Дата создания: 1866 год
Направление: реализм
Род: эпос
Жанр: роман
Исторический контекст
Эпоха 1860–1870-х годов в России ознаменована масштабными преобразованиями. Страну захлестнул подъём революционных настроений, сопровождавшийся крестьянскими волнениями. Отмена крепостного права повлекла за собой ломку прежних устоев, что глубоко отразилось на обществе. Рост бедности и нищеты привёл к увеличению числа преступлений, в том числе среди молодёжи, оказавшейся в тяжёлом положении.
Зарождение и развитие замысла
В 1850 году Ф.М. Достоевский был приговорён к каторжным работам за связь с кружком петрашевцев. Именно в этот период у него возникает идея романа «Преступление и наказание», который изначально задумывался как исповедь о пережитом на каторге.
К 1865 году писатель, испытывавший серьёзные финансовые трудности и обременённый долгами, в попытке поправить дела предложил издателю журнала «Отечественные записки» свой роман «Пьяненькие». В письме к издателю он так охарактеризовал замысел:
«NB. Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч. - Листов будет не менее 20, но может быть и более».
Однако издатель отказался, и роман не был написан, хотя его наработки (в частности, история Мармеладова) позднее вошли в сюжет «Преступления и наказания».
После отказа Достоевский заключил договор с другим издательством, продав за 3000 рублей права на трёхтомное собрание сочинений и новый роман. Получив аванс и рассчитавшись с долгами, он уехал за границу на лечение (после смерти отца писатель страдал эпилепсией). Но, будучи азартным игроком, Достоевский быстро проиграл все деньги и оказался в крайне стеснённых обстоятельствах.
Содержание и центральные идеи будущего романа автор изложил в письме к М.Н. Каткову, издателю «Русского вестника»:
«Это — психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?», «Полезны ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека».
Этапы работы
- В 1865 году, вернувшись в Петербург, Достоевский продолжил работу над романом, усложнив сюжет за счёт включения в него истории из «Пьяненьких», что способствовало трансформации первоначальной повести в масштабный роман.
- Изменилась и форма повествования: от исповедальной от первого лица к авторскому изложению.
- К концу 1866 года роман был завершён.
- В течение года произведение публиковалось в журнале «Русский вестник» и было встречено с огромным читательским и критическим успехом.
Жанровые особенности
«Преступление и наказание» — это роман, который невозможно однозначно отнести к какому-либо одному традиционному жанру. Его жанровая природа синтетична:
- Детективный: в центре сюжета — расследование убийства, совершённого Раскольниковым.
- Философский: благодаря статье Раскольникова, в которой излагается его теория о «право имеющих» и «тварях дрожащих».
- Религиозный: о чём свидетельствует евангельский эпизод о Воскрешении Лазаря и то, что в эпилоге Раскольников просит у Сони Евангелие.
- Социальный: через детальное описание быта городских низов и проблему пьянства.
- Психологический: поскольку основной акцент сделан на внутреннем мире и душевных терзаниях преступника.
Оценка критиков
- В.В. Розанов в работе «О Достоевском» (1893) писал: «... все остальные произведения <...> обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению — «Преступление и наказание»... <...> Общий дух романа, неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных поразительных его эпизодов: как — это тайна автора, — но он действительно подносит нам и дает ощутить преступность всеми внутренними фибрами нашего существа...».
- Е.Л. Марков в статье «О романе «Преступление и наказание»» (1879) отмечал: «Преступление и наказание» — один из самых серьезных, глубоких и оригинальных романов Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов... <...> ...ничего подобного, по обстоятельности исследования и внутренней психической правде, не представляет наша литература в своих разнородных описаниях преступлений. <...> ...трудно написать более мастерскую и верную картину психики преступника...».
Темы и проблемы
«Преступление и наказание» — это социально-философский и психологический роман. Его центральная тема — тяжёлое положение беднейших слоёв общества, ведущее к их моральной деградации и озлобленности. Помимо этого, Достоевский затрагивает такие темы, как:
- «униженные и оскорблённые»;
- спасительная сила любви;
- нравственное падение и духовное возрождение;
- «маленький человек»;
- семья;
- справедливость.
