Найти в Дзене

Всем, кто не верит в терапию. И всем, кто проживает кризис среднего возраста: Когда Ницше плакал - Ирвин Ялом

С писателем, а также психологом и психиатром я уже знакома по книге “Дар психотерапии”. Произведение, представляющее собой сборник небольших эссе по темам, оставило в душе неизгладимый след, раскрыв профессию не просто с технической стороны процесса терапии, но именно с точки зрения дара исцеления и исполнения миссии = служения человеку. К Ирвину Ялому я прониклась большой симпатией и благодарностью за его труд и вклад в популяризацию работы над собой, также за те моральные и этические стороны, которые он поднял и подсветил в книге. “Когда Ницше плакал” - произведение иного рода, почти классический роман, героями которого являются реальные люди. Часть событий, некоторые черты характеров и даже взаимодействия персонажей имели место в реальной жизни, и всё-таки по большей части это художественная выдумка, большую ценность здесь представляет сам сюжет и его развитие. СЮЖЕТ Если коротко: к заслуженно известному и талантливому терапевту поступает неожиданное и дерзкое предложение от яркой и

С писателем, а также психологом и психиатром я уже знакома по книге “Дар психотерапии”. Произведение, представляющее собой сборник небольших эссе по темам, оставило в душе неизгладимый след, раскрыв профессию не просто с технической стороны процесса терапии, но именно с точки зрения дара исцеления и исполнения миссии = служения человеку. К Ирвину Ялому я прониклась большой симпатией и благодарностью за его труд и вклад в популяризацию работы над собой, также за те моральные и этические стороны, которые он поднял и подсветил в книге.

“Когда Ницше плакал” - произведение иного рода, почти классический роман, героями которого являются реальные люди. Часть событий, некоторые черты характеров и даже взаимодействия персонажей имели место в реальной жизни, и всё-таки по большей части это художественная выдумка, большую ценность здесь представляет сам сюжет и его развитие.

СЮЖЕТ

Если коротко: к заслуженно известному и талантливому терапевту поступает неожиданное и дерзкое предложение от яркой и харизматичной особы - вылечить подающего огромные надежды философа и мыслителя от любовной тоски. Но вместо классических процедур и лекарств доктору предлагает исцелять больного - кстати, бывшего любовника этой самой особы - разговорами и, что важно, делать это тайно, поскольку философ горд и строптив. И хоть он и находится в крайней степени изнеможения от сердечных терзаний, помощь в обычной форме точно не примет.

Доктор Брейер настроен скептически, считая затею невозможной - ровно до момента знакомства с больным - Фридрихом Ницше. Последний оказывается человеком глубоким и целостным, общение с которым становится интересным и наполняющим - от такого доктор уже не может отказаться.

Поэтому рождается новый и вроде бы логичный план, который создает между врачом и пациентом необычную, но в принципе честную договоренность: первый бесплатно лечит в своей больнице, второй …. лечит тоже! но не в больнице, а посредством бесед. Доктор Брейер, представленный нам изначально человеком успешным и состоявшимся, на деле проживает глубокий личностный / экзистенциальный / среднего возраста кризис - и тоже мечется, и тоже страдает: от нелюбви к жене, от недовольства своей наполненной и одновременно пустой жизни, а главное - изнывает от страсти к своей уже бывшей пациентке…

Примерно четверть книги уходит на создание и разъяснение декораций происходящего - эта часть читается легко и с большим интересом, здесь есть интрига и ожидание развязки. При этом, автор - он ведь психолог и психотерапевт - повествование сопровождает всячекими мудрыми вставками. Читать одновременно и легко, и приятно, и полезно.

Но соль, конечно, в самом лечении - диалогах героев. И здесь отдельное вау - нам демонстрируют сначала разговор, а далее размышления каждого, и после - проживание каждым инсайтов и озарений. Следить за этим, особенно если находишься сам в терапии, невероятно увлекательно и в то же время необычно. Есть ощущение, что ты буквально подсматриваешь и читаешь чужие мысли…

К этой части я еще вернусь, закончив с сюжетом - тут уже кратко говорю, что автор удовлетворяет созданную художественную интригу и даёт классную, точно внезапную развязку. Обойдусь без спойлеров и далее поразмышляю свободно.

