Да кому вообще в 2025-м году интересны эльфы? *тянет руку* Ну кому-то да интересны, вон даже целый сериал недавно сняли, так что в этот раз я даже в тренде. Слегка.
Есть вообще такие вещи (истории, персонажи), которые понимаешь только со временем - с накоплением, так сказать, жизненного опыта, а еще банально некоторые слишком большие вещи нужно дольше осмыслять. Вот Феанор мне на тот момент, когда я знакомилась с "Сильмариллионом" казался ну не сказать чтобы психом, но таким, довольно простым персонажем, символизирующим связку "гений&злодейство", плюс любимая тема Толкина про гордыню, тщеславие и обладание чем-то (волшебным предметом), символизирующее со всех сторон. Однако сейчас я как-то в корне пересмотрела все свои взгляды.
Как многие знают, Толкин строил мифологию своей вселенной по мифологии скандинавов, ну и с залетом в британщину, конечно. Но суровость легендариума и самое главное, суть это буквально "над персонажами довлеет некий Рок" и они хоть и могут всячески с ним сражаться, а Рок оказывается сильнее. Это не секрет и по-моему первое, что говорят о вселенной Толкина и о "Сильме", как легендариуме непосредственно. Вся мифы где-то больше, где-то меньше строятся на этой четкой и внятно проговоренной мысли. Есть миф-квинтэссенция этого движения Рока - "Дети Хурина", это тоже все знают. Так вот, с Феанором всё дело в том, что это такой персонаж-воплощение "Детей Хурина". Он сам и Рок, и символ Рока, и всех тянет в этот Рок за собой.
Странности уже начинаются с рождением Феанора: дав жизнь такому во всех смыслах выдающемуся герою, его мать буквально ложится и умирает. Т.е. у него был настолько пламенный дух, что жизненная сила из нее перетекла в него, чтобы усилить его. Описанное настолько странно и ненормально, что даже на "подорвала жизнь при родах" свойственное для человеческой расы не тянет. Это ну, знак того самого - Началось. К слову, спустя много-много лет абсолютно тот же прием, использует Роулинг в "Проклятом Дитя", и получается что с теми же последствиями! Напомню, что в своеобразном сиквеле Поттерианы жена Драко Малфоя находилась под проклятием, о котором она знала, но всё равно родила ребенка и из-за этого угасла. А позже из-за всего этого ребёнок огромных делов натворил, тоже весьма эпических масштабов, буквально передел мира захватывающих, если так разобраться.
Возвращаясь к "Сильму": многие думают, что развилка сюжета произошла дальше, мол, не женился бы отец Феанора во второй раз, так и не было бы ничего. Но нет, всё началось не с Индис и ее сыновей, а с Мириэль и ее сына. Дело в том, что природа таких историй, содержащих в себе настолько мощных и масштабных персонажей, как Феанор, не терпит пустоты рядом с этим персонажем. Это вам любой хоть слегка знакомый с конструированием историй человек скажет. Нужно что-то положить на другую чашу весов - нет-нет, речь не про злодея-антагониста, - именно чтобы уравновесить историю. Грубо говоря, в одном углу не может быть густо, а в другом пусто. И, собственно, появление Нолофинвэ было тоже неким образом предопределено. Еще раз повторю, даже со ссылкой на Роулинг и ее идентичное использование кейса: если бы Финвэ не женился второй раз, то всё равно что-то бы случилось. Скажем, Финвэ бы утратил волю к жизни, затосковал без жены, а народ начал бы бугуртить и хотеть себе другого короля, причем, НЕ Феанора, т.к. у него вообще мать умерла при странных обстоятельствах, и сам он странный какой-то, а появился бы еще какой-нибудь уважаемый чел, допустим, Полуэкт Ноломэ, ну вы понимаете. И опять случилось бы примерно то же самое. Если рассматривать ситуацию из нашего мира, с писательско-читательской точки зрения, то законы выбранного Толкином мифа и персонажа, требовали от него создать ему противовес, а с ним и конфликт. Если смотреть изнутри, из самой истории - Рок должен был свершиться.
Тут надо сказать, что Нолофинвэ до последнего не хотел играть в эти игры и как-то противостоять брату (что вполне в его характере, как персонажа - где у Феанора плюс, там у Нолофинвэ минус, так и должно быть), но его буквально втянули в эту историю. Кстати, даже любители Первого Дома и хейтеры Второго отмечают, как недостаток Нолофинвэ, что он какой-то слишком холодный, отрешенный, мямля, ни рыба-ни мясо, слишком чистоплюй и нет в нем какой-то искры. Но ведь в этом ведь и суть, и самого персонажа, и их дуальности с Феанором! Там же всё буквально кричит об этом, начиная от цветов домов, заканчивая тем, что Феанор выбирает огонь (поджог кораблей), а Нолофинвэ лёд (переход через ледяные земли). Всё на своих местах и работает, как часы. Фирма, то есть Профессор, веников не вяжет. Поэтому я утверждаю, что даже не антагонистом, а персонажем-противовесом Феанора является Нолофинвэ - и по изначальной задумке, и по сюжету, где он вынужденно занимает эту позицию.
