Вот вам ещё один повод для любителей кричать: потри американца, и внутри ты обязательно увидишь немца! Ну, вы знаете — операция «Скрепка» и всё такое прочее. Типа, половина американского научно-технического прогресса была основана вывезенными в США из Германии нацистами. Ну а всё остальное сделали немецкие эмигранты. И теперь — ещё одна тележка с пряниками, которая переворачивается на улице подобных конспирологов. Щупальца Германии замечены не только в НТР, но даже в культуре и моральных изменениях. И все благодаря одной лишь игрушке. В общем, история одной куклы, но с внезапным поворотом. Все как мы любим. Итак, уже чуть позже, чем просто послевоенная Германия. 1953 год. Всё, конечно, идет не очень хорошо, но жизнь продолжается и даже местами быт налаживается. Рабочие стоят у станков, товары циркулируют, деньги мутятся. В свет выходит первый номер газеты Бильд. И художник Рейнхард Бютиен тут же получает срочное задание — во время вёрстки этого выпуска немного просчитались, и за 40 минут до выхода, выяснилось, что осталось пустое место на странице. Надо чем-то срочно заполнить полосу. СРОЧНО Я СКАЗАЛ!!!!
Вначале художник написал комикс про малыша (символ таблоида), который ставит на уши весь дом. Но редактор сказал, что подобное как-то не для целевой аудитории. И поэтому Рейнхард родил следующего персонажа на основе этого малыша. Получилась такая смесь Бриджит Бардо, Мэрилин Монро и ребёнка. Это стало мгновением, когда на свет появилась Бильд Лилли. Своенравная, красивая и откровенно сексуальная девушка с детским наивным взглядом на реальность. Работая секретаршей она, с одной стороны, презирала мужскую власть и эгоизм, с другой — была... ну, скажем так, не против внимания со стороны противоположного пола. С радостью принимала подарки от своих ухажёров, всё время находилась в поисках богатого жениха и прочее. Короче, комиксы были явно недетские, но взрослым читателям вполне себе заходили. Девушка была фигуристая, остроумная и в карман за словом не лезла. К тому же Рейнхард в комиксах всячески подчёркивал сексуальность её фигуры, в одетом виде или даже ню. Ну да, понимал свою целевую аудиторию.
И вот через год газета, оценив общий настрой читателей, решили перейти на уровень мерча и выпустить эту героиню в виде подарочно-сувенирной куклы. В качестве разработчика они выбрали компанию по производству игрушек O&M Hausser. Под руководством Макса Вайсбродта — дизайнера кукол, были пересмотрены буквально все вышедшие к тому времени комиксы, работа шла совместно с Рейнхардом и в результате сотрудничества появилась пластиковая кукла. Проблема была в том, что рисунок это одно, а вот 3D фигура в пластике — совсем другое. Поэтому пришлось немного видоизменить ТТХ девушки. Кое-что прибавить, кое-где убавить. И да, как вы понимаете, эта «кукла» тоже была не для детей. Такая пинап модель в различных одеяниях и зачастую не самых скромных. При этом при её создании было выдано целых три патента — на уникальную систему шейного шарнира, который позволял поворачивать голову по «наклонной», на крепление волос к «скальпу» и даже на бёдра. Раньше, все пупсы садились, раздвигая ноги в стороны (помните хтонические советские куклы из 1970-х), а сейчас, Лилли можно было сажать привычным для всех нынешних кукловодов образом — вытянув ноги вперёд, оставляя их параллельными.
Куклу, как вы понимаете, продавали далеко не в магазинах игрушек, а там, где водились покупатели постарше — в табачных лавках, автомастерских, барах и даже в магазинах игрушек для взрослых. Их часто раздавали в качестве приколов на мальчишниках или вечеринках. Плюс их использовали как сувениры в самой газете — они распространялись в тубусах, в каждый из которых вкладывали специальный номер Бильда. А теперь, внимание шок-факт — часть этих кукол создавались под заказ. То есть можно было легко превратить её в необычный подарок для девушки (а Бильд, одно время активно напирал на это направление и даже выпускал комикс про Лилли, где ей дарили Бильд Лилли). А значит — такую куклу можно было легко персонализировать, например, сделать специальный цвет волос, или в уникальном гардеробе, снимки которой можно было выслать в компанию по производству кукольной одежды. Некоторые фирмы заказывали для подарков свои собственные куклы выполненные в «брендированных костюмах». И это объясняет тот факт, что сейчас, если сейчас вы коллекционируете Лилли — перед вами просто непаханое поле для поисков. Их было множество видов.