Поскольку события разворачиваются во времена, когда психотерапия вот только изобреталась, главные герои просто беседуют, разговаривают, задают вопросы и отвечают, но главное - ничего не говорят друг другу прямо, добиваясь таким образом именно эффекта озарения, то, что сейчас именуют инсайтом.

Что увидела я?

ГЕРОИ

Йозеф Брайер - заложник социально одобряемого образа жизни, который при всех внешних достижениях в виде карьеры, детей, жены и большого количества денег глубоко несчастен. И всё вышеперечисленное вызывает досаду и тоску, даже отчаяние - ведь он влюблён в недостижимый для себя объект - бывшую пациентку Берту. Это выглядит как классический перелом человека, который жил по чужим установкам для формирования внешнего благополучия, но к 40 годам внутри оказался разбитым, потерявшем надежду и радость. Через наводящие вопросы Ницше выводит доктора на мысль о необходимости принятия ответственности за свою жизнь, смещая фокус с порочной страсти на несчастный брак, на необходимость принятия решений и перемен…

Он продолжал: «Внезапно я постарел. Я вдруг понял, что я старик, погребенный в жизни — в профессии, в карьере, в семье, в культуре. Все это было мне навязано. Я ничего не решал. Я должен дать себе шанс! Я должен дать себе возможность найти себя

Фридрих Ницше при изначальном диагнозе “тоска” на деле выглядит более здоровым - в процессе “лечения” он предстаёт человеком, который мыслит, ищет и развивается, а его невроз - это лишь удобная и понятная форма существования, которую он (о, удивительно!) тоже выбрал сам. Ровно также, как и страдание по бывшей возлюбленной.

У меня бывают мрачные периоды. А у кого их не бывает? Но они не властны надо мной. Это не моя болезнь, это моя жизнь. Можно сказать, что я осмеливаюсь их иметь

Таким образом перед нами разворачиваются сразу два кейса:

Первый случай носит более массовый характер, уверена, многие читатели (из тех, кто готов) узнали в нём себя. Лично мне метания доктора Брейера абсолютно ясны, особенно ощущение неудовлетворенности, будто живёшь не своей жизнью. Со мной это случилось в возрасте 30 лет и вот забавно, я (всё-таки!) развелась. К этому мы еще вернемся.

Ницше представляет на мой взгляд случай более редкий, когда человек, находящийся на пути познания, вдруг начинает плутать и истязать свою же душу страданиями. Хочется добавить термин “с мазохизмом”, но ведь герой об этом как раз и не догадывается, и в этом соль, и в этом главное его озарение - большой результат терапии.

Благодаря мастерству автора, читатель имеет возможность не просто лицезреть внутренние трансформации, но замечать сам механизм - как винтик за винтиком - слово за словом каждый из героев совершает движение сердца и разума и приходит к большим открытиям.

ТЕРАПИЯ ЧИТАТЕЛЯ

Параллельно, как и бывает в терапии - обсуждаются и поднимаются темы очень важные и мудрые, я как раз писала об этом выше - что книга буквально напичкана простыми и оттого сложными инсайтами:

