Найти в Дзене
Грани фактов

Забытые в песках, что стало с армией, которую Наполеон бросил в Египте

Все помнят, как Наполеон триумфально вернулся во Францию, чтобы стать первым консулом, а затем и императором. Герой нации. Но вот вопрос- а что стало с тридцатью тысячами солдат, которых он, по сути, оставил посреди враждебной страны, отрезанной от дома? Их историю почему-то вспоминают куда реже. В августе 1799 года генерал Бонапарт тайно отплыл из Египта. Об этом не знала даже его собственная армия. Солдаты и большинство офицеров узнали, что их командующий убыл, уже постфактум. Вся полнота власти- и ответственности- свалилась на генерала Клебера, который получил от Наполеона письмо с назначением. Уже после отплытия последнего. Положение было, незавидным. Армия таяла. Не столько от боев, сколько от болезней- чума и дизентерия косили людей сотнями. Боевой дух упал ниже некуда. Солдаты оказались в ловушке. Среди раскаленных песков, враждебного населения, без связи с родиной. Британский флот адмирала Нельсона полностью блокировал побережье, так что ни подкреплений, ни припасов ждать не пр

Все помнят, как Наполеон триумфально вернулся во Францию, чтобы стать первым консулом, а затем и императором. Герой нации. Но вот вопрос- а что стало с тридцатью тысячами солдат, которых он, по сути, оставил посреди враждебной страны, отрезанной от дома? Их историю почему-то вспоминают куда реже.

В августе 1799 года генерал Бонапарт тайно отплыл из Египта. Об этом не знала даже его собственная армия. Солдаты и большинство офицеров узнали, что их командующий убыл, уже постфактум. Вся полнота власти- и ответственности- свалилась на генерала Клебера, который получил от Наполеона письмо с назначением. Уже после отплытия последнего.

Генерал Клебер
Генерал Клебер

Положение было, незавидным. Армия таяла. Не столько от боев, сколько от болезней- чума и дизентерия косили людей сотнями. Боевой дух упал ниже некуда. Солдаты оказались в ловушке. Среди раскаленных песков, враждебного населения, без связи с родиной. Британский флот адмирала Нельсона полностью блокировал побережье, так что ни подкреплений, ни припасов ждать не приходилось. А с востока уже шла огромная османская армия. Тупик.

Клебер, будучи человеком прагматичным, решил договариваться. Он начал переговоры с турками и англичанами о почетной эвакуации. Просто чтобы спасти людей. И почти договорился- была подписана конвенция в Эль-Арише. Французы должны были покинуть Египет с оружием и знаменами. Но тут вмешался британский адмирал Кейт- он потребовал, чтобы французы сдались как военнопленные.

Это было унижение. Клебер зачитал это требование перед строем своих солдат и закончил короткой фразой- "На подобную наглость мы должны отвечать только победами". И он ответил. В битве при Гелиополисе 20 тысяч французов наголову разбили 60-тысячную османскую армию. Победа была полной, но она ничего не решала стратегически. Армия все так же оставалась в блокаде.

Картин "Битва при Гелиополисе"
Картин "Битва при Гелиополисе"

Пока солдаты воевали и умирали, приехавшие с армией ученые- их было больше сотни- делали великие открытия. Они изучали древние памятники, описывали флору и фауну, зарисовывали руины. Именно тогда нашли Розеттский камень, который позволил расшифровать иероглифы. Так что военная катастрофа обернулась научным триумфом. Как бы парадоксально это ни звучало.

Высадка англичан в Абукире
Высадка англичан в Абукире

Судьба самого Клебера оказалась трагичной. В июне 1800 года, на пике своего успеха после победы, его в Каире убил сирийский студент-фанатик. Это стало для армии смертельным ударом. Командование принял генерал Мену- личность крайне неоднозначная. Он был полной противоположностью Клебера. Мену принял ислам, взял себе имя Абдалла и решил, что сможет удержать Египет и сделать его французской колонией навсегда. Решение, оторванное от реальности.

Мену
Мену

Финал был предсказуем. В 1801 году англичане высадили мощный экспедиционный корпус. Ослабленные, деморализованные и плохо управляемые французские войска были разбиты. Генерал Мену капитулировал. Правда, на почетных условиях- остатки армии, около 20 тысяч человек, вместе со всем научным багажом были вывезены на британских судах во Францию. Мену вернулся с ними, в опалу не попал, занимал должности среднего калибра (губернатор Венеции и т.п.)

Наполеон же к тому времени уже прочно сидел в кресле первого консула, купаясь в лучах славы египетского похода, который он представлял как сплошной триумф. А брошенная им армия стала просто ступенькой в его карьере.