Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Зозуля с дипломом" (СССР, 1972), "Между небом и землей" (СССР, 1976), "Аршин Мал-Алан" (СССР, 1945 и 1966): "за" и "против"

Между небом и землей. СССР, 1976. Режиссеры: Михаил Бадикяну, Валерий Харченко. Сценаристы: Михаил Бадикяну, Аркадий Инин. Актеры: Всеволод Абдулов, Лариса Ерёмина, Виктор Перевалов, Роман Ткачук, Б. Монгуш, Анатолий Солоницын, Николай Мерзликин, Семён Морозов, Домника Дариенко, Михаил Бадикяну и др. 16,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссер и актер Михаил Бадикяну (1919-1998) поставил всего три полнометражных игровых фильма, из которых только музкомедии «Между небом и землей удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент. Режиссер Валерий Харченко (1938-2019) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, из которых также только картине «Между небом и землей удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент. Отправившись на армейскую службу, главный герой становится участником вокального трио… Эта музыкальная лента (композитор Александр Зацепин) сначала с успехом шла в кинотеатрах, но в 1979 году Лариса Еремина, исполнившая в фильме «Между небом и землей»

Между небом и землей. СССР, 1976. Режиссеры: Михаил Бадикяну, Валерий Харченко. Сценаристы: Михаил Бадикяну, Аркадий Инин. Актеры: Всеволод Абдулов, Лариса Ерёмина, Виктор Перевалов, Роман Ткачук, Б. Монгуш, Анатолий Солоницын, Николай Мерзликин, Семён Морозов, Домника Дариенко, Михаил Бадикяну и др. 16,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и актер Михаил Бадикяну (1919-1998) поставил всего три полнометражных игровых фильма, из которых только музкомедии «Между небом и землей удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Валерий Харченко (1938-2019) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, из которых также только картине «Между небом и землей удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Отправившись на армейскую службу, главный герой становится участником вокального трио…

Эта музыкальная лента (композитор Александр Зацепин) сначала с успехом шла в кинотеатрах, но в 1979 году Лариса Еремина, исполнившая в фильме «Между небом и землей» главную роль, эмигрировала в США, и картина на долгие годы была отправлена на «полку»…

Мнения зрителей XXI века об этом весьма скромном по своим художественным достоинствам фильме часто противоположны:

«Удивительно душевное, настоящее кино о том прекрасном, что должно быть в человеке. Смотрится как сказка в основном благодаря музыке, пробуждает все самое сокровенное в душе и рождает желание быть лучше, относиться бережнее к жизни и любить окружающих» (Алексей).

«Ничего выдающегося от фильма не ждал, но просмотр реально поверг в уныние: какое же откровенное кинобарахло!» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров

-2

Аршин Мал–Алан. СССР, 1945. Режиссеры Николай Лещенко, Рза Тахмасиб. Сценаристы Мухтар Дадашев, Сабит Рахман (по одноименной музыкальной комедии Узеира Гаджибекова). Актеры: Рашид Бейбутов, Лейла Бадирбейли, Исмаил Эфендиев и др. 16,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Рза Тахмасиб (1894–1980) поставил шесть игровых полнометражных фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских фильмов вошел только «Аршин Мал–Алан».

Режиссер Николай Лещенко (1908–1954) поставил всего один игровой фильм – «Аршин Мал–Алан».

Музыкальная комедия «Аршин Мал–Алан» про то, как главный героей хотел найти себе невесту, пользовалась большой популярностью, и, говорят, даже понравилась не только Сталину, но и председателю Мао.

В 1965 году в СССР был сделан ремейк этого фильма (эта экранизация собрала в прокате 1966 года 16,6. млн. зрителей)…

Поклонников у ленты 1945 года немало и сегодня:

«Прикольный фильм постоянно наслаждаюсь его просмотром, великолепная музыка все актёры замечательные» (Зарина).

«Очень люблю старые музыкальные фильмы, поэтому и эту ленту смотрела с наслаждением» (Аня).

«Сейчас вновь посмотрела этот чудесный, веселый фильм! Как хорошо, что мы смотрим оригинальную авторскую версию, а не раскрашенный суррогат. Атмосфера старого Баку, костюмы, архитектура – все сделано с блеском и большим мастерством. Рашид Бейбутов неподражаем! Его песни за главного героя и за слугу останутся в золотом фонде советской классики! … Первоклассный фильм!» (НВЧ).