  • о психосоматике, как человек сам выбирает свою болезнь
Говоря простым языком, человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь!
Я полагаю, возможно выбирать болезнь непреднамеренно, выбирая тот образ жизни, который становится источником стресса
  • о том, что воспринимаемый мир не есть реальность, а лишь личная интерпретация (подробнее об этом в книге “Нет эго - нет проблем”):
Эти несчастные фантазмы не являются частью человеческой реальности. Все видимое относительно, равно как и все известное нам. Мы сами создаем все свои переживания. И все, что мы сами создали, мы сами можем и уничтожить
  • о необходимости сбрасывать оковы из навязанных убеждений, установок и воспитания, которые чаще всего сопровождаются приставкой “должен”
Лучше, Йозеф, намного лучше иметь смелость менять свои убеждения. Долг и преданность — это обман, мистификация, занавес, за которым можно укрыться. Самоосвобождение — это священное нет, даже долгу
  • о неизбежности волнений и тревог, если выбираешь быть живым, настоящим человеком:
Спросите себя: „Кто спокоен, кто находится в безопасности, благоустроен и бесконечно бодр?“ Я подскажу вам ответ: только те, кто плохо видит, — народ и дети!
  • более того, о необходимости и важности кризисов, как точке роста:
Человек должен носить внутри себя хаос и неистовство, чтобы породить танцующую звезду
  • и даже о тонком процессе терапевтирования, где психолог только подводит, но никак не принимает решения за пациента:
Нет, проводник должен быть мостиком над стремниной, но не может быть костылем. Проводник должен рассказать обо всех испытаниях, что ждут его ученика. Но он не может выбирать за него путь

ДЛЯ МЕНЯ

На текущий момент времени, безусловно, герой Ницше мне ближе гораздо - несколько лет назад я приняла пилюлю прозрения = приняла полную ответственность над своей жизнью. Однако кризисы самопознания случаются неизбежно, конечно, из них я выхожу, но с переменным успехом и последствиями. Чтобы вам было понятнее, вот слова Фридриха, которые нашли в моей душе самый трепетный отклик:

Все серьезные мыслители подумывают о самоубийстве, — заметил Ницше. — Это опора, которая позволяет нам пережить ночь

Вообще на всё, что связано с процессом самопознания хочется обратить отдельное внимание - устами философа Ирвин Ялом очень верно доносит все сложности, с которыми сталкиваешься на этом интересном, но дико трудном пути:

Но я знаю, что в тихую ночь выпадает самая обильная роса
Ничто есть все! Чтобы стать сильным, тебе для начала потребуется пустить корни в ничто и научиться жить в самом одиноком одиночестве
одни желают мира в душе и счастья, они должны верить и обращаться к вере, а другие стремятся найти истину, и они должны отказаться от мира в душе и посвятить жизнь исследованию
Убив бога, вы должны выйти из-под защиты стен храма
„Да, это мой выбор!“ Дух человека создает принятые им решения!

То, что попало и даже “вылечило” меня - я снова привожу цитаты - нужны ли здесь комментарии?

Как мне бы хотелось, чтобы вы были добрее, великодушнее к человеку в себе!
Вы сами говорили мне, что мы состоим из нескольких частей, каждая из которых требует выражения. Мы можем нести ответственность только за окончательный
Мое прощальное пожелание вам, мой дорогой друг: чтобы слово „непростительное“ было вычеркнуто из вашего словаря

Вообще о самопринятии - себя и своей жизни было сказано многое. И это здорово, потому что иногда самобичевание и проживание стыда со временем становятся не просто частью, а способом существования:

Amorfati— выбирай свою судьбу, люби свою судьбу

С чем я не согласна, так это с концовкой книги.

И аккуратно, далее будет спойлер:

Безусловно, я апеллирую на свой личный опыт, но доктор Брейер должен был развестись! И да, я верно поняла смысл внутреннего превращения героя - неудовлетворение семейной жизнью и порочные желания были следствием нагнетания внутреннего конфликта. И всё-таки мне кажется, что Ирвин Ялом - я позволяю себе такую читательскую вольность - поступил просто благоразумно и выдал более “сказочный” финал, ограждая какого-то неискушенного рефлексией читателя от необдуманного решения.

На чём основывается моё мнение? Брак, который однажды заключили две незрелых личности под натиском внешних условностей и правил - каким вдруг образом он будет спасён? Я испытываю и понимание, и сочувствие к жене доктора, однако по беглым вставкам она произвела впечатление женщины глубоко спящей, которую не то, что невозможно разбудить, но которая уже не хочет просыпаться.

