Здесь повсюду дух Шурале
И эчпочмак предпочтут пастиле.
Как заверил нас экскурсовод, Казань зажигается самостоятельно! В том смысле, что никто вручную освещение в городе не включает, а все происходит автоматически, согласно солнечному дню. Цивилизация!
Первой точкой осмотра стал не что иное, как театр кукол «Экият», и если днем вызывает всевозможное восхищение своей сказочностью, то, как только включается подсветка, это превращается в диво-дивное, от которого глаз невозможно оторвать.
Снизу многочисленные колонны в круглой нише горят теплым желтым цветом, а фиолетовые светодиодные лампочки добавляют акцентированности. Далее первый этаж освещен слабо, где-то внутри теплый слегка приглушенный свет, а сами перекрытия в темноте, но это не значит, что тут экономят, сделано это для того, чтобы второй этаж, сам замок выглядел эффектней. Это удалось!
Боковые башни четырехэтажного замка-дворца украшены золотыми куполами, изящными флюгерами, фасад декорирован витражами, сказочными часами – все это горит, подсвечивается, будто там внутри творятся чудеса. А на фоне ночного, безоблачного неба – эти мягкие желтые, красные, синие цвета еще больше контрастируют и предают ошеломительный эффект. А вот над Маленьким принцем света нет вообще – только его тень, но узнаваемая и тоже обращает на себя внимание.
Дальше следовало двигаться вперед, к этнодеревне, она через дорогу. "Туган авылым" с татарского переводится как «родная деревня». Чего греха таить, этнографии тут полно. Настоящая уютная деревенька с бревенчатыми домиками и прудом, сделанная на современный лад. Здесь можно узнать о традициях, культуре и быте татарского народа, а также попробовать национальную кухню.
Деревушка была полна людей, что лишний раз говорила о её востребованности. Но больше всего заинтересовало два объекта: очередной памятник традиционному татарскому пирожку – эчпочмаку, а также памятник духу леса – Шурале, герою поэмы Тукая. Этого персонажа можно было лицезреть у исторического здания театра Камала, но не одного - в компании смекалистого и храброго юноши Батыра, то здесь Шурале одинок. Сидит на столь любимом ему бревне, подперев одну ногу. Весьма развязно сидит, уверенно, о чем-то задумался.
Закончив приятное времяпрепровождение в этнодеревни, мы направились в наш автобус. Через всю вечернюю Казань добрались до Дворца земледельцев.
Если ночью все кошки серы, но в Казани ночью блистательный, пафосный дворец Земледельцев зеленеет, причем не столь сам дворец, сколько его стеклянный купол, встроенное в архитектуру (фасад) здания, бронзовое дерево высотой в 20 метров и аккуратно подстриженные ели возле дворца, высаженные по периметру главного фасада. А сам дворец подсвечивается тусклым белым цветом, что вкупе придает загадочности, этакий граф дракула внутри.
Сам дворец находится в престижнейшем месте. С одной стороны – элитные дома ЖК «Дворцовая набережная», с другой – Казанский Кремль с мечетью Кул-Шариф видны как на ладони, они эффектно подсвечиваются и приковывают взгляд, а сам дворец смотрит на реку Казанку и на прекраснейшие объекты противоположного берега. Туда направились и мы, после интенсивного фотографирования.
До центра семьи «Казан» пришлось идти достаточно долго – во всю шла подготовка к «VK Fest», поэтому наш автобус остановился примерно за километр до точки. Но ничего, прогуляться тоже было неплохо. Признаться, в «Казане» (в народе «Чаше») ни разу не был. А это, как никак, главный дворец бракосочетания Казани и республики Татарстан, построенный в оригинальном архитектурном стиле в 2013 году. Автором столь интересного сооружения выступил бурятский скульптор Даша Бальжанович Намдаков. Процесс строительства занял ровно 500 дней. Местом для нового дворца бракосочетаний послужила насыпная площадка круглого полуострова на правом берегу реки Казанка. Наблюдать за той же подсветкой Кремля, и иных сооружений с этой стороны интересно, по-другому раскрываются цвета.