А что же Мелькор, да и Сильмариллы? Ну как сказать, давайте посчитаем. Рок Феанора затрагивает: его мать, отца (гибнет "случайно оказавшись не в том месте"), сыновей, брата, детей брата, детей второго брата, утягивая за собой по пути эльфов, которые пошли за Феанором, как за предводителем, и тех, кто пошел за Нолофинвэ, не говоря уже о случайных жертвах среди Авалькондэ. Это реально поступь судьбы, это шторм, который затягивает в себя всех, проходивших мимо, и да, получается, что он затянул в себя и Мелькора. Мелькор, который украл Сильмариллы и наговорил гадостей Феанору про брата это не причина происходящего с Феанором, и даже произошедшего далее. Нельзя сказать, что он его совратил и толкнул на преступление - вот здесь совершенно мимо истории с древом познания. Дело в том, что Рок в этой истории бьет Мелькора и невольно подчиняет его себе. Рок, к слову его и побеждает потом - явление Лютиэн было роковым, про это даже Финрод пророчествовал. Его тоже затаскивает волоком в эту историю, он не то, что не в силах сопротивляться, он даже не подозревает, что он в этой истории вовсе не солирует, а пляшет под чужую дудку. А Феанор, как воплощенный Рок на данном этапе истории, сильнее Мелькора получается, злого духа, чуть ли не первородного зла. Ведь что сильнее зла? Нет, не добро, а судьба.
Рок сильнее и других валар. Ведь кто/что есть валар? Воплощенные стихии. А в истории есть, например, такой момент, где Намо произносит проклятье для нолдор (из-за Феанора и случившегося), но суть в том, что ранее Феанор уже произнес клятву, и дети его произнесли. А? КАКОВО! Всё уже случилось, а валар остается только, как арбитру в футболе свистнуть и показать красную карточку. Во Второй Эпохе появляется глашатай от валар и сообщает эльфам, что проклятие с них снято, и кто хочет может вернуться в Валинор, а кто не хочет - в принципе жить тут, как хочет и никакой Рок над ними довлеть не будет... Спасибо, конечно, благодетели, но это не в вашей власти - изменить движение Рока. Вы можете только вон, свистеть и красные карточки показывать. Рок Феанора продолжает своё движение - аж до Третьей Эпохи, пока не был окончательно уничтожен Саурон и Кольцо Власти.
И два слова про Сильмариллы. Тут, понятно, есть и куча других трактовок, но давайте попытаемся уложить их в эту. Конечно, Сильмариллы таки тоже тут выступают, как "Роковые яйца". Феанор погибает, но Рок для его семьи продолжается и в его творениях... и в его детях. Они неразрывно связаны клятвой - обречены искать и совершать безумия во имя камней, и не будет им покоя пока не добудут, - и последствиями, т.к. эти камни они не могут взять в руки после всего совершенного. Диалектика, что поделаешь. Все, кто прикасаются к камням тоже оказываются затронуты Роком - Лютиэн и Берен, Эарендил и Эльвинг, нашедшие благодаря камню путь до Амана обратно. И Рок при этом не отпускает самих феанорингов. Более того - талант Феанора к сотворению разных магических артефактов передается дальше единственному внуку, и внук этот кует кольца власти, а с ними и одно кольцо. Которое можно уничтожить только где? В РОКОВОЙ ГОРЕ. Пабам, круг замкнулся!
В общем, суть не в камнях, как в макгаффине - суть в наследии Феанора. Выходит такая себе интересная закольцовка: Феанор создал Сильмариллы - драгоценные камни, содержавшие в себе свет, и еще семь сыновей породил. Только у одного из них родился ребенок, который унаследовал дар деда, и этот самый внук создал драгоценность, буквально содержащую в себе тьму. Пришлось уничтожить и первые, и вторые драгоценности, чтобы полностью закрыть и обнулить гештальт. Такая вот суровая сказка.
Еще раз, я не обвиняю Феанора во всех грехах легендариума, начиная с того, что "из-за него мать умерла", нет. Феанор это Рок. Рок не может быть хорошим или плохим, он просто происходит. Что должно - свершится. И поскольку это очень суровая, жестокая, но наполненная жизнью, огнем и чудесами вселенная, то и Рок у нее выглядит так. Кстати, показано достаточно много различных взаимодействий с Роком, от него вполне можно отказаться, отвернуться, откреститься... Но у Нолофинвэ не было другого выхода, кроме последовать за зовом судьбы - он даже об этом вроде бы в слух сказал, легендарной фразой. Парадоксально и одновременно нет его зов судьбы это компенсировать Рок брата, т.е. бороться ним - не с братом, с судьбой. Вслед за Нолофинвэ эту ношу взваливает на себя Фингон, после Тургон, а потом и Гил-Галад (отношу его ко Второму Дому и по этому фактору тоже). А после, кстати, Элронд, и Арвен с Арагорном, если занудствовать до конца. В плане взаимодействия и борьбы с Роком тоже есть по-суровому/мифологичному два варианта: выбираешь или смерть, или позор. Если выбираешь смерть, то как ни странно, можно еще пободаться. Рок Феанора не в том, что он сражается с персонализированным злом ака Морготом. Нет, он сражается со злом в себе. И каждый, кто этот Рок встречает - решает эту задачку для самого себя, и по сути только встретившись лицом к лицу с ней начинает жить.
P.S. Про дуализм, "природа произведения не терпит пустоты" и "любой знакомый со сторителлингом скажет". Интревью создателей популярной в нулевые телепередачи "Деревни Дураков":
У нас там изба была. Печь. И даже картина — Мужик и Баба вместе. И подумали, что какого-то резонера нужно. Фигура какая-то нужна. А кто в Сибири популярен? Медведь. Ну, давайте сделаем медведя! Так появился медведь. Пробежал на заднем плане, и все. И на санках катался. Веселая, дурноватая кукла получилась. После этого он три года был в спячке.
....
Пчела — моя задумка. Когда писали сценарии, я говорю: «Есть же медведь, давайте введем и пчелу в «Деревню дураков»!». Сначала не хотели, но потом открылось второе дыхание в шоу, ну я пчелу и протолкнул в напарники к медведю. Для конфликта! К пчеле была одна претензия — маленькое жало. Пришлось в издевку сделать утрированно большое, так и осталось.