И вот, вскоре эта Лилли обросла целым гардеробом. Все её наряды были стандартизированными, а значит — взаимозаменяемыми, и вот уже она становилась звездой вечеринки, клёвой барменшей, стриптизершей из торта, танцовщицей в кабаре, автогонщицей и так далее. Всего было выпущено около 130 тысяч экземпляров. И понятно, что, несмотря на свою не самую положительную репутацию в обществе, вскоре к этой кукле потянулись и девочки. Как писали позднее историки — дети уже устали от привычных пупсов и одинаковых бесполых болванчиков. Им требовался какой-то новый ориентир. Знаковая фигура или пример для подражания. Взрослая, независимая, богатая и с кучей одежды, которую на неё можно примерять. И в Германии такой моделью стала Билд-Лилли. Пусть цена была высоковата для обычной игрушки (за эти же деньги в то время можно было купить, например, новый пылесос), но спрос продолжал давить предложение. И разработчики игрушек поняли, что возможно маркетологи как-то не очень хорошо определили, кому надо её продавать. Немного видоизменив её образ, они начали плодить... Да практически всё.
Кукольные домики, мебель, предметы, и, естественно, новые наряды. Всё это покупалось, шилось самостоятельно, создавались рукодельные аксессуары. Фан-сообщество ширилось и отпочковывалось в разные стороны. И вскоре она даже начала постепенно выбираться за пределы Германии. Лилли появлялась в Италии, заглянула в скандинавские страны. Гонконг нагло копировал этих кукол (качество было хуже). В Испании тоже попробовали сделать что-то подобное, и даже добавили красотке талию на шарнире. Правда, местная консервативная публика не оценила сексуальность форм и продажи провалились полностью. Но во все эти свои новые поездки кукла уже шла как простая детская игрушка, пусть и непривычной формы. И в этой ипостаси Лилли даже попыталась проникнуть в США. Но даже там, журналистка из The New Yorker всё равно заклеймила новинку секс-куклой.
Но было уже поздно. Ещё до инфильтрации Лилли в США, некто Рут Хэндлер путешествовала по Европе и покупала разных кукол для своей коллекции. Но у неё такое занятие было не для удовольствия, а по работе. Ведь Рут Хэндлер была не просто так тётенька, а очень даже большая бизнесвумен с важными связями — одна из основательниц компании... Mattel! Да, вот вам и тот самый поворот. Рут Хэндлер была в восторге от куклы, которая изображала уже взрослую состоявшуюся девушку. Её дочь любила играть с бумажными фигурками, которые не были похожи на пупсов и Рут это не раз замечала. Значит, девочкам не нужны символы детства. Им бы образы взросления дать — решила она. Долгое время, пытаясь убедить коллег в этом направлении, сейчас она получила довольно весомый довод — мол смотрите, немцы то нас обскакивают в этом направлении. Кукла пользуется популярностью, вот даже в США её заметили, чего говорить про Европу. Так что она взяла дизайн этой куклы и переработав создала Барби (в честь дочери)! Mattel показала первый экземпляр на Нью-Йоркской ярмарке игрушек 9 марта 1959 года. Забавно, что при всём прочем, основная переработка в дизайне заключалась в изменении цвета кожи у Барби. По сравнению со своей арийской предшественницей она стала более светлого оттенка.
Но тут выяснилась одна проблема — права на куклу в США уже были у компании Луи Маркса. И они запустили продажи своей новой игрушки — Miss Seventeen. Поэтому в 1964 году, фирма Mattel купила вообще всё, что было связано с Лилли в юридическом плане. Кстати, забавно, что именно тогда один из основателей O&M Hausser — Рольф Хауссер, осознал, как США нагло плодит куклы, в которых даже непосвящённый узнает их Лилли. А уж создатель, так и вообще с первого взгляда увидел в ней своё творение и хотел тут же подавать в суд. Но Рольфа, отговорили, напомнив, что сейчас Германия находится не в лучшей позиции для судилища, ведь все помнят, чтобы было 15 лет назад. И наверняка в международных инстанциях американскую компанию признают правой. На Рольфа давили в течение всех переговоров, игнорируя требования процента с продаж. Пришлось продать права просто за довольно крупную сумму денег. Но, к сожалению, они не спасли компанию и вскоре O&M Hausser обанкротилась. И так получилось, что права на игрушку полученные Mattel от Рольфа оказались помощнее, чем права на образ, которые были у Маркса (приобретённые у Рейнхарда). Поэтому производство Miss Seventeen, внезапно ставшими пиратскими, в США пришлось закрывать. И это значит, что, последний конкурент на рынке был повержен. Производство остальных клонов Лилли по миру было прекращено. И в результате должна была остаться только одна! И этой одной и стала Барби.
P.S. Возможно, вы тут вспомните про Барби фильм? Самое смешное, что и здесь ловкая секретарша обскакала своего потомка на 65 лет. В 1958 году вышел игровой фильм об этом персонаже — Lilli — ein Mädchen aus der Großstadt («Лилли, девушка из большого города»). Там правда был детектив и не про куклу, а про журналистку, которая случайно оказывается замешанной в историю про убийство, да и критика об этом фильме не очень лестно высказалась. Но всё равно — хотя Барби и заняла своё место в поп-культуре, она была всего лишь копией. Пускай и не все об этом знают.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще
о многом интересном. А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А
еще там бывают всякие новости.