Здесь я привожу слова, адресованные еще одной больной - Берте, но я нахожу их подходящими и в адрес супруги (которая отрицала всякую мысль о разводе и возможности вести свободную = самостоятельную жизнь):

Может, она отказалась не только от выбора, но и от самого осознания этого

И вряд ли станет той героиней, которую нам приводят в следующей цитате:

Русские женщины не обладают большей независимостью по сравнению с венскими, но эта русская женщина провозгласила свою свободу: она отреклась от семьи, она требует образования, она пользуется своим правом выбирать ту жизнь, которую ей хочется. И ты можешь делать это! Ты свободна делать все, что тебе заблагорассудится!

(да-да, не спешите возражать и спорить, я знаю, что пробуждаться или нет - законный выбор каждого, выбор не терпящий критики и возражений)

Вероятно, здесь имеет место быть открытая концовка, в которой оба супруга ушли в работу над собой и смогли изменить отношения между, однако… Я всё-таки выражаю скпепсис по поводу развертывания данного сценария в реальной жизни.

И! … в качестве аргумента воспользуюсь словами самого автора, который весьма точно и конкретно обосновал необходимость развода:

Чтобы вырастить детей, вы должны вырасти сами. Иначе вы будете заводить детей от одиночества, под влиянием животных инстинктов или чтобы законопатить дыры в себе. Ваша задача как родителя состоит не в том, чтобы произвести на свет свое подобие, очередного Йозефа, — это более высокое предназначение. Задача состоит в том, чтобы произвести на свет творца. А ваша жена, — безжалостно продолжал Ницше. — Разве брак не стал для нее такой же тюрьмой, как и для вас? Брачный союз не должен становиться тюрьмой, он должен быть садом, в котором выращивается нечто возвышенное. Возможно, единственный способ спасти ваш брак — это расторгнуть его
Брак священен. Но, — голос Ницше стал строже, — лучше разрушить брак, чем позволить ему разрушить себя!

Возможно, всё сказанное выше не имеет отношения к книге совсем, но однозначно могу сказать, благодаря прочитанному мне удалось окончательно и абсолютно признать непопулярное для общества решение, которое я приняла почти ровно 6 лет назад.

________________________________________

На этом закончу. Книга прекрасна, автор великолепен.

С большим удовольствием и благодарностью за литературу, которая способна изменить жизнь.

16.09.2025

Ксения И.

ЦИТАТЫ:

«Потом он выдохнул, расслабился, позволил всему этому исчезнуть и вернулся в себя, в разум, который мог смеяться над самим собой, над собственным нелепым позерством»

«Для мужчины это не выбор. Это не выбор человека, но попытка ухватиться за иллюзию вне себя. Этот выбор, выбор другого, сверхъестественного, всегда расслабляет. Это всегда делает человека меньше, чем он есть на самом деле. Я люблю то, что делает нас больше, чем мы есть!»

«Я не умею лечить отчаяние, доктор Брейер. Я изучаю его. Отчаяние — это та цена, которую человек должен заплатить за самопознание. Загляните в самую глубь жизни — и вы увидите там отчаяние»»

«Знаешь, Зиг, может, это и должно быть целью терапии: освобождение этого скрытого сознания, которому нужно позволить просить о помощи при свете дня»

«Может, лишь мужчина в мужчине может выпустить на свободу женщину в женщине»

«Это значит, что они не дорожат тем, чем дорожу я! Иногда я так увлекаюсь наблюдениями за горизонтами жизни, что, оглянувшись, вдруг вижу, что рядом никого нет, что единственный мой спутник — время»

«Долг? Может ли долг взять верх над любовью к себе и вашим собственным поиском безусловной свободы? Пока вы не нашли себя, понятие „долг“ остается всего лишь эвфемизмом для использования других людей для собственного роста»

«во-первых, желать необходимое, во-вторых, любить желаемое»