Мотивы преступления Раскольникова
- Философский: вера в собственную теорию о делении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
- Социальный: крайняя нужда, поскольку «Он был задавлен бедностью».
- Психологический: крайняя степень отчуждённости: «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с квартирной хозяйкой».
- Нравственный: нежелание принимать жертву близких: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать!».
Теория Раскольникова
Согласно его теории, человечество делится на два разряда: «право имеющие» (сильные личности, подобные Наполеону, которым дозволено переступать через моральные нормы) и «твари дрожащие» (послушная масса, вынужденная подчиняться).
Главная идея
- Любое преступление влечёт за собой не столько юридическое, сколько духовное наказание, которое страшнее любого тюремного заключения.
- Спасение человека — в вере, способной привести его к прощению и обретению счастья.
Система персонажей
- Родион Раскольников — главный герой, бывший студент-юрист. Его фамилия символизирует «раскол» и внутреннее «раздвоение».
- Соня Мармеладова — 18-летняя девушка, вынужденная торговать собой, чтобы содержать семью; олицетворяет христианское смирение и жертвенность.
- Дуня Раскольникова — сестра Родиона, невеста Лужина, впоследствии выходит замуж за Разумихина.
- Пётр Лужин — расчётливый и беспринципный жених Дуни.
- Разумихин (настоящая фамилия Вразумихин) — лучший друг Раскольникова.
- Аркадий Свидригайлов — аморальный и противоречивый персонаж, способный как на добро, так и на зло. Кончает жизнь самоубийством.
- Семён Мармеладов — отец Сони, спивающийся чиновник, погибает под колёсами коляски.
- Катерина Ивановна — жена Мармеладова, мачеха Сони.
- Старуха-процентщица — жадная ростовщица, ставшая жертвой Раскольникова.
- Лизавета — кроткая и юродивая сестра процентщицы, невольная свидетельница, также убитая Раскольниковым.
Мотив двойничества
- Соня Мармеладова — «светлый» двойник Раскольникова. Она тоже переступает через себя (нравственный закон), принося себя в жертву, и следует за ним на каторгу, чтобы разделить его вину. Именно её любовь и вера помогают возродиться душе Родиона.
- Пётр Лужин — двойник-антагонист. Его «экономическая теория» («возлюби одного себя») является зеркальным искажением теории Раскольникова, доводящей индивидуализм до откровенного эгоизма и подлости.
- Аркадий Свидригайлов — «тёмный» двойник. Он прямо заявляет Раскольникову, что они «одного поля ягоды». Его цинизм и вседозволенность — это реализованная на практике идея «права имеющих». Его самоубийство становится для Раскольникова грозным предзнаменованием.
- Порфирий Петрович — интеллектуальный двойник. Следователь, разработавший собственную «психологическую» теорию поимки преступника, он проявляет интерес к идеям Раскольникова, словно и сам в молодости размышлял над подобными вопросами.
Сны Раскольникова
- Сон о забитой лошади: проявляет его сострадание и ужас перед жестокостью.
- Грёзы об Египте (Африке): уход от мрачной реальности в мир грёз.
- Сон об избиении хозяйки: страх разоблачения и наказания.
- Сон с повторным убийством старухи: осознание невозможности убежать от своего преступления.
- Сон об эпидемии «трихин»: символизирует окончательное отвержение его теории как губительной для человечества.
Ключевые цитаты
Родион Раскольников:
«Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!»
Аркадий Свидригайлов:
«Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды наехали, прячут деньги, а всё остальное развратничает».
Пётр Лужин:
«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно».
Семён Мармеладов:
«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».
Соня Мармеладова:
«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
Подготовка к ЕГЭ / ОГЭ по русскому языку и литературе, повышение успеваемости. Пробное занятие БЕСПЛАТНО, познакомимся, определимся с начальной точкой, покажу материалы, разберем небольшую тему и попрактикуемся🤗
📞Пишите в телеграмм: @mashulka11 ❤️