Найти в Дзене

Искусство дома: первая в России выставка картин Леонида Сологуба

Благотворительный фонд и федеральный девелопер DOGMA продолжают поддерживать инициативы и проекты по сохранению культурного наследия. Фонд оказал помощь международной инициативе по возвращению творческого наследия Л.Р. Сологуба в Краснодар. Леонид Сологуб Живописец, график, сценограф и архитектор Сологуб происходил из купеческой семьи в Ейске. Там прошли его детские и юношеские годы. Он получил блестящее образование: учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. За проект здания Государственной Думы получил звание художника-архитектора и право на пенсионерскую поездку за границу. Самостоятельно и в соавторстве создал ряд монументальных конкурсных проектов, большая часть которых так и осталась на бумаге: В 1912–1913 спроектировал и оформил 25 деревянных павильонов в неорусском стиле для юбилейной выставки в честь 300-летия Дома Романовых в Костроме. Занимался также сценографией и станковой графикой, показывал с

Благотворительный фонд и федеральный девелопер DOGMA продолжают поддерживать инициативы и проекты по сохранению культурного наследия. Фонд оказал помощь международной инициативе по возвращению творческого наследия Л.Р. Сологуба в Краснодар.

Леонид Сологуб

Живописец, график, сценограф и архитектор Сологуб происходил из купеческой семьи в Ейске. Там прошли его детские и юношеские годы. Он получил блестящее образование: учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. За проект здания Государственной Думы получил звание художника-архитектора и право на пенсионерскую поездку за границу.

Самостоятельно и в соавторстве создал ряд монументальных конкурсных проектов, большая часть которых так и осталась на бумаге:

  • Харьковского купеческого банка
  • Памятника императрице Марии Фёдоровне и Александру II в Петербурге
  • Обелиска в память 300-летия Дома Романовых в Костроме
  • Дворца искусств в Петербурге

В 1912–1913 спроектировал и оформил 25 деревянных павильонов в неорусском стиле для юбилейной выставки в честь 300-летия Дома Романовых в Костроме.

Занимался также сценографией и станковой графикой, показывал свои архитектурные проекты и акварели на выставке «Бубновый валет», «Мир искусства» в Москве и Петербурге.

Выдвигая идею синтеза пластических искусств, он создал «Мастерскую трёх искусств». Она существовала с 1912 по 1917 год и впоследствии влилась в Союз деятелей искусств. Перед «Мастерской» стояла амбициозная задача: стать уникальным объединением, в котором без посредников смогут сотрудничать и вместе разрабатывать комплексные художественные проекты архитекторы, живописцы и скульпторы.

В начале Первой Мировой войны художник добровольцем пошёл на фронт. Был награждён Георгиевским крестом. В 1918 демобилизовался. Некоторое время работал в мастерской А. В. Щусева. В начале 1920-х путешествовал по Китаю, Японии, Цейлону, Индии, Греции, Италии, Турции.

В 1922 эмигрировал, поселился в Гааге. В том же году провёл персональную выставку в галерее R. Duncan в Париже. В 1924 организовал в Гааге выставку художников-эмигрантов. С середины 1920-х писал преимущественно пейзажи в импрессионистическом духе и портреты. Экспонировал свои произведения в Гааге, Амстердаме, Роттердаме, салоне Независимых, Осеннем салоне, галерее «Бернхейм» в Париже. Принял участие в выставках русского искусства в Белграде (1930) и Париже (1932).

Возвращение работ в Россию

20 картин художника, исторические документы и публикации можно увидеть до 19 октября в Краснодарском художественном музее им. Коваленко. Это первая выставка в России, посвящённая творчеству и жизни Сологуба.

Инициатором возвращения картин стал краснодарский коллекционер Максим Пипотя, который на протяжении многих лет выкупал произведения художника на европейских аукционах. Вернуть работы в кубанскую столицу из Голландии удалось совместными усилиями коллекционера, координатора выставки искусствоведа Натальи Щурик, благотворительного фонда федерального девелопера DOGMA, волонтёров движения «Том Сойер Фест», а также частных пожертвователей.

«Мы убеждены, что сохранение культурного наследия играет большую роль для общества. Восстановление культурно-исторических связей даёт возможность прочувствовать всю полноту богатого русского наследия через произведения искусства. Работы Леонида Сологуба будут вдохновлять поколения, станут частью образовательного пространства. Для нас большая гордость быть причастными к проекту и помочь воплотить идею о возвращении на родину работ кубанского мастера», — подчеркнул президент благотворительного фонда и федеральной компании DOGMA Денис Морозов.

Максим Пипотя выразил признательность компании и благотворительному фонду DOGMA за помощь в осуществлении его давней мечты — вернуть на Кубань работы художника. Благодаря участию девелопера, была поставлена финальная точка в сборе недостающих средств.