Италия, Швейцария, Крым и Москва - Как изменились пейзажи Ильи Машкова за сорок лет его творчества?
Илья Машков - один из самых известных художников русского авангарда. наверное все хоть раз видели его знаменитые натюрморты и портреты.
Когда-то лет двадцать пять назад один хороший человек (и прекрасный художник), узнав, что мне нравятся импрессионисты, подарил мне огромный советский альбом, посвящённый творчеству Машкова. Я (молодо-зелено) была мягко говоря поражена - где кувшинки Моне, а где - вот это??!
И только сейчас до меня дошла вся глубина того жеста... Жаль, что уже не с кем это обсудить и ещё раз поблагодарить за тот альбом. А виной всему - потрясающая выставка работ Ильи Машкова в новом здании Третьяковки на Кадашёвской набережной.
Такие выставки бывают крайне редко, холсты собирают по всем областным музеям и несколько месяцев есть возможность любоваться ими вместе, составляя впечатление об их авторе.
Не обрывки, а именно общее впечатление - ведь художник, как любой человек, меняется в течение жизни, меняет свой стиль и интересы, ищет себя...
Так вот, такого Машкова я ещё не видела! Хотя год назад мы посещали музей его имени в Волгограде, а многие картины в Москву приехали как раз оттуда, но хоть убей, не помнила большинство из них.
Не буду скрывать, я открыла для себя Машкова-пейзажиста.
И скажу честно, если его пейзажи 1910-х отдалённо напоминали мне Сезанна, то работы 1930-х - ах! те самые кувшинки и пейзажи Моне. Дальше будет много фото, потому что это надо просто увидеть.
Наверное, самый ранний (и самый классический?) пейзаж на выставке - Дом в парке, написанный в 1903-1905 годах в московской усадьбе Люблино (выше). А ниже - несколько городских пейзажей уже в ином стиле, характерном для творчества Машкова 1910-х годов. Москва, 1911-1913 годы. Какие яркие краски!
Рядом - немного солнечной Италии.
И чудесные красные крыши деревенек и городков в Швейцарии...
Ну и, конечно же, живописный Крым.
Ну и немножко средней полосы... Пейзаж с прудом (слева) приехал из Беларуси.
...и вот оно. Общий вид станицы Михайловской, 1933 год. Под панорамным видом - фотографии этих мест, сделанные самим Машковым. Большая часть картины написана с натуры. Для того, чтобы получился нужный ракурс, художник просил устроить высокий помост. Говорят, местные крестьяне восприняли это как блажь, отвлекающую их от работы, но всё же выполнили просьбу большого человека из "центра", спасибо им. Получилось в итоге что-то близкое к пейзажам Поленова, который тоже любил писать с высокой точки. Картина получилась большая, к сожалению, в карточке не были указаны размеры, но метра два в длину там точно было.
И еще несколько картинок из родной станицы художника: Дворик в станице Михайловской, 1930 год. И просто Станица Михайловская, 1930-1933 год.
А вот эту картину из Волгоградского музея я всё-таки вспомнила. Девушка на табачной плантации, 1930 год (слева). А справа - Девушка с подсолнухами - портрет Зои Андреевой, 1930-1933.
А ещё был чудесный пейзаж с дачи художника в Абрамцево, написанный им уже в конце жизни, во время войны.
Ну и, конечно, снова Крым. Пионерский лагерь Артек, 1930-е.
Настолько понравилось, что нащёлкала несколько фрагментов поближе.
Ещё пара картин из Артека.
Советская Ливадия.
Ну и на закуску эскизы панно для банкетного зала гостиницы "Москва", 1937 год.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.