«Один из самых любимых моих музыкальных фильмов» (Егор).

«Интересно тут и то, что нельзя усмотреть и тени классовой пропаганды. Все положительные герои фильма (и пьесы) являются "классово чуждыми", но изображены с такой симпатией, которая может посоперничать и с Лениным, и с Кировым. Вот вам и тоталитарное идеологическое государство!» (М. Марков).

Киновед Александр Федоров

-3

Аршин Мал-Алан. СССР, 1966. Режиссер Тофик Таги-Заде. Сценаристы: Тофик Таги-Заде, Мухтар Дадашев (по мотивам одноименной оперетты Узеира Гаджибекова). Актеры: Лейла Шихлинская, Гасан Мамедов, Агададаш Курбанов и др. 16,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Тофик Таги–заде (1919–1998) поставил 14 полнометражных игровых кинолент, но только две из них – остросюжетная история о героическом советском диверсанте (имеющая реальную историческую основу), действующем в 1944 году в Триесте, – «На дальних берегах», и музкомедия «Аршин Мал-Алан» – вошли в тысячу самых кассовых фильмов СССР.

Первая экранизация оперетты Узеира Гаджибекова «Аршин Мал-Алан» была снята ещё в эпоху Великого Немого – в 1916 году. Вторая – с Рашидом Бебутовым (1915-1989) в главной роли – в 1945 году. Долгое время из-за отсутствия полных данных киностатистики именно она считалась наиболее популярной у зрителей: 16,3 млн. зрителей.

Но на самом деле экранизация Тофика Таги-Заде собрала даже большую аудиторию: 16,6 млн. зрителей. Правда, здесь надо учесть, что население СССР в 1966 году было гораздо больше послевоенного.

Киновед Александр Федоров

-4

Зозуля с дипломом. СССР, 1972. Режиссеры: Вадим Ильенко, Игорь Самборский. Сценаристы: Вадим Ильенко, Павел Мовчан, Сергей Шеметило. Актеры: Владимир Старостин, Антонина Лефтий, Нонна Копержинская, Василий Симчич, Сергей Иванов и др. 16,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Вадим Ильенко (1932-2015) поставил шесть полнометражных и игровых фильмов, но только комедии «Зозуля с дипломом» удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Игорь Самборский поставил всего три полнометражных игровых фильма, но два из них («Разведчики» и «Зозуля с дипломом») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Зоотехник Максим Зозуля влюбился в зав.птицефермой Наталку...

При отсутствии важной идеологической темы и знаменитых авторских имен простенькая комедия «Зозуля с дипломом» была удобной и легкой мишенью для советской кинопрессы.

Кинокритик Дмитрий Писаревский писал в «Спутнике кинозрителя», что «пересказ не дает представления о том, что в фильме действительно смешно и что вымучено, что свежо, а что отдает нафталином. Заметим лишь: есть в фильме и то, и другое» (Писаревский, 1972: 12).

Киновед Виктор Демин (1937-1993) упрекнул эту комедию в ложном глубокомыслии и назидательности (Демин, 1973: 3).

Но наиболее строг был кинокритик Юрий Богомолов (1937-2023): «Невыразительные люди, едва отличимые лишь по лицам актеров, попадают в откровенно бессмысленные ситуации. … Здесь разыгрывается несколько комедийных сцен, слишком натужных, чтобы стать смешными. …

В подобных случаях правила жанра, поверхностно понятые и спекулятивно использованные, особенно чувствительно мстят за себя. И поражение всегда безоговорочно.

Давно замечено, что в зрительских опросах в графе «худший фильм года» чаще всего фигурируют комедии. Скорее всего, не потому, что они, в самом деле, худшие.

Комедия — это всегда нечто большее, чем жанр, это еще и обещание некоей человеческой общности, которое будучи нарушено, да к тому же самым бесцеремонным образом, особенно задевает и обижает людей» (Богомолов, 1973: 63-65).

У сегодняшних зрителей «Зозуля с дипломом» вызывает реакции самого разного толка:

«Отличнейший, добротный, лёгкий и очень добрый фильм, незаслуженно всеми забытый. А ведь он из разряда тех, который поднимает настроение и не даёт грустить» (Алексей).

«Сценаристам и режиссёрам упрек: несоответствие должности! Актёрам играть просто нечего. Зозуля просто ни-ка-кой!» (Саздинец).

Киновед Александр Федоров