Загс же имеет форму большого котла над арочным таганом. Тюркское слово «казан» означает котел для приготовления пищи. Традиционно такие казаны используются для приготовления блюд в странах Северной Азии. Необычная форма постройки таит в себе скрытый смысл: казан символизирует трепетное отношение татарского народа к семейным ценностям. Стены центра семьи украшены орнаментами – именно такими, которые были изображены на платьях татарских невест много лет назад.
Даже звуки различных железных конструкций, бригадиров, администраторов неподалёку, не мешало насладиться прилегающей территорией. Рядом со зданием находятся ухоженные зелёные газоны, удобные скамейки и клумбы с цветами, огороженная набережная и самое главное, оригинальная скульптурная композиция «Он и Она» того же самого Даши Намдакова.
Это основные символы Казани – Зиланты и крылатые Барсы с детенышами. Их изображениями также украшены стены казана. Эти скульптуры символизируют верность и нерушимость брачного союза и расставлены мифические животные по всему периметру семейного центра.
Зилант, в переводе с татарского языка означает «змей», однако из-за того, что его изображают с крыльями, местные чаще называют его драконом. По приданию один казанский хан решил обосновать город на местности, где обитало много змей. Их решили сжечь, но один из них, крылатый, все же смог спастись: в обмен на жизнь, зилант пообещал быть хранителем татарского народа, и по сей день, он оберегает город от невзгод. Согласно легенде, зверь обитал на горе вблизи от реки Казанка, но, когда в 1560 году там по приказу Ивана Грозного был построен православный монастырь, существо переселилось в озеро Кабан, где обитает и сейчас. Помимо прочего эти мифические существа олицетворяют благополучие, плодородие и мудрость.
Самец стоит на страже, в то время как самка сидит вместе с малышами. Размер их — внушительный («Он» достигает высоты 7,8 м, «Она» — 6 м). Не скажу, что они выглядят отменно, скорее несколько жутковато: худые, длинные, как гусеницы, с крыльями и хвостом. Увидел бы дома такого – возможно, наложил бы в штаны.
Ворота охраняют крылатые мощные Барсы с детёнышами - выглядят куда более выигрышно, интересней. Это еще один символ Татарстана, который изображен на гербе. Они символизируют всю мощь этого народа. Самцы представляют собой силу и защиту семейства, а самки изображены оберегающими свое потомство. Данное животное является тотемным для татарского народа: этот символ использовался волжскими булгарами еще в VII веке. В древности люди верили в родство животных и человечества, а одно из племен в Булгарии носило имя барсил. Изображение животного с крыльями означает его приближенность к небу и счастью.
В темное время суток Центр семьи особенно красив, в этом убедился лично. Яркая вечерняя подсветка окрашивает «Казан» в разные цвета. Необычно расположенные под чашей казана прожекторы над арками создают иллюзию горящих под котлом языков пламени, который никогда не должен потухнуть. Второго такого здания вряд ли можно увидеть – это уникальное творение без аналогов.
На колесо обозрения «Вокруг света» засматривался давненько: всякий раз, когда глядел на Казанку с разных сторон. Стоит, красавец, переливается, крутиться… И вот мы тут. Выстроившись в ряд, гид с работником парка запускал по очереди, парами-тройками, кто как хочет.
Колесо необычное, каждая из кабинок тематическая и соответствует 36 красивейшим городам мира и внутри каждой звучит музыка, соответствующая стране. Катаешься, слушаешь музыку, наблюдаешь за ошеломительными видами вечерней Казани, особенно за мостом «Миллениум», который мне также не терпелось поглядеть с высоты птичьего полета. Сочно алую букву «М» не сложно отыскать на городской панораме. Это не только самый высокий мост в Казани, но и самый красивый, так считаю.
Вечерняя Казань, звездное небо бесподобное, но вот что интересно. Мы сидели в кабине «Гавана», столице Кубе и предполагалось, что будет, как и заявлено музыка региона, но вместо Боба Марли, играла какая-то электронщина. Вроде ничего такого, но как говорится, осадочек, осадочек!
Тут я, пожалуй, покину вас ненадолго. Статья закончена.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал, я обещаю Вас радовать новыми очерками.