлыми. Как раз в год их свадьбы закрылся театр Барсовых. И несколько лет Щепкин работал в труппах, кочевавших с места на место в поисках лучшего заработка. А за актёрами перемещались и их семьи, и каждый раз приходилось обустраиваться на новом месте. В 1814 году родилась первая дочка Фёкла, в 1816 - вторая, Александра. Переезды становились труднее, а денег катастрофически не хватало. Пригодилось умение Елены Дмитриевны хорошо шить. Она училась быть экономной и многим другим хозяйственным делам. И лишь когда Михаил начал работать в Полтавском театре, их быт стал немного полегче.
Его актёрская слава росла. Украинский писатель и драматург И.П. Котляревский специально для него написал роли в своих пьесах "Наталка Полтавка" и "Солдат чародей". Зрители в театр шли на Щепкина.
Однажды в газетах появилось объявление о том, что в Петербург приехал турецкий паша, разыскивающий свою дочь, которая пропала во время взятия Анапы. Ему доподлинно известно, что девочка жива и, что её подобрали русские солдаты. Алёна чувствовала, что это разыскивают именно её. Все, у кого ей довелось жить в качестве воспитанницы, не скрывали историю её появления. Наоборот, в подробностях рассказывали и ту деталь, что грязный плачущий ребёнок был хоть и в рваной, но дорогой одежде. Елена Дмитриевна предпочла ничего не менять в своей судьбе. Очень сильно она любила своего мужа, свою семью и боялась это потерять
А между тем Михаила Семёновича положение крепостного, возможность в любой момент по желанию хозяина быть отозванным из театра, или быть разлучённым с женой и детьми, которые тоже считались крепостными, угнетало. Он и раньше много раз обращался к графу с просьбой освободить его от крепостной зависимости, но каждый раз получал отказ. А денег на выкуп не было. Князь Н.Г. Репнин-Волконский, старший брат декабриста Сергея Волконского, служивший в ту пору генерал-губернатором Малороссии, предложил организовать спектакль, от которого все вырученные деньги пойдут на освобождение Михаила Щепкина. Он устроил подписку на лучшие места в креслах и сам первый выкупил билет за 200 рублей. Многие дворяне, ценители таланта Михаила Семёновича, поддержали эту идею, выкупая подписные места на спектакль за большую сумму. Сам граф Г.С. Волкенштейн к этому времени уже умер, а жена запросила очень большую сумму за своего крепостного (10 тысяч). За спектакль и плюс дополнительную помощь от заинтересованных людей удалось собрать 6 тысяч рублей. Недостающие 4 тысячи внёс князь Репнин-Волконский. С этого времени Михаил Щепкин в 33 года стал свободен. Но чтобы освободить остальных членов семьи он дал обязательство постепенно выплатить долг кнчязю. Репнину.
Летом 1822 года Щепкин с труппой Штейна играл в спектакле "Опыт искусства" в Ровнах, где его увидел чиновник конторы Московских театров, драматург Василий Иванович Головин. "Михаил Семёнович играл в пьесе в трудной роли: то мужчиною, то женщиною," - напишет Головин в отзыве, - "В тысяче видов он заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями". Благодаря этому отзыву Щепкина пригласили в труппу московского театра, который с 1824 года стал называться Малым театром. Он быстро покорил московскую публику и стал ведущим артистом театра. Михаил Семёнович был знаком и дружен с такими замечательными людьми своего времени, как Гоголь, Пушкин, Белинский, Шевченко, Тургенев, Островский. Драматурги в своих пьесах писали роли специально для него. И всегда, и во всём его поддерживала любимая жена. "Моя милая анапская турчанка", - любил он её называть. А в письмах он шутливо обращался к ней "Алёша", а она в ответ называла его "Маша". Жили Щепкины в двухэтажном доме на Большом Спасском переулке, который актёр купил в 1830 году. Просторный дом их с террасой утопал в зелени.
В саду росли фруктовые деревья и много цветов. Обстановка в доме была очень простой. Михаил Семёнович привёз к себе всю родню: отца и мать, сестёр и брата. Вообще, дом их всегда был многолюден. Здесь побывало много знаменитых людей, в том числе и Пушкин, и Гоголь, и Белинский. Кстати, до того как этот дом был снесён в конце 1970-х годов, на нём висела мемориальная доска: "Здесь бывал А.С. Пушкин"
Имеено благодаря Пушкину Михаил Семёнович написал свои воспоминания. Сам он не хотел, говорил, что не умеет писать, но Александр Сергеевич взял лист бумаги и за него начал писать: "Я родился в Курской губернии, Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенка".
Щепкины были очень гостеприимными. Именно с этим домом связано слово "капустники". Сюда приходили молодые актёры и не только молодые. И хозяева угощали гостей пирогами с капустой, а за тем начиналось весёлое представление. Так и появилась традиция "Театральных капустников". В доме Щепкиных иногда жил кто-то из молодых актёров. Жили здесь и престарелые актёры уже отслужившие в театре. И всем этим домом мудро правила Елена Дмитриевна, верная и надёжная помошница Михаила Семёновича.
Она покинула этот дом и этот мир в 1859 году. Свои последние годы Щепкин жил на третьей Мещанской улице, которая сегодня носит его имя.
Летом 1863 года по настоянию врачей Михаил Семёнович уехал на лечение в Ялту, где казалось бы начал поправляться. Его пригласили в Алупкинский дворец. Воронцовы в этот вечер принимали гостей.
Щепкина попросили прочитать отрывок из "Мёртвых душ". Но во время выступления ему стало плохо. Через несколько дней великого актёра не стало.
Сохранился рассказ внука Щепкина о последних минутах его жизни со слов верного слуги Александра:
Михаил Семёнович заболев почти сутки лежал в забытьи. И вдруг, неожиданно соскочил с постели:
- Скорее, скорее одеваться...
- Куда вы, Михаил Семёнович? Что вы!? Бог с вами! Лягте. Удерживал его Александр.
- Как куда? Скорее к Гоголю.
- К какому Гоголю?
- Как к какому? К Николаю Васильевичу.
- Да что вы, родной! Господь с вами! Успокойтесь, лягте. Гоголь давно умер.
- Умер? - Спросил Михаил Семёнович, - Умер... вот оно что.
Низко опустив голову покачал ею, отвернулся лицом к стене и навеки заснул.
В 1853 году во время своей единственной поездки за границу Михаил Щепкин встретился в Лондоне с Александром Герценом. А потом написал ему в письме такую фразу, которая на мой взгляд в чём-то перекликается с нашим сегодняшним временем, и каждый в ней может услышать что-то своё: "Рабы ещё не хотят быть свободными. С чего напала на тебя человеческая гордость делать их свободными против их воли. Быть, так сказать, творцом их счастья. Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте его росту развитием в человеке его нравственного чувства, сейте мысль, но не поливайте кровью. Не хватит сил для всего человечества, будем полезны тем, на сколько нас хватит. Взрастим в них ту же мысль: братскую любовь ко всему человечеству! "
Видеоверсию рассказа можно посмотреть здесь:
Благодарю всех, заглянувщих на мой канал!